Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Творческий портрет современника
Преодолеть, чтобы стать
Надежда Емельянова
Имя Павла Кипниса значится в афишах театра драмы имени Горького всего второй сезон. Однако оренбургские театралы заметили этого молодого артиста. За роль Тартюфа в одноименном спектакле по пьесе Мольера Кипнис стал лауреатом конкурса "ОНАКО - театральным звездам Оренбуржья".
Несмотря на молодость, он вместе с женой актрисой Еленой Солодилиной успел вкусить и сладость, и разочарование столичной театральной жизнью. И понял: надо быть сверхрациональным по характеру, чтобы пытаться утвердить себя на московских сценических подмостках. А высиживать свое место, ждать десятилетиями, когда подойдет его очередь до звездного часа, - не хотел. Поэтому без долгих колебаний молодая актерская семья оказалась в Оренбурге.
- Я покривлю душой, если скажу, что меня чем-то не удовлетворяет мое сегодняшнее положение, - в раздумье говорит Павел. - Считаю, что главное для актера - работа, занятость. Когда все время играешь, репетируешь, - некогда и думать: ко двору ты или не ко двору. И мне грех жаловаться: я уже сыграл несколько ролей мирового репертуара - это не каждому дано на первом этапе творческого пути. Помимо непосредственного участия в создании спектаклей "Тартюф", "Сверчок за очагом", "Дон Жуан", "Выходили бабки замуж" я ввелся в уже прошедшие проверку временем постановки. И как настоящий подарок судьбы воспринимаю то, что мне довелось играть в трех тургеневских пьесах - выдающихся, хотя и малоизвестных. В качестве дипломной работы мы готовили спектакль по одноактной пьесе "Где тонко, там и рвется" - изящнейшую вещь, которую современники Тургенева называли "Евгений Онегин" в драматургии. Здесь я играю Елецкого в "Нахлебнике" и роль слуги Митьки в "Холостяке". Повторюсь, для всякого творческого человека главное - быть постоянно погруженным в процесс поиска и созидания, чтобы все клеточки твоего мозга и все уголки души были заняты этим. И тогда не останется места для депрессии, для зависти или интриг.
- И у вас не бывало моментов сомнений и обид, когда кажется, что вам не воздали по заслугам, не оценили по достоинству? - не удержалась я от возражений.
- Нет, почему же, бывали. Но жена моя... Нехорошо, может быть, признаваться в любви к своей собственной жене... Конечно, по природе своей мужчины необыкновенно тщеславны, самолюбивы и честолюбивы. Так вот жена мне всегда повторяет: "Невозможно в жизни нравиться абсолютно всем, так просто не бывает!"
Непросто в тридцать с небольшим лет научиться относиться к жизни, творчеству, к своему месту в многогранной и подчас противоречивой артистической среде философски. Павлу Кипнису это, кажется, удается, коль он считает, что и обиды, и сердечные раны - это тоже житейский багаж, который может быть употреблен во благо, а не злобы и мести ради. Все пережитое он стремится как бы переплавить в некую питательную почву, на которой и должно произрастать профессиональное мастерство. "Ошибки - это тоже богатство. А иначе ведь не на чем будет играть, - убежден Павел. - Русская театральная школа и основана на этом - "я о себе". В театре без накопления собственного "я" долго не продержишься. Везде - читаешь - о себе, играешь - о себе. И как трудно на сцене отыскать свои собственные личностные проявления! Для этого ум и душа актера должны быть, как губка, - впитывать все, что видит, слышит, узнает, ибо жизнь неизмеримо шире любого искусства".
Создавая свои острохарактерные образы, такие, как Теклтон в "Сверчке за очагом" или Тартюф, артист ориентируется на непростой, но плодотворный принцип - ищи в добром где злой, а в злом - где добрый. Для него любая роль - это поиск художественных средств для воплощения человеческого характера во всей его совокупности и множественности черт, во всей полифоничности целостной личности. Так Павел не мог не воспользоваться уже имеющейся в его активе наработкой, осуществленной под руководством творческого руководителя, выпускающего их группу, народного артиста СССР Виктора Коршунова. В этом спектакле Павел и Елена играли те же роли, только на французском языке. Во время студийных репетиций они смотрели фильм-спектакль, поставленный замечательным французским актером Жераром Депардье, где он же играл главного героя. Оказалось, что для французов Тартюф - вовсе не однозначно отрицательный или комический персонаж, не отпетый негодяй и только: он личность трагическая, он - жертва страсти.
Или тот же Теклтон: драматичная судьба человека, не верящего в любовь, несущего тяжкий крест вселенского скептицизма.
- И всему этому надо найти логическую убедительность, художественную доказательность. Только тогда образ, который ты воплощаешь на сцене, становится интересен публике. В этом суть актерского профессионализма, - подытоживает свои размышления Павел.
За его горячей убежденностью, некоторым даже максимализмом, проглядывается столь редкая по нынешним временам одержимость своим делом, осознанность своей высокой миссии человека искусства.
А ведь все могло сложиться иначе. Родители Павла прочили своему сыну другую стезю: "серебряный" медалист физико-математической школы, он без труда поступил в энергетический институт. Но уже через год так увлекся занятиями в студенческом театре, что напрочь забросил учебу. Чтобы скоротать время до армии, пошел работать на завод, получил профессии слесаря и сварщика. После службы в армии по семейным обстоятельствам (родители разошлись, некому было помогать) вынужден был поступить в пищевой институт и одновременно работать на хлебозаводе. И все-таки через два года понял, что не в состоянии продолжать учиться в нелюбимом институте, все время бегая по театрам. Тайком от матери прошел все творческие туры сразу в нескольких местах - в ГИТИСе, в Щукинском и Щепкинском училищах. Отдал предпочтение последнему. Уже занимаясь в училище, научился профессионально резать стекло, подрабатывал то в дилерской конторе по продаже жилья, то в хозяйственном магазине, мог выполнить заказ по ремонту квартиры, и как слесарь-сантехник.
В общем, он многое преодолел, чтобы стать артистом, и теперь уже не мыслит себя в ином качестве. Жизнь не слишком-то пугает его, потому что он немало может делать собственными руками, как настоящий мужчина, мастеровой человек, мало похожий на рафинированного интеллигента. И счастлив тем, что сейчас целиком отдает себя любимому делу, которое, кстати, приносит и относительное материальное благополучие. Со своим тестем, народным артистом России Анатолием Солодилиным и женой Еленой Павел много концертирует, причем они не халтурят, а серьезно занимаются благим делом - пропагандой классического искусства: читают Пушкина, Есенина, Гоголя. Лена прекрасно поет, вместе играют фрагменты из спектаклей.
- Я бесконечно благодарен судьбе за то, что она наградила меня такой семьей, что дала возможность не просто наблюдать, но и учиться у таких мастеров театрального искусства, какими являются Анатолий Сергеевич, а также режиссер Рифкат Исрафилов, многие талантливые актеры театра. Рядом с ними поневоле и себе задаешь планку повыше, стараешься ее преодолеть. Это, наверное, и есть накопление опыта.
На снимках: сцены из "Тартюфа" и спектакля "Сверчок за очагом".
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.