Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Его книга дохнула на меня, как степь весной…»
С 2006 года конкурс проводится по новым правилам: лауреат в номинации «Современная классика» определяется, как и прежде, решением авторитетного жюри, что гарантирует престижность награды и объективность выбора, а вместо номинации «Выдающееся дебютное художественное произведение русской литературы» введена номинация «XXI век» (яркое произведение современной прозы).
Лауреатами премии, в жюри которой входят директор яснополянского музея Владимир Толстой, Игорь Золотусский, Лев Аннинский, Валентин Курбатов, Владислав Отрошенко и Павел Басинский, становились как известные прозаики - Василий Белов, Виктор Лихоносов, Тимур Зульфикаров, Анатолий Ким, Леонид Бородин, так и писатели нового поколения - Антон Уткин, Александр Яковлев, Алексей Иванов, Захар Прилепин, получившие премии по второй номинации.
Игорь Золотусский, подводя итоги работы жюри, очень поэтично высказался о победившей повести нашего земляка «Высокие жаворонки»: «Его книга дохнула на меня, как степь весной. Читая такие произведения, чувствуешь, как на тебя кто-то смотрит с неба…»
- Пётр Николаевич, в 2005 году, на вручении другой очень престижной литературной премии - «России верные сыны» - известный критик и литератор Владимир Бондаренко так сказал о Вашем «Новомире»: «Да за одну эту повесть его можно было бы наградить всеми литературными премиями сразу». Но вот пришло время награды и заслуженного признания и лучшим Вашим произведением назвали повесть, написанную ещё в 1986 году…
- Конечно, автора в первую очередь интересует оценка его последних вещей, но концепция толстовской премии такова, что жюри оценивает главным образом произведения, которые, по его мнению, обладая высокими художественными качествами, были отмечены читателями в момент выхода в свет и прошли суровую проверку временем. Виктор Лихоносов, например, получил «Ясную Поляну» за свои ранние и до сих пор любимые многими повести «Люблю тебя светло» и «Осень в Тамани», Василий Белов – за «Привычное дело»…
- А как объяснить, что столь крупное событие русской культурной жизни осталось почти незамеченным средствами массовой информации? «Российская газета» дала интервью с Сараскиной, где на полосе Вы присутствовали лишь на фотографии да в короткой справке. Телеканал «Культура» обошёлся минутным сюжетом опять же с Сараскиной, а имя победителя в главной номинации вообще не было названо!.. А газета «Коммерсантъ» опубликовала ёрническую, в постмодернистском духе заметку Лизы Новиковой, где журналистка с большим самомнением комментировала происходившее на церемонии вручения награды: «Когда дошла очередь до главной номинации «Современная классика», литературовед Игорь Золотусский, дежурно пройдясь по «верхушечной интеллигенции», что постоянно хоронит русскую литературу, завёл сказ о крупном писателе, что живёт далеко от Москвы и что в 1986 году выпустил повесть о том, «как дышит степь весной»... Или: «Жюри удалось показать, что премии важен не столько масштаб дарования, сколько верность традиции»…
- Ну, что взять с «коммерсанта»? Это ж не цены на колбасу или тряпки... А объясняется это тем, что давно заведён «чёрный список» русских писателей, которых современные хунвейбины «культурной революции» тщательно вымарывают из новостей и самого контекста нашей культуры или стремятся принизить их и опорочить. И я давно уже в этом списке. Представителей так называемой «новорусской волны», которые расселись в руководящих креслах основных телеканалов, журналов и газет, бесит само слово «традиция». Вот и вышеупомянутая журналистка проговаривается, противопоставляя талант традиции. Это обыкновенная мошенническая уловка. Она лишь повторяет верхи воинствующих апологетов постмодернизма, которые широко представлены на телеэкранах и книжных полках именами Швыдкого, Ерофеева, Улицкой, Петрушевской, Толстой и прочими другими – «имя же им легион». Это попытка отодвинуть, принизить традицию, на которой держится вся русская, да и любая другая культура.
На самом же деле в понятии «традиция» уже заложено стремление к обновлению и продлению ценностных и художественных векторов литературы. Чехов, Бунин, Шолохов, Распутин традиционны по отношению к Льву Толстому, но разве они не новы?
И даже постмодернисты, отвергая традицию, тем не менее с нею связаны. Правда, паразитически. Ёрничать, хохмить и стебаться, разрушать иерархию смыслов и ценностей они могут только цитируя традицию и паразитируя на ней. Но ещё Блок заметил, что ирония – это заменитель, эрзац настоящего чувства…
- …А наш современник очень точно, на мой взгляд, выразил сущность интеллектуальной иронии, на которой сейчас пытаются строить не только постмодерновую литературу, но и журналистику и даже обычные человеческие отношения: она «подарена художнику дьяволом в ответ на обещания не лезть в душу человека, не призывать к состраданию». Но ведь на сострадании к человеку и стоит вся русская литература!
- А противоположная состраданию сторона – обыкновенный цинизм, который и демонстрируют «новейшие» наши писатели текстов. Сейчас Слово пытаются превратить в игровое подспорье, в развлечение, в способ увести от действительности, «пригнуть к корыту» или опустить «ниже пояса» читателя, навязать ему новую, чуждую традиционной систему ценностей, вернее даже - стоимостей. Делается это согласованно и нахраписто, потому что за неимением Божьего дара эти ребята пытаются действовать организованным напором. Они чаще всего бездарные или малоталантливые, но далеко не глупые. Поэтому лучше нас понимают необходимость сплочённости, идеологического и якобы новейшего эстетического обоснования и яркой упаковки для плодов своей бездарности.
На самом деле за разговорами о том, что традиция мешает дарованию проявлять себя, стоит попытка завоевать себе право на вседозволенность, на эстетический и моральный беспредел. Но такой путь губителен для искусства, потому что культура – это прежде всего система «табу», не позволяющая человеку опускаться до животного. Постмодернистам просто нечего дать и они лягают то, к чему хотели бы, может, принадлежать, но не могут.
И хотя у них предостаточно своих премий, всяких «букеров-антибукеров» и прочих, они претендуют и на «Ясную Поляну», на другие русские премии и весьма раздражаются от того, что не удаётся получить. Потому что эта награда предназначена в первую очередь произведениям реалистическим и к тому же высокого художественного, духовного и нравственного накала. То, что предлагают в своих творениях постмодернисты, чаще всего совершенно не вписывается в главное течение и классической, и современной нашей литературы.
- И тем не менее многое им всё-таки удаётся. Без стыда, ощущения позора и унижения собственного достоинства невозможно смотреть ни один канал телевидения. В книжных магазинах классика задвинута на дальние полки, а прямо у порога доступные каждому, в ярких красивых упаковках продаются книги, написанные матом. Одну из таких принесла на днях в редакцию наша сотрудница. Пётр Николаевич, может, на самом деле великая наша литература устала? И что может и должен делать сейчас в этой ситуации настоящий писатель?
- Правильнее говорить не об усталости литературы, а об усталости читателя, замордованного потрясениями и «реформами» народа. В душах поселились смута и разочарование, отсюда желание забыться, убежать в вымышленный мир, спрятаться от жизни. Вот и читают порой всякий окололитературный «отстой», эту печатную «фабрику снов»...
Что должен делать писатель? Писать ещё лучше, на пределе своих возможностей, чаще выходить к широкому кругу читателей. И здесь не обойтись без поддержки разумной и понимающей эту трагическую ситуацию власти. К сожалению, на федеральном уровне мы её не ощущаем, дела там обратны словам. И хорошо, что на местном эта весомая поддержка существует. Например, принята трёхлетняя программа «Культура Оренбуржья», по которой выделены гранты на развитие творческих союзов. Благодаря правительству области уже в этом году двухтысячным тиражом выйдет в свет уникальный трёхтомник произведений, посвящённый пятидесятилетию областного литературного объединения имени В.И. Даля. Изданы будут ещё семнадцать авторов, которые теперь смогут выйти к читателю со своими, пусть порой и небольшими поэтическими книжками. Мы долго ждали этого, ведь выход книги – это значительное событие в жизни автора, это лучший стимул к новой творческой работе, а значит, и к развитию нашей оренбургской литературной школы, не побоюсь её так назвать. А без книг, без читателя кто мы – «пишущие в стол»?..
- Пётр Николаевич, не за горами – через год с небольшим - Ваше шестидесятилетие. С какими творческими замыслами движетесь Вы к этой знаменательной дате?
- Ну, насколько она знаменательна – это для меня самого вопрос... Досадно, что многое из задуманного не успел сделать, не смог, много сил и времени уходило на то, чтобы, как ныне выражаются, «выжить» в эти непотребные времена. Да и годы берут своё, особенно же в том, что чем дальше, тем требовательнее становишься к тому, что пишешь, придирчивее, и этой придирчивостью, даже мнительностью маешь самого себя же... Так что радоваться тут особо нечему. Продолжаю работать над большой повестью. И надеюсь, что удастся дополнить и переиздать в будущем году с помощью Печатного дома «Димур» своё четырёхтомное собрание сочинений, которого до сих пор нет ни в общественных библиотеках области, ни в продаже, имеется оно лишь в библиотеках школ. На встречу с новыми читателями надеюсь, это для человека пишущего самое важное, главное.
Беседовал Александр Старых.