Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Корабли на Урале

-----
Анастасия Кисурина, Михаил Савинков, ученики 11 «А» класса МОУ «СОШ №7»
«…Получить привилегию на право пароходства…»
Анастасия Кисурина, Михаил Савинков, ученики 11 «А» класса МОУ «СОШ №7»
«…Получить привилегию на право пароходства…»
В 1850-е годы в Оренбургской губернии, включавшей в себя Башкирию, Оренбургскую, Челябинскую и другие области, было много рек. И хотя многие из них были удобны для сплава барок и плотов, только река Белая, и то уже по соединению с рекой Уфой, могла считаться судоходной во всякое время года и, соединяясь с Камой, текущей по северо-западной границе губернии, служила единственным водным путём. Был также опыт сплава хлеба по реке Сакмаре из г. Бузулука в г. Самару, первый раз сделанный в 1840 году и повторенный также с удовлетворительным успехом между местными помещиками. Река Урал в те времена считалась мелководной, и попытка судоходства не увенчалась успехом.
Между тем, река всё же привлекала купцов как торговый путь, и, как считал купец первой гильдии потомственный почётный гражданин Михаил Ефимович Мякиньков, «судоходство по Уралу было бы весьма полезно для преуспевания края в экономическом отношении». В 1875 году 3-го мая, всё тот же М.Е. Мякиньков подал «прошение Его Высокопревосходительству Господину Оренбургскому Генералу Губернатору, Генерал-адъютанту Николаю Андреевичу Крыжановскому», где писал: «Река Урал по течению от города Нижне-Уральска до Орска и выше к верховьям считается до сего времени не судоходною… Предвидя возможность учредить пароходное буксирно-пассажирское движение по Уралу в обозначенном выше участке, я не остановился бы пред такими затратами, лишь бы иметь гарантию в том, что другие не воспользуются плодами моих успехов. Поэтому я желал бы получить привилегию на 12 лет на исключительное право пароходства по реке Урал… По получении привилегии, я обязуюсь произвести исследование реки, очистить дно её, если окажется нужным, сделать другие приспособления, какие потребуются, и учредить  пароходное движение в течение двух лет… Рейсы пароходства я обязуюсь производить во время навигации с ранней весны до совершенного упадка воды в Урале, если при всех стараниях нельзя будет ходить судам в течение всего лета. В противном случае, то есть если я не устрою пароходства в двухгодичный срок, то выданная мне привилегия должна считаться отменённою».  К сожалению, губернатор отказал купцу, объяснив отказ тем, что не имеет достаточно сведений и данных (к примеру, в чём именно должны заключаться приспособления), что весьма возможны правонарушения, например, купец откажется  от своего предприятия, причём может быть, что ни к каким  капитальными работам он даже и не приступит, и т.д. Таким образом, первая попытка начать судоходство оказалась неудачной. Хотя купец Мякиньков и не пытался больше получить монополию на развитие судоходства, эта идея заинтересовала других людей, которые в последующие годы не раз пытались её реализовать.


Генерал Крыжановский понимал, что судоходство может принести пользу краю. Сохранились его сообщения Господину Министру Внутренних Сообщений. В марте 1876 года он писал: «…как много теряет край, не имея возможности пользоваться существующими реками, могущими служить весьма удовлетворительными путями сообщения. Считаю своим долгом заявить… о необходимости возможного приспособления их к судоходству с целью увеличения богатства и благосостояния края… Имею честь покорнейше просить… командировать в Оренбургский край инженера для специального исследования реки Белой, Уфы, Ая и других…»
Известно также и о купце Куперине, обратившемся с ходатайством к Крыжановскому о разрешении устроить пароходное сообщение. Оно ему было дано. К нему прилагались правила, по которым утверждалось, что Министерство путей сообщения подчиняет этим правилам пароходовладельцев при выдаче им разрешения на устройство пароходства. Но о купце Куперине и о его затее, увы, больеше ничего не известно. Надо думать, опять что-то не вышло.

«Николай Крыжановский» отправляется в путь
Позже, в 1875-1879 годах, этим вопросом заинтересовались братья Ванюшины. Они ещё в 1871 году исследовали Урал с точки зрения судоходства от Кизильской станицы до г. Орска, нашли его русло удобным для плавания небольших судов. И обратились за сочувствием к оренбургскому генерал-губернатору Н.А. Крыжановскому: «...торговый дом Братьев Ванюшиных имеет честь доложить следующие сведения:
1) устраиваемый ныне пароход будет иметь машину высокого давления в 25 сил, длина парохода - пятнадцать сажень. При пароходе будет 8 барж;
2) пароход будет первоначально следовать от  Оренбурга до Уральска, а если уровень воды в р. Урал позволит, то до г. Орска и обратно;
3) пароходные пристани будут в Оренбурге, Чесноковке, Илеке, Уральске;
4) хождение парохода по Уралу предполагается начать по вскрытии реки никак не позже 1 мая…
г. Оренбург, 19 марта 1879 года».
В отличие от купца Мякинькова, братья Ванюшины всё-таки получили согласие, в 1879 году приобрели пароход, небольшой, но красивый, названный ими «Николай Крыжановский» - в честь покровителя. Пароход этот отправился вниз по реке с баржами, но дальше Илека уральские казаки его не пустили, боясь, что пароходство вредно отразится на рыбном промысле. К тому же уральцам-раскольникам пароходство представилось по новизне настолько необычным, что внушало ужас!
Тем не менее купцы Ванюшины решили добиться давления на уральцев, думая через высшую власть истребовать у них разрешения на свободный проход по Уралу, по крайней мере, до г. Уральска. Сергеем Ванюшиным был доставлен в С.-Петербургское общество содействия русской промышленности и торговли доклад, читанный 25 сентября 1879 года, «О судоходстве по реке Уралу». «…Ввиду того, как много теряет край, не имея возможности пользоваться существующими в нём реками, могущими служить весьма удовлетворительными путями сообщения, считаем своим долгом заявить о необходимости возможного приспособления их к судоходству с целью увеличения богатства и благосостояния края, имеющих, конечно, значение для государства…».
Общество отнеслось с сочувствием к предприятию Ванюшиных и решило поддержать их своим ходатайством пред высшей властью о разрешении пароходства. Из военного министерства был командирован чиновник в Уральскую область для собирания сведений на месте.
И вот в 1880 году пароход начал регулярные рейсы между Оренбургом и Уральском. Было назначено официальное открытие пароходства, сопровождающееся торжеством. Из сообщения «Оренбургского листка» за 1880 год: «Для торжества открытия пароход причалил к каменному спуску против дома генерал-губернатора (теперь - институт повышения квалификации учителей) и стал на якорь… К 5 часам вечера весь берег и все возвышенные места бульвара были покрыты народом. Когда на пароход прибыл главный начальник края Н.А. Крыжановский, и кафедральный протоиерей Д. Озерецковский с хором певчих начал молебное пение, головы ближайших групп народа обнажились… Торжественная тишина сбежавшегося народа показала, что на реке пред ним стояла не забава, а важная, великая в народной экономии сила.
После сего пароход, снявшись с якоря, двинулся вверх по реке и, зайдя за угол рощи ввиду казачьего форштадта, воротился на прежнее место, где генерал-губернатор слез на берег, а пароход через 5 минут ушёл и стал на Банном озере.


Во время всего первого рейса народ бежал за пароходом по берегу…
Прислуга на пароходе вся русская - первым капитаном (он же машинист) призван действовать П.В. Владимирский и управляющим С.И. Чертков. Весь штат с матросами состоит из 10 человек».
Пароход этот вскоре с грузом хлеба из Оренбурга направится в Илек и Уральск. Но дальше Уральска он не пошёл, т.к. Ванюшины встретили на пути враждебное настроение уральцев и наслушались угроз от казаков, которые обещали в будущем даже стрелять в пароход, что с глубоким чувством горечи были вынуждены продать пароход и баржи за бесценок.
Так плачевно закончилась вторая попытка к проложению речного пути по реке Урал. Не только внешние препятствия - быстрота течения, летнее мелководье, засоренность устья, обмеление реки, но, скорее, внутренние причины - опасения за вред рыболовству и косность уральцев - сгубили полезное предприятие в его детском возрасте, не дав ему встать на ноги.
Но в то же время существовали лёгкие пароходики для местных увеселительных прогулок, принадлежавшие Рукавишникову и Юрову.

Организация судоходства по Уралу в начале XX века
До революции  регулярное судоходство так и не было организовано.
В начале ХХ века вопрос о возможностях развития судоходства по реке Урал поднимался неоднократно, ещё губернатор Оренбурга И.И. Неплюев предлагал найти способы «сношения по Яику водой в торговых целях». Но дело это по отсутствии предпринимателей долгие годы оставалось забытым.
Известно, что 3 июня 1902 года преосвященный Владимир отбыл на собственном пароходе в Сакмарскую станицу. Путь вверх  в 67 вёрст был пройден за 8 часов. Стар и млад вышли навстречу пароходу, причём почётные казаки встретили владыку хлебом-солью.
Позднее преосвященный Владимир назван одним из тех, кто доказал  возможность пароходства по Уралу.
В начале 30-х годов прошлого века снова поднялся вопрос о судоходстве на реке Урал. В архивах сохранилась переписка между руководством города и Госпланом (г. Москва) по вопросам об организации судоходства по реке Урал от 1922-1923 годов. Нам удалось найти Краткий доклад в КИРСТВО г. Оренбурга «О судоходстве на реке Урале».
«I. Возможно ли судоходство на реке Урале.
Судоходство на реке Урале встречает следующие препятствия:
1. Мелководье предустных пространств.
2. Перекаты на протяжении от г. Калмыково до Уральска (1250 вёрст по тракту).
3. Отсутствие обстановки (сигнальных знаков) по реке и в особенности на перекатах, недостаток соответствующих судов.
4. Отсутствие соответствующего обследования.
Выводы:
Таким образом, надо только положить начало, в первый же год работы выявить возможность и экономическую выгоду судоходства по реке Уралу. Так если считать, что судоходство по реке Уралу безо всякой расчистки перекатов возможно в период, когда вода станет выше межени на 0,4 саженей, то есть:
в 1914 году с 20 марта-31 июня, т.е. 132 дня;
в 1915 году с 17 апреля-3 июля, т.е. 77 дней;
в 1916 году с 8 апреля-18 июля, т.е. 72 дня;
в 1917 году с 4 апреля-25 июля, т.е. 82 дня;
в 1918 году с 20 апреля-18 июля, т.е. 89 дней.
В среднем - 90,6 дней.
Минимум - 72 дня.
Максимум - 132 дня.
Возможно, что минимум в 1920-1921 году был ещё на несколько дней ниже, но зато в 1921-м максимум давал весь сезон. Из практики выяснилось, что на ход из Гурьева до Уральска требуется 10-15 дней и обратно 5-10 дней, всего 15-25 дней. Таким образом, три рейса вполне возможны даже в годы минимума. При наличии же обстановки на перекатах, когда пароходы пойдут не ощупью, а полным ходом и не только днём, но и ночью, то число рейсов даже в годы минимума дойдёт до 4-х или 5.
II. Значение судоходства на реке Урале.
1. Для местного края.
Прежде всего, надо отметить, что благодаря судоходству удешевится провоз продуктов и с этим стоимость его.
2. Для государства.
В Центральную Россию пойдут продукты животноводства, за границу - солодовый корень. В дальнейшем при использовании реки Урал откроются ещё более грандиозные перспективы: судоходство будет возможно до г. Орска, вниз по реке пойдут: хлеб, строительные материалы; вверх: нефть, нефтепродукты. Шлюзование позволит правильно орошать пойму Урала, даст возможность электрифицировать весь район.
24 ноября 1922 г.
Председатель Губэкосо: И. Киселёв».
После того, как этот доклад был рассмотрен, 22 декабря 1922 года состоялось Совещание при Общегосударственной плановой Комиссии при Совете Труда и Обороны КССР по вопросу об организации судоходства по реке Урал. В архиве Оренбургской области сохранился Протокол этого совещания, на котором постановили следующее:
«1. Поручить Госплану разработать вопрос об экономических выгодах для Края в результате организации судоходства по реке Урал.
2. Поручить Госплану передать проект Урал Губэкосо Оренбургскому Губэкосо на предмет выявления заинтересованности в этом вопросе и учёта тех организационных и материальных средств, которые могут представить Оренбургские губернаторские органы для дела организации судоходства по реке Уралу».
В 1924-1925 гг. на Урал с Волги доставили три парохода и несколько барж, тогда же было организовано пассажирское движение между Уральском и Гурьевом. В 1931 г. создано управление Уральского речного транспорта, а с 1932 г. суда стали регулярно ходить до Оренбурга.
Впоследствии Урал и Сакмара в районе г. Оренбурга были признаны судоходными реками. В Оренбурге были созданы три водных организации. Главная - Пристань Оренбург Уральского речного пароходства. Начальником пристани долгое время был И.Ф. Рощин. А на месте нынешнего магазина «Успех» по адресу: ул. Ленинская, 39, стоял когда-то Дом пароходства. Пассажирские катера обслуживало  областное управление малых рек.
50-60-е годы двадцатого столетия отмечены появлением новых катеров, новых организаций, связанных с судоходством. Однако период этот был недолгим. Ходил по Уралу пассажирский теплоходик «Гризодубова», катер «Пионер», буксирный катер-толкач, о чём в своё время уже рассказывал «Вечерний Оренбург». На этом и закончилась местная судоходная история.
Комментарии
09 декабря 2010 г.
Когда именно закончилась "местная судоходная история"?
Ходил ли по Уралу п а р о х о д "Чапаев"?
Статья понравилась.Вспоминаю "малую Родину",детство на реке Урал в п.Облавка.
Спасибо.
Приморский край,г.Находка
Ответить
10 января 2011 г.
спасибо за отзыв, к сожалению данным иследованием больше не занимаемся, да и информацию найди очень трудно, помогли только люди которые судоходством сами и занимались. к сожалению уже долгое время по Уралу не ходят суда..да и изменить уже ничего нельзя,обмельчал Урал.
Анастасия Кисурина
Ответить
16 января 2011 г.
Интересно было прочитать. Догадывался, что на Урале было судоходство, но не мог найти материалов.
К сожалению, возродить судоходство вряд ли возможно, Урал, особенно в районе Оренбурга, усыхает по колено. Плакать хочется, гляда на реку.
Ответить
19 декабря 2011 г.
Маяк .Был ли на самом деле маяк ? И какую роль выполнял ?
Ответить
02 мая 2016 г.
Имя: Jekka
Маяк был и выполнял роль сооружения приграничной оборонительной линии для наблюдения и/или подачи сигналов. Обычно находился на возвышенностях. В Приуралье не имел отношения к судоходству и навишации.
Ответить
02 мая 2016 г.
Имя: Jekka
в сер. 19 века Оренбургская пограничная линия потеряла свое значение, следовательно этот термин утратил свое первоначальное значение, а лишь остался в народной памяти, и как следствие в топонимах.
Ответить

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.