Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
На родине Кастро и кактусов
Американский фонд National Press Foundation провёл в Мехико международный тренинг для журналистов. Из одиннадцати тысяч претендентов для участия в нём организаторы программы отобрали только 60 представителей средств массовой информации из 43-х стран мира. Единственным участником из России стала корреспондент газеты «Вечерний Оренбург» Альфия Галиева.
Американский фонд National Press Foundation провёл в Мехико международный тренинг для журналистов. Из одиннадцати тысяч претендентов для участия в нём организаторы программы отобрали только 60 представителей средств массовой информации из 43-х стран мира. Единственным участником из России стала корреспондент газеты «Вечерний Оренбург» Альфия Галиева.
Впечатлениями от пряной, шумной и многоцветной жизни в малоизвестной оренбуржцам стране она и делится с нашими читателями.
Вот такой Голливуд!
Лететь в Мехико предстояло из Москвы с пересадкой в аэропорту «Джон Ф. Кеннеди» в Нью-Йорке. Поэтому, кроме визы мексиканской, пришлось получать в общем порядке и транзитную визу в США. Это требование американских властей появилось после известных событий 11 сентября 2001 года. А это значит – ещё одно собеседование в консульстве и оплата, что называется, «по полной», даже если ты будешь в США не больше часа. Ну, да всё это казалось мелочами по сравнению с тем, что в конце пути ожидала мексиканская экзотика и приключения. Я думала о них и вспоминала всё, что знала о стране кактусов, мачо, текилы и сомбреро.
Нью-Йорк оказался не очень гостеприимным, и после почти одиннадцатичасового перелёта над океаном «мексиканские» приключения начались ещё в небе и аэропорту «Джон Ф. Кеннеди». Командир экипажа объявил, что в Нью-Йорке гроза и сесть мы не сможем. Через полчаса наш самолёт вынужденно приземлился в аэропорту Сиракузы, неподалёку от Нью-Йорка. Небольшой городок встретил солнечной погодой, одуванчиками на лётном поле и берёзами (!) в окрестностях. Провинциальный аэропорт не имеет статуса международного, а значит, и права впускать на территорию США иностранных граждан с международных рейсов. Это означало только одно: из самолёта нас не выпустят. Дальше начался Голливуд. В лучших традициях американских блокбастеров каждые пятнадцать минут по громкой связи объявляли, что «мы делаем всё возможное, чтобы вы оказались в Нью-Йорке как можно быстрее». Американцы, как любит повторять Михаил Задорнов, из всего умеют сделать шоу...
- Да мы застряли тут в каком-то колхозном аэропорте! - жаловался по телефону сосед спереди.
В Нью-Йорке тем временем уже началась регистрация на рейс в Мехико.
Маленькое утешение я испытала, когда в иллюминаторе показались «огни большого города»: ночной Манхэттен, подсвеченный Бруклинский мост, знаменитые небоскрёбы и яркие нитки длинных авеню Нью-Йорка… Мы приземлились здесь в первом часу ночи. Мрачный терминал, в который нас высадили, походил на приют беженцев со всех концов света: колоритные афроамериканцы в национальных нарядах, сбившиеся в стайки японцы, индийская мама, разместившаяся прямо на полу посреди зала, чтобы покормить ребёнка; красивые и очень шумные и подвижные испаноговорящие дети, у которых никак не заканчивался заряд «батарейки», американские дамы без возраста и их спящие на огромных сумках ребятишки и, конечно, русские с московского рейса, ставшие друг другу самыми родными за время полёта и очередей. Через два часа сообразительным американцам пришла в голову блестящая мысль покормить нас. Впрочем, сухие солёные галеты с кока-колой и водой только в сытой Америке могут считаться едой...
Лето - не лето, зима - не зима
Три с половиной часа полёта – и в иллюминаторе огромная чаша огней: на дне чаши окружённый горами лежал бесконечно огромный Мехико с 24-миллионным населением.
Опоздав на сутки, из-за недосыпа уже плохо соображая даже на русском, пытаюсь найти кого-то из служащих аэропорта, более или менее изъясняющегося по-английски: американские приключения закончились потерей багажа в столице Мексики. На моё счастье, скоро находятся оба: сначала служащий, потом багаж. Уфф!
- Где лучше взять такси и сколько это будет стоить? – интересуюсь у сопровождающего.
- Я Вас провожу, но стоить это будет долларов пятнадцать...
За те же деньги добираются на такси до аэропорта и в Оренбурге. Ну и чем мы хуже мировой столицы?
Купив в кассе билет на такси, выхожу, наконец, на мексиканский воздух. Пальмы у входа и не говорящие даже на плохом английском водители сразу же дарят стойкое ощущение не просто чужой страны - совершенно другого мира. Ну здравствуй, другое полушарие!
Мехико встретил прохладой и сыростью ночи. И кто сказал, что в Мексике жарко?! Есть, конечно, курорты (Акапулько или Канкун), где летние температуры очень похожи на оренбургские, но Мехико за две июльские недели жарой не побаловал ни разу. Столица расположена почти в самом центре страны и находится на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря. При этом её со всех сторон окаймляют горы, а в окрестностях Мехико есть даже два действующих вулкана. И из-за неплотного грунта, на котором стоит город, он каждый год оседает на пятнадцать сантиметров. Поэтому мексиканцам не нужно ехать в Пизу, чтобы увидеть «падающие» здания – их хватает и в Мехико. Например, так любимая верующими Базилика Святой Гваделупы, самой почитаемой святой Мексики и её покровительницы, которая по преданию явилась народу на месте храма. Несколько лет назад старинная церковь начала оседать со стороны фасада, и потому изнутри её стены и свод поддерживают сегодня металлические конструкции. Мексиканцы, к слову, очень набожны - образы святых и алтари можно увидеть даже на рынках, вокзалах или автостоянках...
Погоду в столице определяет влажный субтропический климат, и системы отопления в зданиях просто не предусмотрены. Средняя температура воздуха в январе - плюс 12 градусов по Цельсию, в июле — плюс 16 градусов. В Оренбурге мы, прямо скажем, к такому лету не привыкли. Поэтому о сложной акклиматизации с головными болями, скачками давления, одышкой (в том числе из-за знаменитого смога) и прочими неприятностями нас предупредили заранее, но, к счастью и удивлению, ничего такого, кроме одиннадцатичасовой разницы во времени, я не почувствовала.
Ни дня без выхлопа
Ранним утром с высоты многоэтажки на горизонте можно рассмотреть горы, днём они как будто окутаны туманом - это и есть смог. Он опускается на Мехико ближе к полудню и рассеивается ближе к вечеру, но, вопреки расхожему представлению, небо остаётся ясным и прозрачно-голубым. Хотя порой, особенно если едешь в машине с открытыми окнами по улице с плотным движением, дышать из-за выхлопов становится нечем. В зимние месяцы в Мехико действует правило - «один день без машины», когда автомобили с определённой буквой или цифрой на номерном знаке не имеют права выезжать на улицы города. Таким нехитрым способом власти города борются с пробками и выхлопами.
Жители мексиканской столицы выходят утром из дома в демисезонных куртках, а то и в пуховиках. После обеда солнце над Мехико, конечно, уже припекает по-летнему, но к вечеру обязательно будет ливень – сезон дождей в Мехико начинается ещё весной и продолжается до осени. Причём осадки выпадают строго по расписанию – часов в пять-шесть вечера, так что можно заранее планировать день, подстраиваясь под «небесную канцелярию». Не зная этого, мы однажды надолго застряли в метро, а потом в кафе, пытаясь переждать дождь, а затем, потеряв, наконец, терпение, отправились ловить такси. Кстати, это достаточно доступный вид транспорта, учитывая расстояния в мексиканской столице. Но и не всегда безопасный: поездка на первом попавшемся на улице такси, особенно в знаменитых зелёных трёхдверных «Жуках», не всегда может закончиться благополучно - без денег, украшений, фото- или видеотехники остаться вполне реально, даже среди бела дня...
С транспортом в Мехико вообще связано много интересных и весьма экзотичных для российского сознания моментов. Мы были немало удивлены, когда наш мексиканский коллега Артуро, выпив за ужином пару бокалов вина, спокойно сел за руль, пристегнувшись тем не менее ремнём безопасности. Оказывается, управление автомобилем после такой дозы не считается ездой в нетрезвом виде. Не меньшее изумление вызвало и уважение к пешеходам: дорогу им уступят везде и всегда, так что первые несколько дней я, похоже, вводила мексиканских автолюбителей в искреннее недоумение, по привычке уступая дорогу им. Более того, в воскресенье для пеших прогулок горожанам отдают главный проспект Мехико - Пасео-де-ла-Реформа. Двенадцатикилометровую улицу, главная достопримечательность которой – колонна Ангела Независимости, перекрывают на весь день. Композиция, кстати, очень похожа на оренбургского Доброго ангела мира в сквере имени Четвёртого апреля.
Где ни копни - история
Но о Родине напомнил не только монумент Ангела. Недалеко от него я обнаружила улицу «Река Волга», а на другом конце Мехико отыскала сквер имени... Пушкина и памятник Александру Сергеевичу. Мексиканской столице его несколько лет назад подарил московский мэр Юрий Лужков. Но латиносы, похоже, не прониклись русским духом, разве что в лучших традициях российских вандалов свинтили табличку с постамента. И сквер, и памятник я ожидала найти в лучшем виде. И пусть отдыхавшие в сквере мексиканцы недоумевали, почему безымянный бюст привлёк столько внимания с нашей стороны, гордый взгляд Александра Сергеевича, обращённый сквозь пальмы, говорил о том, что и в далёкой Мексике он по-прежнему - «наше всё»...
Вообще достопримечательности в Мехико можно встретить в самых неожиданных местах. По количеству монументов и уникальных зданий - их в Мехико насчитывается более 1,4 тыс. - столицу Мексики нельзя сравнить ни с одним городом мира. На территории Мехико находятся десять археологических парков. Но кроме обязательных для туристов площади Конституции - Сокало - второй по величине в мире, самого большого в Латинской Америке кафедрального собора - Центрального Кафедрального Собора, площади Трёх Культур, где находится обширная археологическая зона с фрагментами зданий ацтеков, Базилики Святой Гваделупы, Антропологического музея, самого большого в мире парка Боск-де-Чапультепек, площади Гарибальди, где для гостей мексиканской столицы играют марьячи - национальные музыкальные ансамбли, и прочих культурно-исторических реалий, практически повсюду в городе можно наткнуться на пирамиды. Если мексиканцы берутся что-то строить, то обязательно во время строительства находят пирамиды ацтеков или их руины. Так, например, было во время строительства станции метро Пино Суарез - сегодня в её вестибюле находится древний храм ацтекского бога ветра Эхекатля, вокруг которого станцию и возвели.
Уже ль те самые трущобы?..
Для любого туриста, а тем более журналиста, экскурсия по самому большому мегаполису в мире была бы неполной без визита в знаменитые трущобы. Арендовав такси на четыре часа, мы с коллегами отправились в пригород Мехико, где на склонах гор рассыпаны бесчисленные дома самых, как мы считали, бедных жителей мексиканской столицы. Но трущобы оказались не такими уж и трущобами на самом деле - ничуть не хуже нашего частного сектора. И можно только порадоваться за бедное мексиканское население, которое возит сюда на экскурсии иностранных журналистов на собственной новенькой «Хонде»...
Но вернёмся всё-таки на улицы Мехико. Мы никак не могли привыкнуть к темпераментному поведению водителей: стоящие на перекрёстке автомобили нетерпеливо и беспрерывно гудели, как будто поторапливая светофор. А полицейские мирно беседовали, не обращая на эти звуки никакого внимания. Можно представить реакцию нашей госавтоинспекции на подобные проявления темперамента...
Впрочем, порой сигналы автомобилей и сопровождавшие их крики и свист водителей были адресованы отнюдь не светофорам. Светлокожие блондинки из России и Литвы в стране смуглых брюнетов, конечно, не остались без особого внимания. Мы с Беатой были, мягко говоря, смущены таким поведением «горячих латинских парней», но Артуро объяснил, что это всего лишь общепринятые знаки внимания, что-то вроде нашего комплимента. Надо заметить, на туристов с европейской внешностью там вообще смотрели, как на инопланетян, хотя бы потому, что мы были как минимум на голову выше всех аборигенов. Средний рост мексиканца - метр шестьдесят, так что в вагонах спроектированного и построенного французами метро мало кто из местных держится за верхние поручни - высоко. А образ двухметрового мексиканского мачо для меня навсегда остался всего лишь очередной голливудской выдумкой...
Не в столицу, так за границу…
Кстати, в метро Мехико проявления темперамента не только не приветствуются, но и грозят наказанием. В часы «пик», когда «подземка» переполнена, вагоны разделяются на мужские и женские, чтобы предотвратить возможные домогательства. Нарушителей как минимум попросят покинуть «не свой» вагон. Но к туристам, забредшим в него по незнанию, полиция и работники метро относятся намного лояльнее – и в этом мы убедились сами...
Ещё в метро Мехико вряд ли встретишь людей в строгих деловых костюмах с ноутбуками и дорогими мобильными телефонами, как, например, в московском метрополитене. На метро передвигаются в основном простые жители мексиканской столицы – это самый дешёвый вид транспорта (одна поездка обойдётся в два песо, или примерно пять рублей). Может быть, именно поэтому здесь так много желающих заработать, тем более что уровень безработицы в стране и самом Мехико довольно высокий. Взявшись некоторое время назад за развитие нефтяной промышленности, государство почти забыло о сельском хозяйстве и других отраслях экономики. В результате из сельских районов и маленьких городов сотни их жителей – в основном с невысоким уровнем образования - и сегодня отправляются искать лучшей доли в столицу или через границу в США, чаще всего нелегально. Государство поддерживает малообеспеченных, гарантируя бесплатное медицинское обслуживание и начальное образование. Но и в Мехико такие мигранты перебиваются в основном случайными заработками, соглашаясь на неквалифицированный труд. Женщины, не находя себе иного применения, нередко занимаются проституцией, которая не то чтобы легализована, но если и карается законом в некоторых регионах, то не строже, чем распитие спиртных напитков в общественном месте. Более того, мексиканские проститутки не прячутся от телекамер и властей, создают кооперативы и называют себя не иначе как «секс-работники», настаивая на том, что такого рода работа - это тоже труд. И надо заметить, мексиканское общество вполне лояльно относится к разного рода сексуальным меньшинствам и секс-работникам и сочувствует им. Что ни говори, сложно представить себе, например, однополые пары, прогуливающиеся вечерами в центре Оренбурга и открыто демонстрирующие нежные проявления чувств. Но в этом на звание мировой столицы мы даже и не претендуем...
«Синько песос!»
А в основном у мексиканца есть два простых способа заработать – блеснуть музыкальными способностями или продать что-то. Кстати, удивительно, но нигде в Мехико я не встречала попрошаек - деньги здесь именно зарабатывают, а не просят, даже чаевые официанты и другой персонал отрабатывают сполна. Сервис остаётся отменным и в ресторанах, и в забегаловках на рынке. А поют и играют, кажется, все – дети, их родители, слепые нищие, молодёжь с немыслимыми барабанами, безработные мамаши с младенцами на руках, девушки с гитарами - и буквально на каждом шагу: в метро, уличных кафе, городских и пригородных автобусах...
На каждой станции метро в вагоны запрыгивают продавцы музыкальных дисков с встроенными в рюкзаки динамиками DVD-плейеров и местные коробейники с леденцами и малосъедобным на вид спрессованным воздушным рисом, который они называют «батончиками радости» и рекламируют так долго и пышно, словно это последняя модель Мерседеса. Так что к концу поездки уже понимаешь смысл фразы «Синько песос! Синько песос!» («пять песо»), и она, как надоедливая мелодия, надолго застревает в сознании...
На улицах Мехико можно встретить людей, продающих даже комнатные растения в горшках, не говоря уже о сувенирах. Цены на последние, конечно, завышены, хотя в целом сравнимы с оренбургскими, как, впрочем, и на всё остальное. Но торговаться можно и даже нужно, при условии, конечно, что говоришь по-испански. Ведь английским в Мексике, к нашему удивлению, несмотря на близость США, и на бытовом уровне практически никто не владеет. Может, потому, что в государственных школах иностранные языки не преподают, а частные учебные заведения доступны далеко не всем. Даже меню в барах, кафе и ресторанах на английском не дублируются. Поди разберись во всех этих «такос», «фахитас», «гуакомоле» и «печуго де пойя»! Благо, рядом всегда был испаноговорящий редактор бразильского журнала Рафаэль, кстати, кроме меню в мексиканских ресторанах, читавший Толстого, Достоевского и Солженицына...
Ешь кукурузу, кактусы жуй!
Мексиканская кухня оказалась именно такой, какой её представляют туристы – острой и пряной. Пряностями пахнет даже в метро. Одних только видов перца чили в Мексике насчитывается больше сотни. Неудивительно, что без него не обходится почти ни одно блюдо. Мексиканская кухня - это и кукурузная лепёшка тортилья, больше, чем просто хлеб - символ Мексики. Без тортильи не обходится ни один мексиканский дом уже более трёх тысяч лет - их выпекали ещё ацтеки. Обычно в тортильи прямо за столом заворачивают мясо и овощи, и тогда это называется «такос».
Вместе с меню в кафе или ресторане вам обязательно принесут «начос» - пресные чипсы из кукурузной муки с несколькими острыми соусами. Это традиционная закуска перед основным блюдом. Кроме соусов к ней обычно подают нарезанный дольками лайм. У нас он дороговат, а для мексиканцев видеть его на столе так же элементарно, как для нас соль и перец. В Мексике лайм очень любят и прямо за столом выжимают из дольки сок, добавляя практически во всё - в мясо, салаты и даже в пиво. И, конечно, закусывают лаймом знаменитую текилу - мексиканскую водку, которую делают из голубой агавы, похожего на алоэ растения высотой в человеческий рост. В некоторых барах Мехико посетителям предлагают более 250 сортов текилы...
Ну и, конечно, не обошлось без экзотики. Увидев однажды за завтраком в отеле цельные лимоны на столе, я, было, удивилась: почему их даже не порезали? Оказалось, что это и не лимоны вовсе, а плоды кактуса, который в дикой природе может вырастать высотой с дерево.
Прохладная мексиканская ночь никак не хотела отпускать домой. Странное дело: после двух недель в Мехико я совсем не скучала по дому. Мексика, ещё недавно такая далёкая и чужая, стала близкой и понятной. Не удивляли уже ни пальмы, ни игнорирующие английский водители такси, ни назойливые взгляды в метро и на улице, даже испанский начал приобретать смысл... Самое время расстаться! Не опостылевшими друг другу случайными знакомыми, а большими друзьями, которые однажды обязательно встретятся вновь - подумаешь, другое полушарие!