Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Взял Оренбург «на карандаш»
Фото Ларисы Терентьевой
Бывает, стоишь перед работами профессионального, прославленного художника – всё прекрасно, грамотно, отточено, выверено… Да только чувств никаких не вызывает. А бывает, попадёт в руки любительская зарисовка, в которой есть жизнь, движение, сила и какая-нибудь «изюминка» от автора – и чувствуешь: картина дышит!
Фото Ларисы Терентьевой
Бывает, стоишь перед работами профессионального, прославленного художника – всё прекрасно, грамотно, отточено, выверено… Да только чувств никаких не вызывает. А бывает, попадёт в руки любительская зарисовка, в которой есть жизнь, движение, сила и какая-нибудь «изюминка» от автора – и чувствуешь: картина дышит!
Один из таких оренбургских художников-любителей Александр Васильевич Баранов, полковник в отставке, начальник Управления исправительных трудовых учреждений МВД по Оренбургской области с 1985-го по 1990-й годы, художник-любитель и просто интересный человек тонкой души.
Казалось бы, работа в местах лишения свободы и тяга к искусству – вещи совсем несовместимые. Куда там «физикам и лирикам»… Но урождённый новотройчанин Баранов нигде и никогда не расставался с альбомом и цветными карандашами, в крайнем случае шариковой ручкой и клочком бумаги.
- Без рисования не могу жить. В детстве отец затачивал мне цветные карандаши и разрешал рисовать на обоях, - вспоминает он. – Я и рисовал всё, что вижу, – двор, колодец, женщин с коромыслами... А когда начал учиться в школе, оформлял плакаты. Потом отец погиб на фронте, а дядя вернулся весь израненный… Его назначили библиотекарем, и книги я брал читать целыми стопками, в том числе по искусству, рисунку… Вот так и научился – самостоятельно. Потом даже проучился год в Народном университете рисунка и живописи в Москве.
… Дверь корреспондентам «Вечёрки» открыла красивая женщина, чертами лица и белокурыми локонами напоминающая примадонну советского кино Татьяну Доронину, но при этом обладающая собственным неповторимым шармом. Целая толстенная папка рисунков у Баранова, множество картин маслом посвящены любимой жене Александре Михайловне – она, неувядающая, для супруга по-прежнему Малыш, Сашенька и Шурочка. «И глянули мне в душу твои глаза и приворожили на века…» - так подписал Александр Васильевич один из лучших портретов своей златовласой музы.
Перед нами – заветные рисунки. У Александра Васильевича их несколько тысяч. Множество папок и альбомов в доме Барановых хранят самые разные работы: здесь городские и степные пейзажи, леса, речные берега, угрюмый ландшафт колонии, портреты людей, знакомых и мимолётом увиденных (в том числе и колоритные лица своих подопечных в колонии). Есть здесь запомнившиеся лица известных и неизвестных «людей с телевидения», а также портреты многочисленных оренбургских друзей Барановых.
- В основном я рисую по памяти, - признаётся художник. – Мне достаточно один раз взглянуть на человека, увидеть ландшафт, чтобы потом передать его в картине или рисунке.
А иногда Баранов целиком полагается на собственную фантазию. С её помощью, например, созданы рисунки о Великой Отечественной войне (десять из них, к слову, сейчас выставлены в музее Тараса Шевченко). «Вызываем огонь на себя», «В санбат», «Вечная память», «Вернулся домой на пепелище – а жизнь продолжается…» - это не зарисовки с натуры (для войны Баранов был ещё слишком молод), все эти зарисовки родились из разговоров с участниками Великой Отечественной и собственных (весьма правдивых, как отмечают ветераны) домыслов художника.
Отдельного внимания заслуживает Оренбург глазами Баранова. По рисункам Александра Васильевича легко можно проследить, как менялся город в разные свои эпохи. Вот вид с седьмого этажа «Золотой избы» (так иронично называлось тогда здание юридической академии) на улицу Терешковой образца 1984 года; вот Форштадт 1978 года, а вот «Улица Ялтинская-1991». И множество рисунков дворов, стадионов, вид из «Пироговки» на улицу Шевченко, из госпиталя УВД на пожарную часть.
- Лежу в больнице, смотрю в окно – рисую всё, что вижу, и всех, кто проходит мимо. Ни дня без рисунка – таков мой девиз.
Александр Васильевич хорошо помнит Оренбург шестидесятых, когда Барановы только переехали в наш город, и он, судя по всему, не произвёл на них большого впечатления:
- Оренбург прошлого – это пыльные переулки, узкие улочки, редкие карагачи, старые жёлтые дома с печным отоплением. Бывало, идёшь и ничего не видишь: в глаза летит сажа с копотью… А сейчас? Поистине город-праздник!
«Всё стало вокруг голубым и зелёным», - гласит подпись под городским пейзажем Баранова, зарисованным в мае 2003-го года. Таких картинок, портретов обновлённого и преобразившегося Оренбурга в альбоме Александра Васильевича становится всё больше.
- Стараюсь не сидеть без дела – всё время рисую, пишу дневники, чтобы не упустить ни одного лица, ни одного эпизода из своей жизни, - признаётся напоследок художник. – Мы с Сашенькой часто гуляем с фотоаппаратом и видеокамерой, чтобы запечатлеть природу, людей, расцвет Оренбурга… Мы любим наш город! И любим жизнь.