Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Вступая в новый учебный год…

-----
Людмила Марченко, заместитель Главы г. Оренбурга по социальным вопросам, кандидат педагогических наук

Главными задачами администрации города Оренбурга в наступающем новом учебном году являются обеспечение равенства доступа горожан к дошкольному и общему среднему образованию, повышение материально-технического, информационного, кадрового, программно-методического уровня образовательных учреждений.
Людмила Марченко, заместитель Главы г. Оренбурга по социальным вопросам, кандидат педагогических наук

Главными задачами администрации города Оренбурга в наступающем новом учебном году являются обеспечение равенства доступа горожан к дошкольному и общему среднему образованию, повышение материально-технического, информационного, кадрового, программно-методического уровня образовательных учреждений.
Приоритет в реализации образовательной политики муниципалитета имеет дошкольное образование, так как расширение доступа к нему является одним из ключевых средств решения проблемы снижения потенциальной социальной напряжённости среди жителей Оренбурга. Кроме того, городская исполнительная власть считает дошкольное образование важным фактором повышения общего уровня образованности населения.
Показатели охвата детей дошкольным образованием в Оренбурге сопоставимы (и даже немного превышают) с российским и региональным показателями.
Сегодня в 126 дошкольных учреждениях воспитываются 22 тысячи детей, что составляет 69% детского населения города. Сеть дошкольных учреждений дифференцирована и имеет возможность предоставлять самый широкий набор услуг в зависимости от развития интеллекта, физического состояния, социальных запросов и материальной обеспеченности семьи.
В последние годы, вследствие повышения рождаемости, в городе началось постепенное увеличение числа детей дошкольного возраста (с 30177 в 2004 году до 32070 в 2008-м).
Однако, несмотря на положительные тенденции в развитии системы дошкольного образования, очерёдность в устройстве в детские сады остаётся высокой и составляет по Оренбургу 2500 человек.
Администрация города, решая данную социальную задачу, разработала и утвердила на заседании Оренбургского городского Совета социальный проект «Город - малышам», в рамках которого определены 3 направления решения проблемы:
- использование внутренних резервов доступности дошкольной системы за счёт оптимизации имеющихся площадей, внедрения гибкой системы режима пребывания детей, так называемые группы кратковременного пребывания. Таким образом, на начало текущего учебного года было открыто дополнительно 300 мест;
- возвращение в систему дошкольного образования ранее переданных в другие отрасли (здравоохранение, социальная защита населения, начальное образование) зданий. В настоящее время возвращено 7 зданий, т. е. 1340 мест, переданные объекты сейчас реконструируются и будут введены в строй в ближайшее время;
- строительство новых детских садов. Программой капитального строительства г. Оренбурга на 2009-2011 годы предусмотрено строительство 3-х детских садов и проектирование 3-х дошкольных образовательных учреждений.
В части обеспечения финансовой доступности дошкольного образования для различных категорий населения в соответствии с принятой на законодательном уровне государственной поддержкой (компенсационные выплаты) пользуются более 19 тысяч семей.
Помимо этого, решениями Оренбургского городского Совета закреплены льготы по оплате пребывания в детских садах детей, чьи родители награждены муниципальными наградами: медалью «Материнство» и Почётным знаком «Отцовская Слава».
Общее среднее образование муниципальные власти г. Оренбурга рассматривают как важнейшее средство социальной адаптации молодого поколения в современном мире, основу его профессиональной успешности, предпосылку здорового образа жизни и социальной мобильности.
Качественные изменения в системе образования Оренбурга произошли в результате реализации приоритетного национального проекта «Образование». Прежде всего это отразилось на оснащённости образовательного процесса комплексом учебного и компьютерного оборудования, укомплектованности педагогическими кадрами, в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; наличии высокоскоростного доступа в Интернет.
Ежегодно школы-победители национального проекта получают государственную поддержку (гранты) по 1 млн. рублей, которые направляются на модернизацию материально-технической базы, повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров.
За 3 года гранты Президента РФ получили гимназии №№1, 2, 3, 4, 5, 7, лицеи №№1, 2, 3, 4, 5, 6, школы №№30, 57, 61, 7, 27 и 38.
Главный результат реализации национального проекта администрация Оренбурга видит в системных преобразованиях и значительных изменениях практически по всем направлениям образования.
Так, впервые за последние 5 лет на 1 сентября 2008 г. все школы и действующие детские сады города имеют лицензии на образовательную деятельность и свидетельства о государственной аккредитации учреждений.
В соответствии с областными показателями все школы повышенного уровня (гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением предметов) подтвердили в ходе аккредитации свой статус.
Высокие результаты обучения учащихся школы Оренбурга демонстрируют на всех уровнях.
В нынешнем году в 19-ти областных предметных олимпиадах участвовало 463 учащихся 9-11 классов из 38 образовательных учреждений.
Результативным было участие оренбургских школьников в 19-ти предметных олимпиадах, в которых 70 учащихся города стали победителями (примерно столько же, что и в 2006-2007 гг.).
Призовые места завоёваны по информатике, экономике, литературе, экологии, ОБЖ, русскому, татарскому и французскому языкам.
В числе победителей - учащиеся гимназии №1 (39 призовых мест), гимназий №№2, 3, 4, 5 и 6, лицеев №№1, 3 и 4, школ №№6, 38 и 61.
По результатам 5-го (заключительного) этапа Всероссийской олимпиады школьников наиболее результативным оказалось участие школьников Оренбурга - 12 дипломов.
По итогам второго года реализации приоритетного национального проекта «Образование» в качестве поддержки талантливой молодёжи премии президента присуждены 14 юным оренбуржцам (2 чел. в размере 60 тыс. рублей, 12 чел. в размере 30 тыс. рублей) на областных и всероссийских мероприятиях, что составляет 19% от числа областных победителей.
Интенсивно идёт компьютеризация школ.
К новому учебному году приобретено 45 интерактивных досок, 12 мобильных классов, свыше 40 рабочих мест учителей, которые включают в себя ноутбуки, документ-камеры, проекторы, 9 систем голосования для использования в учебных целях, 170 компьютеров и 180 мультимедийных проекторов на общую сумму 22 млн. рублей.
В рамках национального проекта «Образование» все школы Оренбурга подключены к высокоскоростному Интернету. На сегодняшний день свыше 35 образовательных учреждений имеют собственные Интернет-ресурсы (WEB-страницы и сайты).
Осуществляется фундаментальная подготовка к переходу на новую профильную систему обучения.
Профильные классы организованы в 22-х школах повышенного уровня (гимназиях, лицеях, школах с углублённым изучением отдельных предметов), 7 средних общеобразовательных школах по 14 направлениям.
Особой популярностью среди учащихся и родителей пользуются физико-математический, социально-гуманитарный, социально-экономический и филологический профили.
Выпускники профильных классов показывают хорошие результаты во время проведения итоговой аттестации, в т.ч. и в форме ЕГЭ.
Образовательная система города традиционно является экспериментальной площадкой для апробации новых педагогических технологий. С 1 сентября нового учебного года, помимо экспериментального проекта «Питание школьников», в 1-х классах гимназий №№3, 4, 5, лицеев №№1, 4, 5, 6, школы №30 будут апробироваться образовательные стандарты второго поколения.
В социальной структуре города деятельность образовательной системы рассматривается в первую очередь как фактор социальной защиты детей и подростков.
Исходя из этих задач, в систему образования в настоящее время вкладываются значительные финансовые ресурсы. В данном аспекте имеет значение, в каких условиях осуществляется обучение, как организовано питание, какие меры принимаются для обеспечения физического развития детей, летнего отдыха и т. д.
Как известно, в период финансирования образования по остаточному принципу, а порой и его отсутствия (более чем у половины зданий образовательных учреждений процент изношенности превысил 60-70%), ремонт школьных зданий, подготовка к новому учебному году были невозможны без помощи родителей. Администрация города не раз выражала родительской общественности глубокую благодарность и признательность за оказанную поддержку. Считаю: то, что ни одно начало учебного года не было сорвано по причине неготовности школ, является совместной заслугой родителей, педагогов и исполнительной власти города.
За последние 3 года ситуация изменилась кардинально, поскольку из всех источников финансирования (местный и областной бюджеты, депутатские средства) в 2006 году направлено 66,4 млн. рублей, в 2007-м - 102,6 млн. рублей, а в 2008 году - 220 млн. рублей.
Особую роль в этом плане играют депутаты Оренбургского городского Совета, которые второй год свои представительские средства направляют на ремонт социальных учреждений города.
Особенно широкомасштабные работы идут в текущем году.
Так, в 2008 году выделено на ремонт и подготовку к новому учебному году 220 млн. руб., в том числе:
* из городского бюджета - 131 млн. руб., из них:
* из областного бюджета - 56 млн. руб., из них
* средства депутатов Оренбургского городского Совета - 33 млн. руб.
В течение весенне-летнего периода проведено более 200 конкурсов (котировок, аукционов, открытых конкурсов) на право выполнения ремонтных работ на объектах образования.
На сегодняшний день освоено 99% финансовых поступлений. Выделенные деньги направлены на:
- ремонт систем отопления, кровли, спортивных залов, бассейнов, санузлов и канализации, фасадов, ограждений, водоснабжения, полов, электротехнические работы, монтаж автоматической противопожарной сигнализации.
Особое внимание уделялось вопросу готовности учреждений к работе в осенне-зимний период. Проводились ревизии систем отопления, остекление зданий.
В соответствии с графиком с 5 по 25 августа 2008 года осуществлялась комиссионная приёмка общеобразовательных учреждений к новому учебному году. В состав комиссии входили представители органов Роспотребнадзора, Госпожнадзора, Управления здравоохранения, родительской общественности. Сейчас можно констатировать, что все образовательные учреждения Оренбурга готовы к началу нового учебного года.
Вторым по важности аспектом социальной защиты детей является повышение качества и безопасности их питания, что впрямую обеспечивает сохранение и укрепление здоровья учащихся.
В настоящее время на территории города реализуется экспериментальный проект по совершенствованию организации школьного питания, в котором участвуют 19 образовательных учреждений.
Реконструкция пищеблоков проводится в гимназиях №№2, 3, 7, школах №№3, 6, 24, 25, 27, 30, 33, 34, 35, 46, 51, 52, 72, 73, 76, лицее №6.
На эти цели выделено 23,7 млн. рублей из регионального и 55 млн. рублей из муниципального бюджетов.
Проект предусматривает оснащение пищеблоков современным технологическим оборудованием (установлено на всех объектах), внедрение системы лабораторного контроля поступающей продукции, централизацию и индустриализацию системы школьного питания.
Реализация мероприятий предложенного проекта позволит:
- увеличить охват горячим питанием учащихся школ-участников проекта до 100%;
- вывести систему школьного питания на новый качественный уровень;
- обеспечить рациональное сбалансированное питание учащихся;
- решить проблемы кадрового обеспечения системы школьного питания.
Думаю, что родительская общественность станет заинтересованной стороной, примет активное участие в реализации проекта, так как здоровое питание школьников является важнейшим фактором их дальнейшего успешного обучения.
На перспективу в данную программу будут поэтапно включаться и другие общеобразовательные учреждения.
Особое внимание уделяется администрацией города укреплению материально-технической базы летнего отдыха детей в зоне отдыха «Дубки», на укрепление которой в 2008 году выделено более 3 миллионов рублей.
Важным приоритетным направлением деятельности администрации города является развитие физкультурно-спортивной среды, вследствие чего в эту сферу в настоящее время вкладываются материально-технические и организационные ресурсы.
Для достижения хороших результатов в Оренбурге создана и используется определённая спортивная база. Из 82 образовательных учреждений города 75 имеют типовые спортивные залы, 4 школы имеют современные спортивные залы (ОУ №№76 и 78, лицеи №№4 и 5).
За период 2007-2008 годов на условиях софинансирования был приобретён спортивный инвентарь (маты жёсткие гимнастические, мячи набивные, мячи для метания, скамейки гимнастические, кольца с сетками и щиты баскетбольные) на 5 млн. 147 тыс. 721 рубль, из них на 2 млн. 573 тыс. 860,5 руб. - из муниципального бюджета.
Учитывая социальную значимость физической культуры и спорта, администрация города строит при образовательных учреждениях новые современные спортивные комплексы. В 2005 году построены площадки в ОУ №№44 и 6, спорткомплексе «Маяк», в 2006 году построены площадки в ОУ №№15 и 25, в 2007 году построены комплексы в гимназии №1, лицее №5, школе №62, а также в рамках акции «Газпром - детям» сданы в эксплуатацию с 1 сентября 2007 года площадки ОУ №№17, 47, 57, лицея №2. К сентябрю 2008 года будут подготовлены к работе площадки школы №24 и гимназии №3.
Глубокие преобразования учебного процесса коснулись всех сторон деятельности школы, в том числе и системы оплаты труда педагога.
Мы находимся на пороге нововведения: с первого декабря 2008 года бюджетники (педагоги) будут получать новую заработную плату. Суть новшества - отмена Единой тарифной сети (ЕТС) и введение более гибкой, дифференцированной оплаты труда, которая, на наш взгляд, позволит оплачивать труд в зависимости от вложенного труда, результата и способностей педагога.
В Оренбурге уже состоялись неоднократные обсуждения предстоящих изменений с педагогами, профсоюзными работниками и руководителями образовательных учреждений.
Вне всякого сомнения, ситуация очень непростая. Главная задача - исключить в данном вопросе субъективизм кого бы то ни было, выработать систему гарантий для каждого педагога, чтобы права учителя не были ущемлены. На мой взгляд, это тот случай, когда коллективное мнение должно иметь приоритет. Поэтому важным условием безболезненного перехода на нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда является включение всех педагогов образовательного учреждения в разработку локальных актов, положений о новой системе оплаты труда. В этой ситуации важным, на наш взгляд, представляется понимание и осознание каждым педагогическим работником образовательного учреждения сути преобразований, их инновационность, формирование нового экономического взгляда на финансовые отношения в системе образования.
В деятельности педагогических коллективов важное место занимают взаимоотношения с родительской общественностью. Действующие в школах родительские советы и городской общественный Совет родителей внесли свой положительный вклад и в экономическое положение учреждения, и в его социально значимый имидж среди населения.
Однако периодически ряд школ потрясают противоречия между родителями и школой, возникающие в результате отсутствия желания сторон понимать друг друга, нечётко прописанных в локальных актах школ условий взаимоотношения.
Думаю, что в этом плане есть широкое поле деятельности и для управленческих структур, и для родительской общественности.
Сегодня в образовательной системе Оренбурга идёт активный поиск управленческих подходов к совершенствованию контроля деятельности образовательных учреждений, придания ему демократичности, государственно-общественного характера, открытости.
В связи с новым порядком оплаты труда данная процедура имеет определяющий характер. И надо сказать, что отношение к этому новшеству весьма неоднозначное. Оренбургские учителя опасаются, что критерии оценки их деятельности будут основываться на однозначных, формальных признаках: участии в олимпиадах, числе золотых медалей, количестве неуспевающих, сдаче ЕГЭ и т. д.
Не надо забывать одного - что школа на себе несёт две основные функции: обучающую и социальную. Вполне понятно, что элитные учебные заведения (гимназии №№1, 2, 3, лицеи №№1, 4, 5), где идёт отбор учащихся и педагогов, добиваются высоких обучающих результатов. Остальные школы имеют иной контингент, где, на мой взгляд, педагога надо вознаграждать за динамику развития учащихся, сохранение контингента.
Уверена, что педагогическое сообщество беспокоит сейчас именно эта проблема.
Исходя из этого, в перспективе нашей работы стоит поиск путей снятия этих противоречий. Убеждена, что имеющиеся в арсенале Управления образования администрации г. Оренбурга современные диагностические процедуры позволят получить те неформальные данные, которые послужат основанием для стимулирования профессиональной работы учителя.
Мы являемся свидетелями того, что в современных социально-педагогических условиях меняются приоритеты развития школы: осуществляется переход к финансово-хозяйственной самостоятельности школ на основе нормативного подушевого финансирования, профильного обучения в старшей школе, распространение информационных технологий, создание институтов государственно-общественного управления школ. В связи с этим коренным образом меняются управленческие задачи, а значит, повышается роль личности руководителя образовательного учреждения.
В настоящее время речь идёт о качественном изменении всего директорского состава, формировании нового типа директора школы, готового работать как эффективный менеджер, способный управлять школой в соответствии с новыми требованиями. Я уверена, что наш директорский корпус способен переориентировать себя для работы в новых условиях. Учитывая требования нового времени, администрация города одной из приоритетных задач определяет повышение качественного состава руководителей образовательных учреждений.
Немаловажное значение в образовательном процессе имеет моральный и материальный факторы поддержки педагогических работников. Как известно, на федеральном и региональном уровнях в рамках национального проекта «Образование» используются стимулы оценки учительского труда (гранты, премии и т.д.).
Исполнительная и законодательная власти города также считают необходимым отмечать высокие результаты труда как учителя, так и образовательного учреждения в целом. На муниципальном уровне присуждаются звание «Заслуженный учитель г. Оренбурга», премии имени В. Барбазюка и А. Морозова и 19 августа. Накануне нового учебного года Оренбургский городской Совет принял решение об учреждении грантов «Лучший учитель» и «Лучшая школа». На участие в конкурсе «Лучший учитель» могут претендовать педагоги с 10-летним стажем работы в образовательных учреждениях и 5-летним в одном из них. По итогам конкурса лучшими будут признаны 4 учителя, каждому из которых будет вручён грант в сумме 50 тыс. рублей. В конкурсе на лучшую школу города смогут участвовать те муниципальные образовательные учреждения, которые используют инновационные технологии, имеют достойные показатели по всем направлениям деятельности. Всё это отражено в условиях конкурса. Каждому из трёх победителей будет присуждён грант в сумме 500 тыс. рублей.
Подводя итог сказанному, считаю необходимым отметить, что в образовательной системе Оренбурга нет ничего случайного, сиюминутного, нет погони за модой, конъюнктурой: всё, что сделано и делается, - это результат взвешенной, продуманной, последовательной социально-педагогической политики администрации г. Оренбурга на перспективу. У нас есть мотив, есть цель, есть средства и есть план реализации приоритетов.
Начало нового учебного года приходится на дни празднования юбилея - 265-летия со дня основания Оренбурга. Можно с уверенностью констатировать, что преобразования в экономике, внешнем облике и социальной сфере города будут продолжены. Администрация города по-прежнему будет оказывать всемерную поддержку и помощь системе образования Оренбурга - одной из важнейших социальных сфер города.
С наступающим учебным годом, уважаемые педагоги, учащиеся, родители и все жители города!

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.