Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Путешествие в город будущего
Наталья Евсеева
Как избавить дороги от «пробок» и разгрузить центр города? Где будет построен мусороперерабатывающий завод? Станут ли ростошинские и кушкульские дачи местом жилой застройки? Каково реальное предназначение трёх тысяч гектаров спорной земли за «Овощеводом»? На эти и многие другие вопросы развития Оренбурга дал ответ доработанный проект генплана. 5 июня его представили на предварительное рассмотрение депутатов.
Решит ли новый генплан старые проблемы?
Наталья Евсеева
Как избавить дороги от «пробок» и разгрузить центр города? Где будет построен мусороперерабатывающий завод? Станут ли ростошинские и кушкульские дачи местом жилой застройки? Каково реальное предназначение трёх тысяч гектаров спорной земли за «Овощеводом»? На эти и многие другие вопросы развития Оренбурга дал ответ доработанный проект генплана. 5 июня его представили на предварительное рассмотрение депутатов.
Капусту не срубят
Разработка нового генерального плана стартовала три года назад. Оренбургские архитекторы собрали исходные данные и отправили их в столичный проектный институт ОАО «Гипрогор», детищем которого, кстати, является и предыдущий генплан. В 2006-м из трёх предложенных москвичами концепций была сформирована четвёртая - самая приемлемая для нашего города. Градостроительный Совет ее утвердил, и в 2007 году был согласован эскиз генплана. В феврале этого года проект генерального плана представили на рассмотрение в администрацию города. В процессе разработки главный градостроительный документ Оренбурга не раз подвергался корректировке с учётом поправок неравнодушных горожан. Основные замечания поступили в процессе публичных слушаний - в марте 2008-го.
- Наибольшая часть поправок поступила от Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений, - комментирует специалист первой категории комитета по градостроительству и архитектуре администрации города Татьяна Тимошинова. - За время разработки генплана многие участки были отданы по актам выбора и оформлены для проведения торгов, и это тоже необходимо было учесть. Поступали замечания и от жителей. В основном это были предложения частного характера, хотя обращались и с такими инициативами, как, например, отведение огромных участков за «Овощеводом» под выращивание овощей. Это предложение было отклонено на основании Постановления Главы города от 2006 года, в котором сказано, что данные земли немелиоративные. Там предполагаются жилая застройка и общественно-деловой центр…
Совсем недавно «Гипрогор» закончил пятый этап разработки генплана и 5 июня прислал в Оренбург откорректированные материалы. Следующим шагом (почти параллельно) идёт разработка секретного раздела, включающего инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Уже в июле документы должны лечь на стол Главы города, а в сентябре их надлежит представить на рассмотрение и утверждение горсовета.
«Колдовское озеро - это не в лесах…»
Жилая застройка спланирована преимущественно в Северо-Восточном жилом массиве. Предположительно 16, 17, 19, 20 и пока ещё только нарисованный 20А микрорайоны будут возведены за пять, максимум десять лет (если, конечно, спрос на квартиры не упадёт, чего в общем-то не предвидится). Кстати, 20А, не так давно выставленный на торги, обещает быть весьма уютным и необычным для Оренбурга микрорайоном. Его изюминкой должен стать богатый зелёный массив с облагороженным озерцом.
- По окончании возведения этих микрорайонов застройка шагнёт за нынешнее Загородное шоссе, - рассказал главный архитектор города, председатель комитета по градостроительству и архитектуре Николай Чудин-Александрин. - Сразу за ним должен вырасти новый общественный центр, протяжённостью почти равный объездной дороге. Проще говоря, задумана одна огромная «витрина» нового массива с университетом, современными спортивными, административными и досуговыми комплексами. За этим «фасадом» спланирована многоэтажная застройка, а за ней - практически до дач - большая территория индивидуального жилья. При этом сами садовые массивы Ростошей и Кушкулей не поменяют своего сегодняшнего статуса - жильём не станут…
Градостроительное равновесие города диктует необходимость жилой застройки и его южной части. Правда, в связи с этим возникают некоторые проблемы. Досадное недоразумение состоит в том, что земли, на которые можно было бы рассчитывать (район Ивановки и Весеннего), входят в состав Оренбургского района. Как подчеркнул Николай Чудин-Александрин, он практически уверен в передаче этих земель Оренбургу. Как скоро это случится (и случится ли вообще? – Авт.) - пока не известно, но проект генплана на всякий случай эти земли учитывает. Ещё один южный микрорайон должен вырасти вблизи улиц Амурской - Ямашева. Сегодня там пустырь и свалка. А завтра вполне могут встать многоэтажные дома, православная церковь и мечеть, а также большой парк, детский сад и поликлиника. Третья задумка - полнокровное развитие Авиагородка, который тоже должен прирасти многоэтажками…
Развяжем дороги
Как победить автомобильные заторы? Этот вопрос актуален для всех, кто ежедневно добирается на работу любым видом транспорта. Маршрут многих горожан лежит через центр Оренбурга, который в последние полтора-два года стал одной сплошной «пробкой».
- Для того чтобы разгрузить центр, в генплане предусмотрены два транспортных моста. Один подразумевает дорогу от улицы Степана Разина до Беляевской, другой - от проспекта Братьев Коростелёвых пойдёт вдоль застройки Маяка, параллельно существующему железнодорожному мосту, и выйдет на Илекское шоссе…
Как правило, расширение наших дорог не представляется возможным по причине близости застройки. В некоторых местах московские градостроители лихо предусмотрели снос частного сектора. К примеру, спроектировали транспортное кольцо на улице Степана Разина там, где сейчас стоят дома. К чему? Кольцо нужно для того, чтобы переориентировать автопотоки через центр с улицы Постникова на улицу Степана Разина. Такое же «непопулярное» решение о сносе предлагается и при планируемом строительстве новой магистрали на улице Совхозной. Эта дорога нужна для вывода транспортных потоков из северо-восточной части города на улицу Аксакова. А вот расширение проспекта Победы, точнее, его участка от улицы Шевченко до Театральной, сноса не потребует. На сколько метров шире станет самая загруженная дорога Оренбурга? Ответ даст проект планировки, который будет разработан после утверждения генплана. Сейчас же ясно, что в районе улицы Шевченко и проспекта Победы будет крупная развязка. Она поможет распределить транспортные потоки с широкой части проспекта на улицу Шевченко. В числе наиболее интересных транспортных проектов генплана - строительство дороги-дублёра улицы Чкалова и проспекта Гагарина. Начало этой протяжённой магистрали предусмотрено от улицы Степана Разина, а выходить она будет на Загородное шоссе. Дублёр должен пройти за речным фасадом города - многоэтажными домами, которые планируются позади существующей застройки…
Всё вышеперечисленное - далеко не полный перечень планов разгрузки дорог. В новой градостроительной «библии» города предусмотрено и строительство моста с выходом на улицу Степана Разина, и некоторые другие проекты. Впрочем, многие из них были прописаны (или прорисованы) и в старом генплане 1986 года. Почему проекты не воплотились в жизнь - понятно без пояснений. Именно поэтому сроки реализации нового генплана назвать не сможет никто. Строительство одной дороги, скажем, такой, как Загородное шоссе, сегодня обойдётся в 30-40 миллиардов рублей. Муниципальному бюджету даже мечтать о таких расходах не приходится. Хотя, с другой стороны, почему бы не выйти с законодательной просьбой, то есть инициативой к Федерации?
Обсуждение проекта нового генплана породило разные мнения. Одним кажется, что он не до конца проработан, другие уверены, что его утверждение депутатским корпусом облик города совсем не изменит, третьи, напротив, считают проект самым приемлемым в данной ситуации. Ясно одно: генплан необходим даже для того, чтобы в случае земельного конфликта было к чему апеллировать, а также не допустить хаотичной застройки…
Новый генплан предусматривает много зелёных зон во всём городе. Одной из самых больших и обустроенных должна стать Зауральная роща. Столичные градостроители разработали для неё незамысловатый, но весьма симпатичный образ огромного парка. Ещё один зелёный остров планируется между улицами Берёзка и Транспортной. Там, где сейчас неприглядная лесополоса, должен вырасти огромный лесной массив. Третья задумка - окультуривание «фасадной» части Качкарского мара (той, что ближе к жилой застройке).
«За» и «против»
Депутат горсовета от округа №29 Василий Давыдов:
- Почему я выступаю против? Во-первых, не вижу обоснованных причин, которые бы аргументировали затянутый на три года срок разработки генплана. Во-вторых, вопросов к проекту главного градостроительного документа у меня больше, чем у его авторов ответов. Например, многие жители 23, 24 микрорайонов и частного сектора, расположенного вдоль Нежинского шоссе, едут на работу по магистрали Чкалова - Гагарина. В последние полтора-два года вместо двадцати минут на дорогу у них уходит полтора часа, так как приходится стоять в пробках. Ожидал, что в новом генплане будет свежая идея, которая поможет разгрузить улицу Чкалова - пр-т Гагарина. Что же предложили московские проектировщики? Во-первых, дорогу-дублёр, которая будет выходить на то же Нежинское шоссе к той же транспортной развязке, что и существующая магистраль. На мой взгляд, это не вполне логично, так как затор на шоссе где был, там и останется. Во-вторых, трассу из посёлка Ростоши в Степной, путь по которой для многих - нецелесообразный крюк. Или другой пример: на некоторых улицах расширять дороги авторы генплана предлагают за счёт сноса домов. Да где город найдёт деньги, чтобы выкупить эти дома? О проекте генерального плана Оренбурга я сужу с житейских позиций, как и мои избиратели. Мне не надо досконально разбираться в архитектуре и градостроительстве и знать все СНиПы, чтобы сформировать собственное мнение о генплане. Если я вижу, что в нём учитываются такие моменты, как выполнимая перспектива расширения дорог, подземные автопаркинги в каждом новом дворе, строительство современных комплексов с хорошими подъездными путями и просторными местами для автостоянок, а также другие житейские «мелочи», то для меня этот генплан - реальный и приемлемый. А если новый план на 80 процентов дублирует невыполненный старый, то в чём его новизна и целесообразность? И, наконец, последний, самый главный вопрос: какие конкретные изменения увидят жители в ближайшие пять лет? Ответа я пока не услышал…
Депутат горсовета от округа №6 Александр Костюк:
- Проект может соответствовать требованиям законодательства и учитывать все градостроительные нормы и правила, но если он не привязан к реальным условиям - грош цена такому генплану. Например, я не увидел в нём привязки к общественному транспорту - решения проблемы скопления автобусов на конечных маршрутов. Хотелось бы увидеть и предложения хотя бы по частичной расчистке центра города от административных зданий. Я также не получил ответа на вопросы, где находятся ливневые канализации и как будет развиваться инженерная инфраструктура? Безусловно, есть в генплане и весьма дельные мысли - например, расширение улицы Степана Разина. Если не выдавать разрешений на новое строительство в этом районе (да и вообще в центре города!), а в бюджет закладывать средства на выкуп придорожных домов, то воплощение этой идеи позволит избавить центр от лишнего транспорта… Пока проект генплана - только картинка. Он мог быть приемлемым, если бы мы знали конкретные сроки его поэтапной реализации, а главное - могли бы себе позволить выполнить столь амбициозный план. Для того чтобы генеральный план реально действовал, необходимо принять соответствующие программы - к примеру, заложить в бюджете деньги на изъятие земельных участков для нужд города, в плане социально-экономического развития Оренбурга предусмотреть раздел о развитии дорог и т.д. Однако всё это возможно лишь теоретически, ведь средств муниципальной казны на такое всё равно не хватит. Если бы разработчики генплана лучше изучили обстановку в городе и просчитали его финансовые возможности, наш главный градостроительный документ получился бы гораздо более обоснованным.
Депутат от округа №33 Евгений Арапов:
- Новый генеральный план г. Оренбурга – логичное продолжение старого, утверждённого в 1986 г. Таким, на мой взгляд, он и должен быть. На главный градостроительный документ города я смотрю не только как депутат, но и как руководитель ООО «Оренбург Водоканал». Приведу пример: в 2006-м мы утверждали программу развития водоснабжения и водоотведения города с учётом тенденции развития Оренбурга, которые в свою очередь нашли отражение в новом генплане. Новый план во многом оправдал наши ожидания. После его утверждения нам останется лишь незначительно подкорректировать программу. Как специалист, я могу судить о разработке раздела инженерных коммуникаций. На мой взгляд, она выполнена на достойном уровне. К примеру, в проектировании схем водоснабжения и водоотведения участвовали не только сотрудники «Гипрогора», но и ещё четырёх ведущих институтов – ООО «РВК-консалтинг» и ОАО «Институт экономики ЖКХ» (Москва), ЗАО УП «Росводоканал» (Уфа) и «Гипрокоммунводоканалпроект» (Саратов). Как житель Оренбурга считаю правильным, что предпочтение отдано малоэтажному строительству – хватит уже загонять людей в бетонные «коробки»! Новый генплан обоснованно подразумевает развитие города в северо-восточном направлении – там есть свободные земли, которые надо осваивать. Кроме того, там нормальная экология. И последнее, о чём я хотел сказать, – дорожные развязки. Понятно, что их строительство весьма дорогостоящее, но главное - они предусмотрены, а значит, есть реальная возможность проложить магистрали. В целом считаю генеральный план достаточно сбалансированным и практичным.
Депутат горсовета от округа №25 Андрей Ермошкин:
- Лично я вижу больше «плюсов» в утверждении генерального плана города в сегодняшнем варианте, чем в его отправке на доработку. «Гипрогор» - когда-то один из лучших проектных институтов в стране - без того затянул работу. За три последних года в Оренбурге произошло немало изменений – выросли новые дома и даже микрорайоны, немало земельных участков перешло в частную собственность, были приняты городские программы развития инженерных коммуникаций. Многие из этих моментов приходилось вносить в проект генплана, что опять же отодвигало сроки его сдачи. В июле авторы плана должны приехать в Оренбург, чтобы продемонстрировать окончательный вариант своей работы. Думаю, что в нём будут учтены поступившие замечания…
Сегодня много говорят о возможном несоответствии генплана с уже действующими программами развития водопроводно-канализационного, электрического и теплового хозяйства. Я как директор Оренбургских тепловых сетей ОАО «ОТГК» не вижу в этом проблемы. Как только генплан будет утверждён, мы доработаем программу развития теплового хозяйства города в соответствии с ним.
Председатель Оренбургского городского Совета Андрей Шевченко:
- Генплан может нравиться или не нравиться, но он должен быть! Что значит строить, не имея плана развития? Возводить здания там, где ещё можно расширить дорогу или разбить красивый парк? Город – живой организм, и ему не прикажешь остановить дыхание и подождать пока мы доведём генплан до такого состояния, чтобы он устраивал всех. Я согласен, что воплощение многих идей проекта застройки не по карману муниципалитету. Но строительство новых микрорайонов и дорог вовсе не подразумевает расходы местного бюджета. Задача городской власти - привлечь серьёзных инвесторов и заручиться поддержкой на федеральном уровне. Пришёл частный инвестор и построил канатную дорогу, а госбюджет начал выделять невиданные ранее средства на автомобильные дороги – чем не пример? Мы не знаем, что будет через десять–двадцать лет. Но уже сейчас можно с уверенностью предположить, что дальнейшее развитие Северо-Восточного жилого массива, как и жилая застройка в южной части города, – вполне осуществимые пункты генплана. Спрос на квартиры и земельные участки под малоэтажное строительство только растёт, и компании-инвесторы спешат его удовлетворить. Отрадно, что в каждом новом микрорайоне генплан уже предусматривает детские сады, больницы, спорткомплексы и другие социальные объекты. Думаю, что в дальнейшем, выставляя участки на торги, власть должна ставить условием строительство социнфраструктуры в жилом квартале…
Как горожанин я хотел бы видеть в генплане чёткие направления развития застройки города и дорожной сети, а также наличие вполне конкретных социальных объектов. Всё это присутствует в проекте. Самое главное сейчас - принять его и сразу же разработать, и утвердить план стратегического развития города. Эти два документа должны стать основополагающими для Оренбурга.
Имеются возражения…
Главный архитектор города, председатель комитета по градостроительству и архитектуре Н.А. Чудин-Александрин комментирует некоторые из высказываний народных избранников.
Депутат горсовета от округа №29 В. Давыдов: «… многие жители 23, 24 микрорайонов и частного сектора, расположенного вдоль Нежинского шоссе, едут на работу по магистрали Чкалова - Гагарина… на дорогу уходит полтора часа вместо 20 минут…» «Какие конкретные изменения увидят жители в ближайшие пять лет?»
- Новым проектом генерального плана предусматривается несколько вариантов разгрузки данного направления:
- дорога-дублёр ул. Чкалова – пр. Гагарина (дорога начинается от продолжения ул. Ст. Разина, проходит по пойме р. Урал, пересекает Загородное шоссе, проходит вдоль посёлка Солнечного и заканчивается в районе ул. Раздольной);
- строительство дорог в разных уровнях;
- предусмотрен выезд из посёлка Ростоши на Загородное шоссе, параллельно Качкарскому мару до пересечения с перспективной ул. Совхозной (продолжение ул. Монтажников).
Проект генерального плана является основой для дальнейшего проектирования. Он обозначает проблемы и предлагает варианты решения, а очерёдность строительства тех или иных объектов определяет муниципалитет в зависимости от экономической ситуации. После разработки генерального плана разрабатываются проекты планировки, в которых определяется, что будет построено на определённом участке, масштаб и размеры.
Депутат горсовета от округа №6 Александр Костюк:
«Пока генеральный план - только картинка. Он мог быть приемлемым, если бы мы знали конкретные сроки его поэтапной реализации, а главное – могли бы себе позволить выполнить столь амбициозный план. …чтобы генеральный план реально действовал, необходимо принять соответствующие программы - к примеру, заложить в бюджете деньги на изъятие земельных участков для нужд города, … предусмотреть раздел дорог и т. д.».
- Целью разработки генерального плана является определение наиболее удачного пути развития города с точки зрения градостроительной ситуации. Этапы реализации генерального плана определяются городской администрацией города, Правительством области и городским Советом.