Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Устами депутата
Как выжить "рабочей лошадке"?
В последние годы формирование и исполнение главных финансовых документов происходит как бы в тумане. О том, чего ждать от бюджета Оренбурга в 2001-ом году, мы попробовали разобраться вместе с председателем комиссии по экономическим вопросам городского Совета Андреем Анатольевичем Аникеевым.
- На первый взгляд бюджет будущего года выглядит предпочтительнее нынешнего. Доходная часть в нем на двести миллионов превышает доходы двухтысячного года и переваливает за полтора миллиарда. Но если в этом году в городскую казну уже поступил миллиард триста миллионов рублей, то полтора миллиарда будущего года нужно еще собрать. И вот здесь-то имеются серьезные трудности. Не стало у нас таких стабильных поступлений, как налог на жилищно-коммунальное хозяйство и НДС. А вместо них появился местный пятипроцентный налог на прибыль.
Вообще же на налоговые источники исполнения бюджета приходится почти 92 процента доходной части, а налог на прибыль и подоходный налог должны составить 66,3 процента. Все это как раз те самые "яйца в одной корзине", о которых мы столько слышали. Случись какой-то серьезный сбой со сбором одного из этих налогов и бюджета просто не будет.
Тем более что неналоговых доходов у нас чуть более восьми процентов. В других городах, примерно соответствующих Оренбургу по населению, но активно занимающихся экономикой на уровне муниципалитета, этот показатель достигает семнадцати процентов и более. При этом и бюджет выглядит солиднее!
- Вы говорите, что одни налоги заменили другими. Ну и что? Какая разница городу - откуда в казну придут деньги?
- Городу разницы нет. Но имеются большие различия в сборе налогов. Те, что ушли, меньше зависели от финансово-хозяйственной деятельности предприятий и поэтому собирались хорошо. С оставшимися будут проблемы.
Всем понятно: чтобы собрать налог на прибыль, - нужно иметь саму прибыль! И желательно, чтобы побольше. Но что мы имеем в действительности?
Доллар уже долгое время стабилен, но внутренние цены растут. Как следствие растет конкурентоспособность импортных товаров и создаются предпосылки для прекращения роста объемов выпуска отечественной продукции.
В то же время увеличивается себестоимость наших товаров. В первую очередь за счет удорожания цен на энергоносители, которые "тянут" за собой цены на сырье и все остальное. Таким образом, мы все больше приближаемся к ситуации 1995-1996 годов.
Не забывайте, что цены на розничные товары также растут и предприятия будут вынуждены поднимать зарплату работникам. Это конечно должно повысить сборы подоходного налога, но то же самое увеличит себестоимость и уменьшит прибыль. То есть одновременный рост налога на прибыль и подоходного налога без определенных мер поддержки промышленности в нашей ситуации невозможен.
- Простите, но нам говорили, что с введением второй части Налогового кодекса, с введением Бюджетного кодекса предприятия получат облегчение налогового бремени. И именно из-за этого возрастет их прибыль...
- В действительности был отменен дорожный налог и налог на ЖКХ, а это налоги с оборота. Также на три процента стало меньше социальных выплат. Но при этом появился местный пятипроцентный налог на прибыль и в результате реального ослабления налогового пресса не произошло.
- Если в городе не блестяще с собственными доходами, то, может быть, можно рассчитывать на помощь бюджета областного?
- Вряд ли стоит питать на этот счет какие-то серьезные надежды. Ситуация у нас такая, что для собственного выживания вышестоящий бюджет вынужден ущемлять нижестоящий. Это свойственно для России в целом и началось в 1997-ом году.
Получается так, что как только муниципалитет начинает зарабатывать, доля его регулирующих налогов "урезается" субъектом Федерации. То есть потенциальные доходы "рабочих лошадок" уходят тем, кто зарабатывать не умеет. Очевидно, что после этого пропадает всякое желание работать. Для решения данной проблемы могли бы помочь нормативные акты, определяющие минимальные социальные стандарты и стандарты минимальной бюджетной обеспеченности. Все это предусмотрено Бюджетным кодексом. Но конкретный закон не торопится принимать ни Федерация, ни область.
А с 2001 года самые выгодные с точки зрения собираемости налоги ушли в федеральный бюджет. Здесь уже область оказалась в положении муниципалитетов. Тем не менее у областной администрации хватило мудрости принять верное стратегическое решение. Миллиард триста миллионов рублей, поступивших к нам после продажи пакета акций "ОНАКО", направлены на инвестиционные проекты. Это в будущем позволит не только вернуть вложенные деньги, но и сформировать бюджет развития области и одновременно увеличить налогооблагаемую базу. Последнее почувствует и Оренбург.
К сожалению, на уровне города ничего подобного пока не просматривается. Не просматривается и налоговая политика городской администрации. Этому важному вопросу из 250 листов представленного проекта бюджета уделено всего полстраницы.
- Но ведь для этих целей имеются налоговая инспекция и налоговая полиция...
- Очень важно знать, как администрация будет работать с налогоплательщиками. Какие экономические рычаги она предполагает задействовать для увеличения налоговых поступлений.
Ну не секрет же, что никто из нас не жаждет платить налоги. За последние годы появились фирмы, которые специализируются на легальном уходе от них, уменьшая налогооблагаемую базу. К примеру, имеются способы уменьшения размеров прибыли. И поскольку налог на прибыль является для городского бюджета определяющим, надо более пристально посмотреть на фирмы, работающие с убытком или "по нулям". Ясно, что к таким предприятиям нужно применять силовые методы. Опыт, однако, показывает, что исключительно силовыми методами проблему не решить.
Занижается также и подоходный налог. В основном на небольших частных фирмах, где часть зарплаты идет по ведомости, а часть в конвертах. Это тоже невыгодно городу.
Имеется у нас "теневая экономика". Причина в том, что "теневики" практически не платят налоги и поэтому имеют сверхприбыли. Если вывести "крутящиеся" там деньги на свет Божий, - бюджет города также получит хорошую прибавку. Одним из механизмов перевода "теневой" экономики в нормальную является единый налог на вмененный доход. Но он уменьшает доходы "теневиков", поэтому ему так активно сопротивляются.
А сколько уже говорили о владельцах коттеджей, которые практически ничего не платят за свои дворцы?!
Так что налоговая политика в городе должна быть. И лучше всего согласовать ее с областными структурами и с налоговой службой. Задачи-то у всех общие!
- Можно ли в целом сказать, что бюджет следующего года достаточен для жизни города?
- К сожалению, нет. Для нормальной жизнедеятельности города доходную часть нужно увеличить в два-два с половиной раза. А так денег хватит только на зарплату бюджетникам.
Поэтому, с одной стороны, бюджет недостаточен, а с другой стороны, нереален по причине труднособираемости двух основных налогов. К тому же достаточно слабо представлены обоснования и расчеты по всем налоговым поступлениям. Вероятно, это можно объяснить нехваткой времени у новой команды администраторов.
И тем не менее бюджет нужно принимать к началу года!
- Скажите, что намерен предпринять горсовет для того, чтобы к следующему бюджету мы не пришли с тем же итогом, что и в нынешнем году?
- Для этого нужно разрабатывать и запускать механизмы поддержки бюджета. Все почему-то думают, что доходы бывают только налоговыми и собственными. На самом деле есть еще и инвестиции. И инвестиционная часть должна быть прописана в самом бюджете.
Откуда возьмутся деньги? Здесь может быть несколько источников. Для глобальных вложений в экономику можно привлекать средства - под гарантии муниципалитета - банков и иностранных компаний. Важно здесь то, что в конкретные проекты предприниматели вкладывали и собственные финансы. В этом случае инициаторы проекта будут лично заинтересованы в успешном его выполнении.
Стоит вспомнить о совместных с градообразующими предприятиями социально-экономических проектах. Этот опыт имеется в Самаре. Имеется и у нас. Вспомните хотя бы о закупках троллейбусов "Оренбурггазпромом"! Можно закрепить за предприятиями микрорайоны. Желательно те, в которых компактно проживают его работники.
Ни в коем случае нельзя забывать о средствах населения. Это на сегодня самый серьезный потенциальный источник. Но для гарантии возврата средств горсовет должен принять Программу инвестиционной деятельности для создания инвесторам режима наибольшего благоприятствования.
Также целесообразно вкладывать инвестиции в бизнес с быстрой отдачей: торговля, сфера услуг, быстрое питание, индустрия отдыха и т.п. Необходимо развивать реальный сектор экономики, то есть увеличивать число эффективно работающих предприятий. Для этого можно давать гарантии предпринимателям для получения кредитов в банках под реальные проекты, размещать в городе муниципальные заказы. Можно использовать интересный западный опыт, когда на прирост объемов выпуска предприятия освобождаются от налогов при условии, что все будет вложено в производство. В этом случае поступление налогов увеличится через год.
Необходимо улучшить собираемость земельного налога. Для этого следует вести работу по созданию земельного кадастра. Ведь один рубль, вложенный в кадастр, дает четыре рубля прибыли. Известно, что земля - самое большое богатство города. Отсюда можно и налоги получать, и арендную плату!
Вообще же надо найти "точки роста" в экономике города. Поскольку ясно, что на все денег не хватит, то надо определиться, что мы будем поддерживать в первую очередь: промышленность, малый бизнес, сферу услуг или что-то еще. Стоит также подумать и о "точках снижения затрат". Возможно, это сокращение аппарата управления, внедрение энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве и т.п. И здесь важно иметь конкретные реальные программы, чтобы при минимуме средств получить максимальный эффект.
Если мы вернемся непосредственно к бюджету, то следует четко понимать, что в целом это документ не только финансовый, но и политический, который показывает действия властей как по отношению к населению, так и по отношению к предприятиям.
Следовательно, работа над ним должна быть открытой и публичной. А сам бюджет должен быть максимально прозрачен и изложен очень просто, чтобы при желании в нем мог разобраться любой горожанин.
Главную же задачу депутатского корпуса я вижу в контроле за исполнением бюджета, что весьма затруднительно на сегодня без реального разделения властей. А кроме этого нужно принять Положение о бюджетном процессе, где должны быть "увязаны" все имеющиеся на сегодня нормативные акты.
Беседовал Владимир Баклыков.
Фото Ларисы Терентьевой.