Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Горит свеча!
Петр Обыденков
В эти суетные предновогодние дни в Оренбургском музее изобразительных искусств открылась предрождественская, две тысячи первому Рождеству посвященная выставка русской православной иконы. Названа она несколько тревожно - "Пока горит свеча". То есть свеча-то горит, но может и потухнуть. Впрочем, тревожиться о состоянии нашей религиозности, нашей церкви основания есть.
Но выставка тем не менее открылась по-настоящему торжественно. Все четыре зала, в которых разместились экспонаты (их около восьмидесяти), заполнились народом и прекрасно звучал в старинном здании музея муниципальный хор, исполнивший несколько церковных песнопений.
Русские иконы уже выставлялись нашим музеем ИЗО. Примерно с шестидесятых годов сотрудники музея начали собирать, находить и покупать иконы и реставрировать их. То есть музей нельзя упрекнуть, что он удерживает в своих стенах иконы из какого-либо оскверненного храма. Скорее, это иконы-сироты, ставшие в своем доме ненужными или показавшиеся слишком старыми, так что музей стал для них чем-то вроде приюта, и вот они беседуют с нами своими чудесно не тускнеющими красками, сложными ликами-образами рассказывают Евангельскую историю и о судьбах христианства. Образы Богородицы (особенно запоминается икона Богоматери с праздниками, то есть с сюжетами, рассказывающими о главных событиях Ее земной жизни), образы святых, среди которых несколько замечательных изображений Николая Угодника. В основном иконы датированы XVIII-XIX веками, все они, по-видимому, "приехали" вместе с поселенцами, первыми строителями и горожанами Оренбурга и представляют разные школы и стили, что, наверное, очень интересно художникам или тем, кто интересуется иконой как предметом искусства. Меня же на подобных выставках удивляет то обстоятельство, что при всей строгости, каноничности, которую должны соблюдать иконописцы, они замечательно разнообразны.
Самая древняя икона в этой экспозиции - образ Параскевы-Пятницы XVI века. Лик святой великомученицы строг и прост, и лишен каких-либо женских прелестей - но притягателен глубинной, внутренней силой. Лик святой Параскевы - это лик женщины, прошедшей сквозь непосильные труды и адовы страдания. Знакомый русским женщинам путь, наверное, поэтому она так чтима в народе, в крестьянской Руси.
Для тех, кто уже бывал на прежних выставках русской иконы, сообщаю: в нынешней экспозиции выставлено тридцать новых экспонатов из запасников музея, отреставрированных трудами санкт-петербургских реставраторов. Я уверен, что те, кто посетит эту выставку, сделают для себя какое-то открытие, ведь большинство икон в наших восстанавливаемых, начисто ограбленных некогда храмах сравнительно молодые копии (списки). Они, конечно, тоже уже намолены и, как всякая икона, достойны почитания, но все же и домашние, но подлинные иконы XVIII века по сравнению с ними - чудесная и бесценная архаика.