Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Музей Голого Короля?
Наталья Свирина, искусствовед
Я как искусствовед подаю в отставку. Только так, следуя смелой категоричности М. Чегодаевой (московского арт-критика), можно отреагировать сегодня на местную художественную ситуацию. Оказывается, сознание людей, вступающих в XXI век, также легко поддается плену мифологического влияния, как и наших далеких языческих предков. В самом деле, кто сегодня в Оренбурге не слышал о проблеме создания Музея современного искусства, как "воздух" необходимого городу, о существовании в городе "уникальной оренбургской школы живописи"?!
Однако в каждом мифе всегда заключена доля истины. Что же здесь является мифом, а что отвечает реальному положению вещей? Попробуем разобраться.
Впервые понятие "оренбургская школа живописи" обрело себя и своей звучностью прорезало воздух в 60-е годы на одной из зональных выставок в Челябинске. Оренбургский Союз незадолго до этого пополнился молодыми и талантливыми выпускниками московского художественного вуза. Это были В.Ни, Н. Ерышев, Ю. Григорьев, Р. Яблоков, Г. Глахтеев, В. Просвирин и другие. Их огромное желание работать в сочетании с мастерством и высокой духовной культурой дали импульс всему Союзу, ставшему желанным гостем на всех крупнейших выставках страны.
Именно в пору расцвета оренбургские художники попали в поле зрения искусствоведа Анатолия Кантора, всегда внимательно относившегося к художникам из провинции. Радуясь разнообразию талантов и активности творческой жизни в Оренбурге, критик поддержал и оренбуржцев, высказав при этом уже ставшие известными, но все же не лишенные утопизма слова: "Если бы Оренбургская область была республикой, можно было бы сказать, что в ней есть национальная школа".
Автор настоящей статьи также, застав успехи Союза и бурный всплеск выставочной деятельности после открытия в 1994 году Выставочного зала, выступала в поддержку оренбургской школы живописи и даже ратовала за идею создания Музея современного искусства в Оренбурге, обосновав эту концепцию в печати.
Однако все явления познаются и раскрываются в развитии. Что же являет нам нынешняя ситуация? Первое неприятное удивление - недавняя молодежная выставка. Третья за последние годы и, вопреки успеху предыдущих, почти однозначно "провальная". Прежние молодые, успевшие закончить Суриковку и Строгановку, перешли теперь в другую возрастную категорию. А нынешние?.. Где "племя младое, незнакомое"? Да нет, большинство из них - знакомцы. Но что же с ними? Бледные повторы самих же себя, самонадеянные "откровения" в мире избитых штампов. И, что самое тревожное, - отсутствие мастерства! Может, это результат давних разговоров о противопоставлении творчества и ремесла, "свободного духа" и "жалкого копирования"? Но сам-то Учитель не обделил себя в свое время полноценным образованием...
И вот счастливая возможность для Союза блеснуть, как в былые времена, на серьезной Всероссийской выставке в Москве, которой будет завершаться художественная эра отечественного искусства XX столетия (открытие выставки "Духовность, традиции, единение" запланировано на декабрь 2000 года). Предварительный смотр художественных сил страны традиционно происходил на выставкоме, то есть отборочном этапе выставки, где посчастливилось быть и мне по приглашению СХР для работы в пресс-группе выставкома. Сколько в эти октябрьские дни здесь было художников: Магадан, Владивосток, Красноярск, Омск, Новосибирск, Саратов, Уфа, Челябинск, Пермь, Кострома, Владимир, Кубань, Москва... Фейерверк работ, праздник искусства, масса впечатлений!
Около 50-ти работ привез и Оренбург. Однако вместо прежних триумфов "школа" явила выставкому свой весьма печальный лик. И причин тому видится несколько. Во-первых, неожиданно отказались поддержать Союз в ответственный момент почти все "корифеи школы" - в результате чего был утрачен стержень, не оказалось необходимых узловых акцентов в показе привезенных работ. Во-вторых, была упущена возможность включить произведения ушедших из жизни художников (Ни, Фроленко и др., без которых не мыслится облик Союза) - как сделали другие организации, ведь выставка будет носить ретроспективный характер. В-третьих, более чем скромно оренбургский Союз был представлен в плане видового разнообразия, оказавшись практически без раздела "графика": единственный в Оренбурге, но "заслуженный" график также не стала обременять себя обязанностями по отношению к Союзу - это ведь не заграничные туры на деньги администрации. И, наконец, весьма случайным и легкомысленным показался отбор привезенных работ, среди которых был даже такой "редкий шедевр", как небрежно (чтобы не сказать неумело) написанная картина с циферблатом под названием "Уходящее тысячелетие", которая вряд ли могла бы послужить эскизом даже новогодней открытки.
Итог оказался закономерным: только 13 картин (не считая работ Аллы Васильченко, получившей персональное приглашение) прошли выставком, и это при весьма лояльном подходе и внимательном отношении к каждому плодотворному поиску.
Мне, как члену нашего Союза, очень горько писать об этом. Но, как говорил Александр Бенуа, "нет критики без любви". Плохой результат - это тоже результат, если найти мужество сделать выводы и исправить неудачи и ошибки (точнее, их причины).
Что же мы видим? Ничуть не смутившись, Оренбургский Союз художников объявляет всем, что он в отличной форме, и единственное, что ему не хватает, - это Музея современного искусства. (По поводу чего художниками публикуется открытое письмо к губернатору области А.А. Чернышеву в "ОН" от 22 ноября с.г.)
Музей - это прежде всего коллекция. Из чего же в реальности может сложиться коллекция Музея современного искусства в Оренбурге? Работы "мэтров" уже давно закуплены Музеем изобразительных искусств, причем представлены все этапы их творческого развития (около 80-ти картин и графических листов народного художника России Н.П. Ерышева, большие собрания работ заслуженных художников России Ю.П. Григорьева и скульптора Н.Г. Петиной, много произведений Р.А. Яблокова, В.Ф. Просвирина, заслуженного художника России Ю.А. Рысухина, Г.А. Глахтеева и других). Совсем недавно коллекция была существенно дополнена работами практически всех членов оренбургского Союза художников, включая лучшие произведения и многих молодых авторов.
Что же имеют в виду подписанты "обращения к губернатору", когда утверждают, что Музей современного искусства будет "утверждением идеалов национальных героев, духовной чистоты, веры, справедливости"? Где же возьмет этот Музей произведения В.Т. Ни, В.П. Фроленко, Ф.И. Козелкова, М.Г. Газизовой, Н.К. Салимзянова и других, художников, ушедших из жизни, работы которых вошли в золотой фонд Музея изобразительных искусств? Или они думают "нести зримо воплощенные патриотические, гражданственные, нравственные идеи" творениями Бартенева и Ческидовой, именуемых даже коллегами не иначе как, извините, "певцами промежности"?!
Единственная проблема, стоящая сегодня перед Музеем изобразительных искусств, который скоро распахнет свои двери для всех зрителей, это ограниченная экспозиционная площадь. Есть, однако, вполне реальный способ разрешить эту ситуацию, передав Музею ИЗО давно обещанное и примыкающее к нему здание старого спортзала педуниверситета (тем более что новый зал уже выстроен), где смогла бы разместиться постоянная экспозиция работ оренбургских художников.
Если же художников волнует "вложение денег в духовное развитие и культуру области", то можно было бы проявить большую широту взглядов вместо столь меркантильных запросов, поддержав, к примеру, строительство концертного зала или реконструкцию уничтоженного кафедрального собора - действительно национального достояния.
Прошло время безудержных, вызванных революционной анархией начала ХХ века самоманифестов, когда поэт мог объявить себя "председателем земного шара", а художник назвать свой "Черный квадрат" "первым шагом чистого творчества в искусстве", до которого "были наивные уродства и копии натуры". Но не одиноки, видимо, жители пресловутых Васюков, ибо авторы бессмертного романа безошибочно разбирались в психологии и амбициях провинции.
И еще на памяти пример с предприимчивыми портными, которые в поучительной сказке мудрого датчанина искали себе легкой жизни, дурача самого короля. Только остается вопрос: кто же в данном случае определен быть этим королем?
А может, все-таки не стоит тратить усилия на тщеславные замыслы? Не лучше ли художникам обратить свою энергию на творчество?