Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Радиатор". Секрет выживания
Владимир Баклыков
Сегодня оренбургский завод "Радиатор" поставляет на российский рынок радиаторов для автомобилей "ГАЗ" больше, чем это необходимо Горьковскому автозаводу. И это при том, что в Нижнем Новгороде производят свои радиаторы. "Но там их так делают, - говорит генеральный директор АООТ "Радиатор" Юрий Кривоносов, - что потом просто выбрасывают и ставят наши!"
Вообще, оренбургский радиатор сейчас считается лучшим в стране. Это потому, что многие поддались американскому техническому поветрию и стали делать сердцевину радиатора алюминиевой. Но они, в отличие от латунных, не поддаются ремонту и не переносят обычную воду в качестве охлаждающей среды (алюминиевым обязательно нужен тосол).
Но главной составляющей успеха оренбургской продукции следует считать наличие на заводе конструкторского бюро. В этом заводу просто повезло. Ведь если наши автозаводы "варятся в собственном соку", то сельскохозяйственному машиностроению повезло больше. В конце пятидесятых годов по решению ЦК КПСС и Уральского совнархоза в Оренбурге была создана головная конструкторская организация по проектированию радиаторов для тракторов и других сельскохозяйственных машин. А с 1967 года эта же организация, именовавшаяся уже конструкторско-технологической, стала единственной в Союзе, в которой была сконцентрирована вся техническая документация на сельскохозяйственные радиаторы (на техническом языке это называется калькодержатели). Это привело к тому, что в период расцвета советской системы именно в Оренбурге разрабатывали конструкцию и технологию систем охлаждения для всех сельхозмашин. И именно из Оренбурга, с производственной фирмы "Радиатор" (так стало именоваться предприятие после включения в него в 1974 году Бузулукского, Бугурусланского, Орского и Свердловского заводов) шли одноименные изделия на все тракторные и комбайновые заводы всего Союза, а также еще в 53 страны мира (в том числе и капиталистического).
Непродуманные экономические реформы привели к исчезновению с политической карты мира страны Советов. Трагедией можно назвать разрушение экономического потенциала страны. Так, из-за возникшего диспаритета цен наши крестьяне просто перестали покупать сельхозмашины. После этого стали останавливаться тракторные и комбайновые заводы. Как следствие, упали объемы выпуска продукции на оренбургском "Радиаторе".
А когда наши производители радиаторов попытались выйти со своими предложениями на российские автозаводы, - то потерпели фиаско. Просто потому, что рынок был уже поделен! К тому же у автомобилистов всегда было несколько предвзятое отношение к "сельхозникам".
И тогда бывшее руководство завода приняло очень мудрое решение. Поскольку пробиться на главные конвейеры в то время было невозможно, то решили разрабатывать совершенно новые виды радиаторов мирового уровня для будущих моделей автомобилей (благо собственное КБ было под боком). Результат подобная техническая политика стала давать только в этом году, когда российские автомобилисты наконец-то приблизились к уровню разработок оренбургских конструкторов. И если в прошлом году рентабельность "Радиатора" была минимальной, то в этом году в некоторые месяцы, когда, по словам Юрия Кривоносова "звезды благоприятствуют", она доходили до сорока процентов!
Разумеется, такая рентабельность достигается не только за счет расположения небесных светил. В результате конкуренции завод вынужден был искать пути снижения себестоимости продукции. Этому способствовали в этом году и увеличившиеся объемы производства (при этом снижаются условно-постоянные затраты на единицу продукции). Была также проведена инвентаризация всего, что на заводе имелось, и разработана система отчетности для каждого подразделения. Последнее очень важно, поскольку при отсутствии подобной системы обязательно найдутся работники, которые захотят что-нибудь унести с завода "на память". Что собственно и происходило!
- Воровали очень много, - признает Юрий Кривоносов. - Тащили радиаторы, медь, припой, медную ленту, комплектующие к радиаторам, инструмент и даже отходы!
Поэтому была усилена охрана предприятия вплоть до использования служебных собак и установки металлоискателя на проходной.
Положительным моментом следует считать и вхождение завода в Уральскую горно-металлургическую компанию. При этом появилось более дешевое сырье (сейчас на "Радиатор" поступает медь, полученная из руды гайского месторождения). Новый собственник выделил оборотные средства, в результате чего завод и заработал, а также поднял на 25 процентов зарплату работникам.
Хотя ее уровень сегодня не может обеспечивать достойное существование работника. Но в ближайшее время на "Радиаторе" будет введена новая система оплаты труда. При этом заработная плата будет жестко связана с результатами работы завода, а также будет учитываться профессиональное мастерство работника. Как считает генеральный директор, грядущее повышение зарплаты будет много существеннее предыдущего.
Все вышеперечисленное позволяет заводу с определенным оптимизмом смотреть в будущее (насколько это вообще возможно в наше непредсказуемое время). Особенно если учесть, что где-то через год российские автогиганты, такие, как "ГАЗ" и "АвтоВАЗ" должны поставить на конвейер свои новые модели, радиаторы для которых уже готовы. К тому же в последние пару лет экономика страны все же несколько оживилась. Потихоньку растет производство комбайнов и тракторов, где у оренбуржцев традиционно сильные позиции.
Беспокоит, правда, финансовое состояние "Радиатора". В последние годы (кроме 1999 и 2000-го) обязательства завода неуклонно росли и сейчас исчисляются десятками миллионов рублей. И хотя все долги в бюджет и внебюджетные фонды реструктуризированы, и графики выплат соблюдаются, определенное беспокойство у руководства завода по данному поводу имеется.
Что же касается перспектив предприятия, то они вновь связаны с новыми конструкторскими разработками, среди которых имеются и уникальные. Так, в научно-техническом центре нам показали латуненный радиатор, изготовленный по технологии "Сплитерфин" (при этом вместо привычных трубок сердцевины собираются из тонких пластинок, что уменьшает габариты радиатора и улучшает его тепловые характеристики). Толщиной всего в 16 мм. На сегодня аналогов этому радиатору в мире нет!
Вообще же конструкторы работают так, что генеральный директор как-то в шутку заметил:
- Вы оторвались от завода. Вас пора останавливать!
На что главный конструктор АООТ "Радиатор" Леонид Аверкиев скромно ответил:
- Это не мы оторвались, а вы отстали...
На снимках: теплообменник для современных газовых колонок, которые будут собирать в Тюмени; генеральный директор АООТ "Радиатор" Юрий Кривоносов; из таких медных пластин собираются сердцевины современных радиаторов.
Фото Ларисы Терентьевой.