Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
По ту сторону планеты
Путевые зарисовки
Александр Старых
(Продолжение. Нач. в № 45)
У них на Мичигане
Из Вашингтона наша группа в пять человек, включая переводчика, отправилась в средне-западный штат Висконсин. Из Америки больших городов мы полетели в "маленькую", по выражению Ильфа и Петрова, - "одноэтажную" Америку. Ее жители считают себя настоящими, коренными американцами в смысле нравов и устоев по сравнению с большими городами, где много переселенцев и откуда, по их мнению, распространяется преступность, наркотики и СПИД. "Маленькие" американцы страшно негодуют, когда узнают, что мы в России судим о них по голливудским фильмам. "О май Готт!" - всплескивают они руками, словно услышав о себе грязную сплетню.
Одно из ощущений "маленькой" Америки: будто сквозь аромат тонкого, ультрасовременного одеколона пробивается запах нафталина, которым в далеком детстве пересыпали вещи, чтобы они лучше хранились.
После пересадки в Детройте самолет Северной компании взял курс на Грин Бей - аэропорт, где нас ждала принимающая сторона - члены местного отделения Ротари-клуба. Мы летели на берега Великих озер, а точнее - на берег Зеленой Бухты (так переводится Грин Бей) Мичигана. Висконсин граничит с Иллинойсом, в котором происходили приключения любимых детьми всего мира Тома Сойера и Гекльберри Финна. А по берегам самого Мичигана еще недавно разгуливали герои Хемингуэя.
Картинку, правда, портили воспоминания об уроках географии в средней школе. Помнится, учительница рассказывала нам о том, что в результате хищнического капиталистического отношения к природе были вырублены почти все леса на побережье Великих озер, в результате чего там наступила экологическая катастрофа: травы посохли, звери и рыбы подохли...
Видимо, старый учебник географии не рассчитывал, что какой-нибудь советский ребенок доберется когда-нибудь до Великих озер, чтобы своими глазами увидеть последствия "экологической катастрофы". Все-таки добрался. И не один.
Под крылом самолета расстилались бескрайние леса, населенные бесчисленными животными. Американцы долго смеялись, когда им рассказали историю из учебников. Они сказали, что экология в здешних местах улучшается год от года, и что за этим ревностно следят. А олени стали настоящей проблемой для автомобилистов. Бывших советских школьников добили статистикой: ежегодно в штате под колесами автомобилей гибнет более 50 тысяч оленей! На одной из дорог мы потом сами видели выводок этих рогатых красавцев, мирно объедавших фермерские посевы. Видать, не только автомобилистам досаждают представители фауны. Если к этому добавить многочисленные стаи диких уток и гусей, вольготно чувствующих себя на городских водоемах, то можно было понять, почему большинство мужского населения пятимиллионного Висконсина с детства становится охотниками. Охотничья лицензия на год стоит всего 500 долларов и дает право охотиться на любую живность, включая медведей. Один из сопровождавших нас в поездке по штату американцев признался, что собирается поохотиться на бурого мишку... с арбалетом. У нас, я думаю, тоже нашлись бы желающие натянуть тетиву старинного оружия. Только вот проблема - как бы этого мишку отыскать...
У висконсинских охотников существуют свои правила. Охотничий сезон они открывают с луками и арбалетами. В этот период обычными ружьями стрелять запрещено. Затем зверя и птицу идут добывать с кремневыми ружьями образца XIX века. И лишь потом пускаются во все тяжкие. Удовлетворив охотничий азарт, охотники не бросаются тут же разделывать дымящуюся тушу зверя. Чаще всего дело заканчивается прозаически: мясо сдают на ближайший мясокомбинат, откуда добыча в виде колбас и других изделий отправляется в холодильники висконсинцев.
Но не только и не столько охотой занимаются жители штата Висконсин. Здесь расположены несколько крупных бумажных комбинатов, фермеры доят коров и выращивают хлеб и кукурузу, культура возделывания которой досталась от аборигенов - индейцев, живущих ныне в резервациях. В резервации нас не пустили, заверив, что индейцы живут в таких же городах. Никаких вигвамов и тамогавков у них нет, а вот скальп чужеродцу по-прежнему могут снять. Причем по американским правилам (в качестве компенсации за предыдущее истребление что ли) судить преступника будут по законам резервации. Мало того, если индеец совершит преступление на территории штата, его накажут опять же... по законам резервации.
...В аэропорту Грин Бея нас ожидали представители самого почетного сословия Америки - банкиры и бизнесмены.
Благотворительность по-американски
На них не было смокингов и бабочек. Эти наряды вообще, оказалось, имеют ограниченное хождение. Уже позже в городке Коконе 73-летний Марв Шумахер, входящий в число трех процентов самых богатых людей Америки, сидя перед нами в чамбере (торгово-промышленной палате) в довольно затрапезных куртке, брюках и кроссовках, рассказал, что два года назад они официально отменили официальную (извините за каламбур) одежду на работе. Одевать можно то, что тебе удобно.
Удобным для встречавших нас мужчин были те же самые куртки. Как будто они заскочили за нами с бейсбольного матча по дороге на рыбалку.
Кстати, раз уж речь зашла об одежде. Если вдруг сподобится оказаться в американском магазине, не напрягайтесь в поисках одежды американского пошива. Таковой может просто не оказаться. Гонконг, Китай, Шри-Ланка, Таиланд - вот перечень стран - основных поставщиков разнообразного шмотья. Позарившись на фирменную толстовку с надписью "Висконсин" на груди, я с разочарованием, например, обнаружил ярлычок на внутреннем шве, свидетельствующий, что вещь была пошита аборигенами какой-то банановой тьмутаракани. Все объясняется очень просто. Янки предпочитают вывозить технологии и разворачивать производство в других странах, преимущественно малазийских. Дешевая рабочая сила производит дешевые вещи, а экология родной страны остается чистой, как совесть бизнесмена. Одежде американцы придают очень мало значения, и мой парадный галстук так и провалялся в дорожной сумке, не найдя себе достойного применения, несмотря на встречи самого разного ранга.
Впрочем, пора вернуться к нашим бизнесменам. Рассадив по машинам, они повезли каждого из нас к себе домой. Жилище американца достойно отдельного разговора. А пока расскажем об организации, которая встретила нас и затем, как эстафетную палочку, передавала из клуба в клуб, из города в город.
Ротари-клуб - общественная организация, объединяющая банкиров, бизнесменов, просто богатых людей в преклонном возрасте, не желающих спокойно доживать век на пенсии. Кстати, там не принято сидеть без дела, если у тебя еще есть силы и... деньги. Старички, если они не путешествуют по свету, чем многие заняты, обязаны участвовать в общественной деятельности и благотворительности. Последним и занимается клуб Ротари. Придумал его лет сто назад один из жителей Чикаго. Сидя в кругу друзей (я думаю, за кружкой пива), он вдруг озадачился важной городской проблемой.
- А что, друзья, не построить ли нам вскладчину пару общественных туалетов? - примерно так сказал бизнесмен, беспокойно оглядываясь по сторонам. - Ведь туалетов на нашей чикагщине явно не хватает...
Со строительства этих важных городских объектов и началась деятельность клуба. Символом его стало зубчатое колесо, шестеренка. Короче, колесо закрутилось, одни шестеренки цеплялись за другие, и все вместе они приводили в действие механизм благотворительности во всем мире. Сейчас эта организация насчитывает 29 тысяч клубов в ста шестидесяти странах. Говорят, что есть такие и у нас в России. Ротарианцы с гордостью рассказывают, что по степени доверия у населения Ротари-клуб находится на втором месте после Международного Красного Креста. Но рано расточать слезы умиления. Американцы ничего не делают просто так и за так. Насколько органично, правда, набившее оскомину сочетание "русская душа", настолько естественно сочетание "американский характер". Так вот, не в американском характере заниматься благотворительностью так как это делают в России - когда "новый русский" раздает с широкого плеча компьютеры и телевизоры, ничего не требуя взамен.
Ротарианцы вскладчину образуют лишь фонд местного отделения клуба (в Грин Бее, например, он составляет триста тысяч долларов). Эти деньги кладутся в банк и на проценты от вклада осуществляется так называемая благотворительность. И деньги целы, и овцы сыты.
Примерно раз в месяц ротарианцы собираются на свои заседания, а раз в год проводят международные встречи. В городках Грин Бее, Эплтоне, Де Пере, Коконе, Студжен Бее мы неизменно присутствовали на заседаниях Ротари-клуба. Выглядят они почти всегда одинаково.
В небольшом ресторанчике, чаще всего в обед, собираются члены клуба - от безусых энергичных юношей до убеленных сединой старцев и стариц. Президент местного отделения клуба открывает заседание. Начинается оно с молитвы (кстати, с нее же начинаются и все заседания Конгресса - правительства страны, где церковь отделена от государства). Так же, стоя, все поворачиваются в сторону американского флага (который есть, как правило, в любом учреждении и даже дома), и, прижимая правую ладонь к сердцу, произносят хором слова клятвы-заклинания: "Мы - американский народ. Мы единая свободная нация..." В свое время мы посмеялись над советскими ритуалами и выбросили их на свалку истории. Американцы не смеются над святыми вещами, и когда они произносят клятву, кожей чувствуешь, что это действительно единый народ...
Потом начинаются вещи менее торжественные. Президент клуба говорит обычно о необходимости привлечения новых членов, представляют этих самых членов, если они имеются. Потом обычно представляют нас, и мы рассказываем о своих городах и о себе. На всех заседаниях клуба, где мы были, разыгрывалась лотерея. Каждый из присутствующих вставал и говорил примерно следующее:
- За отчетный период в моей жизни было много хороших моментов. Например, бейсбольная команда моего сына выиграла школьные соревнования. Я плачу за эту новость пять долларов...
Встает другой, третий... Кому-то приснился хороший сон (умерла бабушка и оставила большое наследство), у кого-то просто хорошее настроение. Общак и разыгрывается в лотерею. Выигравший, как правило, небольшую сумму, отдает ее на ту же благотворительность.
На заседаниях клуба запрещено говорить о делах, политике. Поэтому американцы несут друг другу малозначительную чепуху о родственниках, детях, своих автомобилях. В одном из городков выступал лектор с очень полезной информацией об истории олимпийских игр.
Тем не менее цели у подобных посиделок достаточно прагматические: завести новые знакомства и связи, которые будут полезны для твоего бизнеса. Кстати, как я понял, у них и слова-то такого нет - "благотворительность". То, чем они занимаются, называется иначе: "оказание услуги обществу". А раз услуга, то и не бесплатная.
- А какую услугу оказали вы нашему обществу? - поинтересовались мы у председателя одного из клубов.
- О! Мы отправили партию лекарств для детей на Дальний Восток.
- А какие лекарства? - въедливо допытывались мы.
- А просроченные, - не моргнув глазом ответил благотворитель.
Дело в том, что медицинские стандарты у нас разные. И то, что американцам уже непригодно, нам иногда еще годится. Хотя очень часто не годится и нам. И здесь надо еще посмотреть, услугу какому обществу оказывают благотворители, если учесть, что утилизация просроченных медикаментов в Америке стоит денег, сопоставимых с затратами на их производство. Это благотворительность по-американски. Но есть еще и бизнес по-русски. Это когда сбагренную нам так называемую гуманитарную помощь, которую по-хорошему надо сразу бульдозером в овраг, наши же дельцы впаривают родному населению за денежку. Говоря об этом факте, я вспоминаю и многие другие, свидетельствующие о неприкрытом голом расчете, скаредности американцев, в нашем понимании, за которые русские в лучшем случае бьют друг другу морду.
Однако есть и примеры иного рода. В Студжен Бее мы встретили наших девушек - студенток из Нижнего Новгорода, которые проходили в Штатах языковую практику, работая в детском профилактории. Одна из них рассказала, как неожиданно тяжело заболела летом. Вдобавок в магазине у нее украли заработанные пятьсот долларов. Девушке, которая была при смерти, за счет фирмы сделали дорогостоящую операцию, вернули утраченные деньги и окружили такой заботой и вниманием, которых она никогда не знала. А, может, она все-таки есть - "загадочная американская душа"?
(Продолжение следует)
Боб Квазиус - славный житель города Кокона. Один из членов инициативной группы по сбору средств для создания скульптурной композиции, посвященной отцам-основателям города. Имя Боба и Мэри Квазиус выбито на почетной табличке.
"...Мы единая свободная нация..."
Американцы и отдыхая работают. Стакан кофе и ноут-бук - две вещи совместимые