Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Долгая дорога к Абакану

-----

Летом этого года четверо оренбургских велотуристов совершили сложное спортивное путешествие. Начав маршрут от станции Третьяково, что на железнодорожной ветке Барнаул-Лениногорск, туристы за 33 дня движения, где на велосипеде, где пешком, а в заключительной части похода и на катамаране, пересекли с запада на восток Алтай и закончили путешествие в Хакассии. Около 1200 километров на счетчиках велосипедов и каждый день, наполненный памятными событиями.

Снова отправляемся на Алтай. Из прошлогоднего состава нас трое. Кроме меня в группе Андрей Шляхин и Николай Мачнев из Новотроицка. Виктор Матвеев, горноспасатель из Березников, на этот раз остался без отпуска. Его место занял Олег Касатиков, мой воспитанник со школьной скамьи. Летом он получил мастерский знак за успехи в туристском многоборье.

Алтай после того, как и Кавказ, и Средняя Азия остались не только в других государствах, но и стали "горячими" регионами, стал наиболее предпочтительным регионом для путешествий. Материальные затраты на поход для среднего по достатку россиянина доступны, а маршруты на любой вкус, на любой уровень подготовки. Наш уровень был достаточно высоким - два мастера спорта, один кандидат в мастера и перворазрядник, за плечами несколько сложных велопутешествий. Мы, кстати, исповедуем в спортивных велопоходах принцип: "Чем хуже дорога, тем лучше". А наша цель - призовое место в чемпионате России. Поэтому и построили мы свой маршрут поперек горных хребтов и долин алтайских рек. Поход ожидался интересным и одновременно очень напряженным.

В Казахстан решили не заезжать, не хотелось с самого начала сталкиваться с политическими проблемами, хватало нам и чисто походных. Довольно легко одолев первые десятки километров пути на велосипедах, мы в конце первого дня попали под мощный ливень, как раз там, где надо было прощаться с крепкой дорогой. Поселок Лазурский стал первым поворотным пунктом, где пришлось отступать - впереди была глухая тайга с давно брошенной лесохозяйственной деятельностью, да еще насквозь пропитанная влагой после проливных дождей.

Даже объезжая глухомань, мы поплутали, но избежали искушения "свалить" на восток по накатанным на первый взгляд дорогам, ведущим в тупики заброшенных лесосек. Подстерегла нас здесь и первая серьезная поломка - полетела подвеска заднего колеса. Нет безвыходных положений - раму удачно подварили и продолжили путешествие.

Как мы ни сверяли свой путь с картой, но под проливным дождем по раскисшим лесным дорогам, буквально заползая на крутые подъемы, все же забрались в тупик лесоповала, откуда дорога была лишь назад. Вернулись, переночевали на поляне и глубокой разведкой нащупали в густой траве признаки когда-то проезжей дороги. А ведь на карте и бывшее село и эта дорога были нарисованы "как живые". Сколько еще впереди нас ждут таких дорог и селений?

Наша техника снова не выдерживает - ломается рама у велосипеда Олега, трещит обод заднего колеса велосипеда Андрея. Раму скручиваем проволокой, обод находим в ближайшей деревне (редкая удача!). Когда съехали к Тигирецкому хребту, прикрывающему Казахстан с юга, стало ясно - предстоит новый объезд, не пробиться нам в Горный Алтай через Восточный Казахстан. Верхняя часть хребта, по-местному "белки", в наши дни малопосещаема. Рудник на горе закрыли, дороги разрушились и заросли, да и погранрежим становится все жестче. Рисковать мы не хотели.

Объезжали эти места много севернее - прямых путей из этого медвежьего угла Алтая на восток не было. Селения ближе к границе с Казахстаном обезлюдели, зато пограничная служба, напротив, наращивалась. За десятки километров от границы сопредельного государства нас вдруг остановили офицеры ФПС Чарышского района и потребовали пропуск на проезд через пограничный район, прекрасно зная, что такого разрешения у нас нет. Так мы оказались внутри России нарушителями погранрежима. С трудом, повинившись, как смогли уговорили "погранцов". В этот день мы уезжали из одного погранрайона в другой, из Чарышского в Усть-Канский.

Как часто бывает в России, дорог до границ районов нет с обеих сторон. Обычно асфальт плавно переходит в грейдер, который благополучно заменяется грунтовкой, а та уж без хитростей упирается в тропу. Мы пошли по конной тропе. Конная тропа отнюдь не лучше туристской - развороченные копытами болотины, острые и большие камни, а то тропа не мудрствуя, ныряет в воду протекающего рядом Чарыша. Ныряем и мы с нашими гружеными "конями", а то вытаскиваем их из чавкающей грязи.

В Усть-Канском районе больше с пограничниками не встречались, благополучно взобрались на Ябоганский перевал и насладились многокилометровым спуском в долину р. Урсул. Дорога здесь пустынная и хорошо накатанная. В этот день был сделан рекордный пробег, 98 километров проехали мы на велосипедах, что и было отмечено двумя кружками молока на каждого. Рекорд этот устоял до конца похода. К месту здесь отметить, что спирт мы везли с собой только как "жидкую валюту", мясо не употребляли в любом виде, если не считать рыбу, которая изредка попадала на наш стол, как и грибы - основные заменители для нас животных белков.

На Чуйском тракте встретили необычную группу путешественников. Андрей Желудов, инвалид-колясочник из Подмосковья, на самодельном веломобиле с ручным приводом в сопровождении своего товарища на велосипеде двигался, развивая на спусках скорость более 30 км/час, через Горный Алтай в Туву и уже преодолел высокий Семинский перевал. Впереди у туристов было еще два месяца пути через горные бурные реки. Чем не пример для тех здоровых людей, которых не удается стронуть с места даже на поход выходного дня. В долину Катуни переваливали не то в облаках, не то в тумане - природа как будто сдерживала нас.

От Катуни предстоял самый сложный участок маршрута, сложный и непредсказуемый - больше недели пешим ходом. Был когда-то через горы плановый маршрут к Телецкому озеру, через озеро Уймень, но это осталось лишь в воспоминаниях старожилов. Зато встречу с "амазонками" нам эта часть маршрута подарила. У горных озер, уже под вечер, вдруг видим приближающихся к нам конников, в основном, девушек, лихо гарцующих на холеных лошадях. Они нам посочувствовали - туристов с велосипедами здесь никогда не видели, мы им позавидовали - это были клиентки конного коммерческого маршрута, все сибирячки из Новосибирска, Томска, Барнаула. И не надо никаких Арабских Эмиратов.

А нам еще предстояло перейти через Альбаганский перевал - высотой 2600 метров - в долину реки Ложа, притока Уймени. Трудным оказался путь на перевал среди травы, цепляющихся за одежду и велосипеды кустов, через бесконечную череду стекающих со склонов ручьев и каменные завалы. На вершине мы обнаружили солидные остатки обшивки ракеты. Наглядно подтвердилась информация, вычитанная из газет, что Алтай и Хакассия остаются местом сброса с небес отработанных ступеней ракет. Как бы нам на голову чего не свалилось!

По заброшенным тропам, порой и без троп, по разрушенным мостам, почти повисая на крутых склонах с велосипедами и грузом, промытые каждодневными дождями, мы все же добрались до красавицы Бии, единственной реки, вытекающей из Телецкого озера. Порадовавшись езде по уже забытому асфальту, а потом и грейдеру в сторону последнего на пути к Абакану поселку лесозаготовителей Бийки, набрав продуктов на восемь дней и выверив с местными знатоками путь, мы решили выходить к реке не через традиционный перевал Минор, как планировали, а более коротким маршрутом через долину реки Албас.

До Абакана выходили пять дней. Лазили через бревна, карабкались по узкому, каменистому ущелью истоков р. Байгол, а после перевала утопали на террасах, дающих исток реке Албас.

Мы не сразу свалились в реку, все пытались двигаться традиционно, по береговым склонам и террасам. Километров за двадцать до устья Албаса окончательно ушли в реку и больше русло не покидали. Было бы побольше воды, мы бы собрали наш катамаран, который вот уже четыре недели везли с собой. Но, увы, воды было мало для сплава, зато достаточно, чтобы "топить" нас, порой по пояс, когда мы переходили от отмели к отмели. Наконец-то вышли к сплошным завалам, предвестникам устья реки. Это была победа. Двадцать восемь дней труднейшего пути, пройденного впервые, и мы на берегу Абакана! Вечером не удержались, сняли "табу" с "жидкой валюты", победа стоила того, иначе какие мы российские мужики? Назавтра предстояла сборка судна и начало сплава.

На 33-й день похода наш катамаран ткнулся носом в галечный берег у города Абазы, где для нас кончалось спортивное путешествие и начинался путь домой. Но пройдет время и снова нас потянет в дальнюю дорогу. Совсем как в туристской песне:

Мы придем к вам очень скоро

Через дали голубые,

Любим мы и вас, и горы,

Что нам делать, мы такие.

Александр Фесенко,

руководитель похода.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.