Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Но зелено вечное дерево жизни..."
В центральном выставочном зале на Володарского развернута обширная экспозиция выставки, посвященной творческим работам учащихся художественного училища, отмечающего свое 25-летие
Надежда Емельянова
Даже после беглого просмотра можно сделать заключение о том, какое это непростое дело - выстроить экспозицию как с учетом четвертьвековой истории, так и многопрофильности познаний, приобретаемых будущими художниками в процессе учебы. Большую помощь в написании этого материала автору оказал преподаватель специальных дисциплин училища, искусствовед, член Союза дизайнеров России, заслуженный работник культуры РФ Геннадий Александрович Найданов, взявший на себя роль добровольного экскурсовода по выставочным залам.
Одна из важных задач выставки, а может быть, и главная, состоит в том, чтобы показать, чего достигло училище за время своего существования. Конечно, полную ретроспективу воссоздать не удалось - трудно хранить работы столь продолжительный срок. Но все-таки в том подборе материалов, который представлен, вполне просматриваются основные изменения, происшедшие внутри самого учебного процесса. Например, по ряду экспонатов очевидна существенная разница между тем, как происходило становление рисунка 20 лет назад и в каком состоянии оно находится сегодня, ведь методика обучения изменялась с учетом нарабатывания практического опыта самими педагогами, пришедшими в училище совсем молодыми и мудреющими вместе со своим детищем. Так что выставка, с одной стороны, призвана дать представление о художественном уровне отдельных авторов, а с другой - развернуть панораму образовательных технологий, арсенал учебно-методических средств, благодаря которым молодые приобретают профессию в рамках творческого учебного заведения. Именно замечая эту взаимозависимость, и вспоминаешь афористичные строки насчет того, что теория сера, но "зелено вечное дерево жизни": интересно наблюдать, в какие причудливые творческие результаты выливаются на первый взгляд стандартные теоретические программы учебного процесса.
- В художественном образовании есть три кита, на которых держится все, - пояснил Геннадий Александрович. - Несмотря ни на какие компьютерные технологии, которыми ныне можно овладеть без особого труда, если будущий художник (будь то живописец, дизайнер или прикладник) не постигнет основ рисунка, живописи и композиции, - он никогда не станет настоящим профессионалом, так и останется ремесленником. Поэтому на нашей выставке большое значение придается вроде бы формальным материалам, которые выполняются учащимися на первом, втором курсах, а не только дипломным работам, вплотную приближающим к творчески законченным художественным произведениям.
Вот, например, не очень понятные для непосвященного зрителя конфигурации из брусочков, палочек, других геометрических элементов: лишь после внимательного изучения можно угадать их предназначение и воспринять пластически и пространственно выраженные объем, ритм, логическую последовательность, колорит, концентрацию формы. Такие занятия могут проходить и на всех отделениях, но по завершении всего объема учебной программы каждый из студентов будет применять приобретенные навыки в своей сфере.
Одним из конечных результатов вышеизложенных опытов стал, к примеру, представленный на выставке деревянный резной киот - дипломная работа одного из выпускников училища. Полностью она пока и не завершена, потому что дерево нуждается в окончательной обработке: его надо пролевкасить и вызолотить сусальным золотом - довольно дорогим для начинающего художника материалом, но отступление от этого канона неизбежно влечет за собой нарушение древнерусских традиций изготовления подобных вещей, имеющих не только прикладное значение, но и несомненную художественную ценность. Специалист всегда отличит даже искусную подделку от подлинной тонкой ручной работы, такой, как этот киот или рамы для картин и зеркалов, также выполненные в виде резьбы по дереву.
Это лишь малая часть работ, представляющая отделение декоративно-прикладного искусства. А еще на выставке неизменно привлекают внимание женские украшения, искусно сделанные из обыкновенной глины, изящная мебель вроде затейливой ширмы или деревянного резного диванчика, стульев и журнального стола, великолепные, завораживающие взор предметы старинной утвари - ковши, черпаки, изделия из керамики. Из последних нововведений - знаменитые оренбургские "паутинки".
По живописным полотнам, украшающим выставку, можно вполне составить представление о тех изменениях, которые произошли за 25 лет на отделении живописи: раньше выпускникам ставили в дипломе квалификацию "учитель рисования и черчения", теперь из стен училища выходят художники, а потому в качестве дипломных работ создаются портреты, пейзажи, сюжетные картины: своего рода выставку в выставке составили живописные полотна, написанные на исторические темы, есть даже триптих.
Если прежде отделение художественного оформления готовило художников-оформителей, владеющих излишне идеологизированными средствами наглядной агитации, то теперь отделение дизайна развивается по двум направлениям - графическому дизайну и дизайну архитектурной среды. На выставке можно познакомиться с разработками различной полиграфической продукции, а также проектами экстерьеров и интерьеров общественных зданий и других архитектурных объектов - кафе, магазинов, детских центров, дворовых площадок. К сожалению, город пока не готов использовать на практике предлагаемые проекты. А жаль, ведь в них предусмотрено все: не только эстетика внешнего облика, но и варианты материала, используемого в каждом конкретном случае, привязка проекта к градостроительному плану.
Остается только мечтать о том, что когда-нибудь все то прекрасное, что создается в стенах художественного училища, найдет свое реальное воплощение и станет неотъемлемой частью нашей жизни.
Фото Ларисы Терентьевой.