Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Задушевная простота
Владимир Пшеничников
Шли года. Я стал замысловато
Думать, говорить, да и слова-то
Стали попадаться мне не те -
В суете забыл о простоте.
Ю. Орябинский.
Все он про себя знает!
И пишет как дышит: то ровно, глубоко (до самого дна выговаривается с предельной откровенностью), то одышливо, нервно (не это ли у него называется - "замысловато"), - и всегда с великим уважением к слову, с твердой уверенностью, что оно и живописует, и может напрочь изломать судьбу. И кредо свое не меняет уже сколько десятилетий:
Уходят торопливые года,
Меняются заботы и привычки,
Но остаюсь я тем же, вопреки
Законам философии, и - точка!
Теперь он лишь подчеркивает сказанное однажды:
Я не обиделся, когда вы
Меня назвали мужиком.
Я не отесан - здесь вы правы:
Меня тесать - не снежный ком.
Не подойдешь ко мне с привычным,
Серьезный нужен инструмент.
Хотя я сделан не навечно,
Но и рожден не на момент.
Хотя случаются и уступки, конечно. Неосознанные - живой ведь человек. Написал когда-то "я в гробу видал революции", а в 90-х вырвалось:
Опять кровавей с каждым днем
В России росы.
В который раз не восстаем -
Голодны, босы.
Или посожалеет, что изнасилованная Родина "не стала рожать бунтарей". Но все это воспринимается как уступка существующему в народе настроению: ни социальная тема, ни эпический жанр Юрию Михайловичу Орябинскому не присущи.
Лирик он лирик и есть.
Куда-то Юру занесет, думали мы, после первой книжки стихов. А он и во второй остался верен себе, и "Сказка о последнем дураке" да стихотворения вроде маловразумительного "Старика" лишь подчеркивают его истинную принадлежность, а "визитной карточкой" поэта Орябинского было и остается вот это:
Кто б отчий край ни называл дырой
И что бы сам ни говорил порой,
Одно всегда мерещится в дороге:
Как, воротившись, станешь на пороге,
По половицам вымытым пройдешь,
Остудишь уходившиеся ноги,
Тоску стряхнешь и сладостно вздохнешь
И, не дождавшись ужина, уснешь.
Нет нужды ему доказывать свою гражданственность специальными средствами, когда есть давно написанный армейский цикл, есть "Покосы", а поэтический дар не растрачен на злобу дня. И самыми современными и своевременными из сборника "К родному тянется душа", выпущенного в этом году калужским издательством "Золотая аллея", оказываются не эти вот строчки:
Как сумела ты, горькая Родина,
Доплясаться до черной черты,
У которой пустуют поскотины
И привольно жируют скоты? -
а, скорее уж, эти:
Собери-ка мне, дочка, на стол
И попотчуй по-русски обедом.
Вот и сделала ты меня дедом,
Хоть и срок мой еще не пришел.
Да и кто его знает, тот срок,
И кому и какой он отмерен?
Мы с тобой в предсказанья не верим
И не видим в гаданиях прок.
Что там будет на нашем веку?-
Только Господу Богу известно.
Вот и ты не вдова, не невеста,
Просто мать дорогому сынку.
Как и мне ты по-прежнему дочь,
Кто и что бы о том ни судачил.
И сегодня я выпить не прочь
За внучка, за тебя, за удачу,
И пускай колобродит за окнами
И в метелях туманится даль,
Здесь уютно блестят твои локоны,
Как моя золотая медаль.
Так и выйдем судьбе нараспашку
В лихолетное наше житье.
Нам во сне улыбается Сашка -
Продолженье твое и мое.
Или чисто "мужская", суровая лирика, которую трудно цитировать, а нужно читать целиком. В конце концов поэт Орябинский интересен нам - и нужен - тем, что точно знает:
Нет на свете Беловодья,
Есть родимая земля.
А еще есть невстреченные женщины, есть "Купание в грозу" и "Соседи", "Наташа" и "Попутчик", "Снега ожидания" и "Тетя Таня", "Рождественский сахар" и "Бабье лето"... Твердость, уравновешенность, верность, трепетное отношение к женщине, прямой и открытый взгляд на людей и явления и при этом искренность - до предела.
А поэтическое дарование и мастерство Юрия Орябинского таковы, что удаются ему и тонкие, с великолепными деталями, описания природы, и прямая речь в сюжетных стихотворениях и, пожалуй, самое трудное в поэзии - жест. Не надо быть большим знатоком поэтического ремесла, чтобы оценить тонкость и точность, например, "Предзимья":
Скрипит морозное крыльцо,
И чужероден звяк металла.
Темно, покойно и устало
Земли крестьянское лицо.
Уже не слышен гам грачиный
В отяжелевших облаках,
Лежат овраги, что морщины
На изработанных руках.
Она, как мать: весь день сновала,
Кормила, шила, одевала,
Не суетясь и не ворча,
Но вот легла и задремала,
Не натянув и одеяла
До исхудавшего плеча.
На этом и закончим, пожелав Юрию Михайловичу побольше новых читателей и друзей.
Юрий Орябинский
* * *
Вечно хмурая жена,
Вечная нехватка.
Говорит, что у меня
Не мужичья хватка.
До аванса далеко,
До получки тоже.
Вот со мной и нелегко,
И постыла рожа.
Как мне бабу ублажить,
Чем ее потешить?
Все равно охота жить,
Головы не вешать.
Хоть и дома - острый нож -
Я ль тому виною?
Ну а деньги - деньги что ж! -
Дело наживное.
Соседи
Городские тени протянулись к лесу,
И прохлада стала в улицы втекать.
Сяду на скамейку:
- Что, сосед, невесел?
А сосед ответит:
- А с чего скакать?
Мол, жена с вещами укатила к тестю,
В жизни получился полный ералаш.
Приглашу его я горе мыкать вместе,
И поедем в лифте на седьмой этаж.
Мы стаканы сдвинем в сиротливых стенах
И закусим молча свежим огурцом,
Про себя помянем женские измены
Непереводимым с русского словцом.
Так и скоротаем потихоньку вечер,
Чтобы в одиночку души не сожгло.
Провожу его я: - Как, сосед, полегче?
И сосед ответит:
- Вроде отлегло.
* * *
Все будет так.
Среди мельканья лиц
У парапета набережной встречи,
Молчанье, рассудительные речи,
И зябко передернутые плечи,
И любопытный взгляд из-под ресниц.
Все будет так
Во времени другом.
И медный вздох военного оркестра,
И чья-то свадьба
С молодой невестой
И молодым таким же женихом.
И снова будет
Медленный закат,
Когда верхушки тополей алеют,
И мы с тобой уходим по аллее
В начавшийся неслышно листопад.
Минуя сплетни, пересуд молвы,
Мы власть годов
Легко и просто сбросим,
И вечно с нами будет эта осень
С ее неярким золотом листвы.
Уйдут в забвенье годы суеты,
Не надо будет лгать и притворяться.
Замкнется круг.
Такие я и ты,
Быть может, в детях наших повторятся.
Карты
Еду поездом пятые сутки
Не спеша, с расстановкой, ползком.
И соседи играют от скуки,
Запивая победы чайком.
Не гоняясь за денежным фартом,
А размять от лежанья бока -
Принял я предложение в карты
В подкидного сыграть дурака.
То ли в жизни я был неудачник,
То ли просто в тот раз не везло,
Но напарник скулил по-собачьи
И глазами поблескивал зло.
Кинув в сторону карты истертые,
Наконец закричал он в глаза:
- Ну зачем ты оставил шестерки,
А пошел с козырного туза?! -
И размахивал долго руками,
Когда я ненароком сказал:
- Я и в жизни, браток, не лукавил,
А ходил с козырного туза.