Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Воспитать новую породу людей

-----

Надежда Емельянова

Оренбургское профессиональное образование готовится отметить знаменательную дату - 60-летие со времени создания своей системы. Точкой отсчета при этом определен 1940 год, когда было сформировано Чкаловское областное управление трудовых резервов, объединившее пять городских и четыре сельских профессиональных училищ. Однако сегодня люди, работающие в этой сфере образования, понимают, что нельзя искусственно прерывать связь времен, ведь столь непростое дело, как подготовка профессиональных кадров, имеет гораздо более глубокие исторические корни. Об этом, а также о современном состоянии системы начального профобразования рассказывает начальник управления профессионального образования администрации области М.А. Секретев.

- Конечно же, традиции передачи трудового и профессионального опыта от одного поколения к другому начали закладываться на более ранних этапах развития цивилизации, так что этот путь не вмещается только в советский период истории. Россия готовится отметить 300-летие со времени зарождения систематического и целенаправленного "учения рукомеслу". Именно сподвижники Петра I В.Н. Татищев и В.И. Геннин, создав систему государственных горнозаводских школ, первые разработали регламенты - документы по организации и методике "обучения будущих рабочих, их общего и ремесленного образования". Видный деятель екатерининской эпохи, последователь Д. Локка и Ж.-Ж. Руссо, И.И. Бецкой предложил систему сословных учреждений, рассчитанных на воспитание "новой породы людей". В написанном им совместно с профессором Московского университета А.А. Барсовым "Генеральном плане Московского воспитательного дома" изложена программа подготовки для государства искусных мастеровых, обладающих высокой нравственностью и практической выучкой.

В формировании российской концепции профессионального образования приняли участие известные деятели науки, педагогики, экономики, техники. Ими были сформированы основные требования к системе и содержанию профессионального образования России: соответствие потребностям развивающейся экономики, конкурентоспособность подготавливаемых кадров, обязательная база - общее образование, разнотипный и разноуровневый характер профшколы в зависимости от исходного общего образования, практическая направленность обучения и четкая специализация, постепенная замена ученичества ремесленными школами, соединение производительного труда с обучением.

В 20-е годы СНК РСФСР были приняты Декларация о профессионально-техническом образовании в РСФСР, Положение о профессионально-технических школах, а в 1940 году создана система государственных трудовых резервов, решавшая прежде всего практические социально-экономические задачи подготовки и централизованного распределения трудовых ресурсов, формируемая путем призыва и мобилизации молодежи.

- Михаил Александрович, а как пережила нынешняя система профессионального образования непростой период российских реформ: в новых условиях разгосударствления большинства отраслей бывшего народного хозяйства не почувствовали ли Вы себя лишними, невостребованными?

- Переход к рыночным экономическим отношениям потребовал качественно нового уровня трудового обучения, обеспечивающего профессиональную мобильность, социальную защищенность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Новый этап в развитии нашей системы знаменует "Концепция реформирования начального профессионального образования", которая позволяет подвести итоги реформы за период с конца 80-х годов до настоящего времени и определить основные задачи ее очередного этапа. За истекшие годы сделано многое; отечественная система образования освобождена от наследия тоталитаризма, расширена самостоятельность учебных заведений, в них возродился дух творчества и академических свобод. Ликвидирована монополия федерального центра на образование, усилилась роль регионов, появились негосударственные образовательные учреждения. Поэтому развитие системы начального профессионального образования является сегодня важнейшей государственной задачей, направленной на воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов, социальную защиту наиболее уязвимой категории подростков, воспитание предприимчивых, профессионально компетентных рабочих, способных возродить экономику страны.

- Ну и как на фоне общероссийских преобразований складывается положение конкретно в Оренбуржье?

- В настоящее время в системе профессионального образования области функционирует более 60 учреждений начального профобразования, а число обучающихся в них приближается к 30 тысячам. Обеспечивается ежегодный выпуск 12 с лишним тысяч квалифицированных рабочих и специалистов. Большинство профессий, по которым обучают в профшколе, отвечают актуальным задачам развития экономических, социальных инфраструктур Оренбуржья.

За последние годы усилилась тенденция создания системы непрерывного профессионального образования. Данная работа основывается на новом перечне профессий, введении новых учебных планов и программ, соответствующих требованиям государственного стандарта. Одним из главных направлений в своей деятельности Управление профессионального образования считает создание условий для включения училищ и лицеев в формирующуюся региональную систему непрерывного образования населения. При этом подсистема профессионально-технического образования займет свое место в глубоко интегрированной, многоуровневой системе, способной обеспечить преемственность звеньев как по вертикали, так и по горизонтали.

- Очевидно, решение этих задач возможно лишь при наличии высокопрофессиональных педагогических кадров...

- Безусловно, вопросам повышения профессионального уровня инженерно-педагогических кадров уделяется особое внимание. Для решения этой задачи открыты отделения по подготовке преподавателей и мастеров производственного обучения при индустриально-педагогическом колледже государственного университета, в Оренбургском и Бузулукском индустриально-педагогическом колледжах.

Перспективным направлением развития системы начального профессионального образования является возрождение народных промыслов и ремесел. Важную роль в обеспечении устойчивой работы профтехучилищ играет производственная деятельность, приносящая определенный доход, который для многих училищ и лицеев является основным источником приобретения материалов, оборудования, организации учебно-воспитательного процесса.

Учреждения начального профессионального образования постоянно чувствуют внимание и заботу со стороны Правительства РФ, а также администрации Оренбургской области - это выделение средств на приобретение топлива, стимулирование труда творчески работающих педагогов и учащихся-отличников, помощь детям-сиротам и т.п. Подводя итоги работы по разработке и защите программ развития училищ и лицеев области, проходящей аттестации учебных заведений, можно сказать, что удалось еще раз привлечь внимание к нашим проблемам администрации городов и районов.

- Вы, как и все человечество, стоите на пороге нового тысячелетия: привносит ли эта особенность какие-либо коррективы в Ваши планы?

- Каждый год вносит что-то новое в деятельность системы начального профессионального образования. Основные задачи, решение которых может послужить залогом качественно нового прорыва в дальнейшем развитии, видятся в структурной реформе начального профессионального образования, в продолжении работы по введению государственных образовательных стандартов с новой профессионально-квалификационной структурой, в создании целостной концепции развития воспитания личности, в разработке областной системы объективного контроля качества профессионального образования на основе мониторинга. Необходимо всегда помнить, что как бы быстро ни развивался научно-технический прогресс, какие бы чудеса техники ни создавались, как бы ни изменились в новом тысячелетии характер и содержание труда, - основой всех достижений было, есть и будет мастерство людей и прежде всего рабочих - главной производительной силы общества.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.