Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




"В искусстве я человек случайный..."

+++++

Надежда Емельянова

Да, чтобы произнести столь рискованную фразу о самом себе, надо обладать по меньшей мере изрядным чувством юмора и вовсе не иметь тщеславия, что в творческой среде наблюдается крайне редко.

Однако новоиспеченный заведующий кафедрой драматического искусства Оренбургского института искусств имени Ростроповичей, исполняющий обязанности профессора и одновременно режиссер театра драмы имени Горького Б.Б. Хайбуллин именно так ответил на банальный журналистский вопрос по поводу своего профессионального становления. И это при том, что за его плечами учеба в Уфимском институте искусств, стажировка и ассистентура сначала в Москве, а потом в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино имени Черкасова на курсе педагогов вуза и более полутора десятка лет преподавательской работы в Уфимском институте искусств по специальности "мастерство актера и режиссура", а по совместительству - должность режиссера в Башкирском академическом национальном театре.

Тем не менее столь "нелицеприятная" самооценка достаточно объективна по той простой причине, что Булат Батырович выпадает из привычной обоймы театральных деятелей, определивших собственную творческую стезю чуть ли не с пеленок или впитывающих в себя атмосферу сценической жизни вместе с наследственными семейными традициями.

- Я родился и рос в совершенно нетеатральной семье и в школе ни в какие драмкружки не ходил. Правда, помимо спорта занимался еще танцами. Готовился к поступлению в технический институт, решив пойти по стопам отца-нефтяника. В институт искусств поехал просто за компанию с другом и из любопытства, без всяких документов, принял участие в двух вступительных турах. Так уж получилось, что друг не прошел, а меня взяли...

- Отец был разочарован вашим поступком?

- Да нет. Удивлен, конечно, был. Но именно отец мне первый и сказал: "Талант - это прежде всего труд". Со временем я сам убеждался в его правоте не раз, и теперь постоянно говорю об этом своим ученикам. То, что дано от Бога, должно развиваться всю жизнь, иначе талант, как зерно в неблагодатной почве, зачахнет, не дав ожидаемых всходов и плодов. Часто у молодых, да и не только молодых людей определенного обывательского круга бытует мнение, что актеры - это счастливые избранники фортуны: едят на злате-серебре, получают бешеные деньги, беспечно почивают на лаврах, предаваясь богемному образу жизни. А на самом деле это ежедневный, кропотливый, изнурительный как в духовном, так и в физическом плане труд. Прежде чем его добиться в актерской или режиссерской профессии, надо очень многим поступиться в личном плане, сделать самого себя, суметь вписаться в творческий коллектив, найти в нем собственную нишу.

- А для себя вы окончательно выбрали приоритеты - педагог пересилил актерское начало?

- Думаю, да. Преподавательская деятельность дает очень многое. С каждым новым курсом происходит своего рода омоложение, вернее даже, обновление. Это как у доноров: однажды сдав кровь, они чувствуют все большую потребность в этом, потому что организм самонастраивается на процесс восстановления и обновления. В то же время, общение с новыми поколениями подпитывает, защищает от рутины, как бы удерживает на стремнине активной жизни. Среди молодых с их непоседливостью и дерзостью поневоле стараешься не выглядеть этаким брюзгой, стареющим ментором, то и дело твердящим: "Вот когда мы были молодыми..." А как интересно наблюдать за взрослением своих учеников! На первый курс поступают часто довольно трудные ребята, со своим не всегда благополучным житейским активом. Но уже вскоре, оказавшись совсем в другой обстановке, соприкоснувшись с бесценным богатством культурного наследия, с тайнами творческого процесса, они меняются буквально на глазах, становясь цельными натурами, личностями. И я по-настоящему горжусь, что среди моих бывших учеников уже немало актеров высшего класса, удостоенных почетных званий заслуженных артистов.

- В Оренбурге вам многое приходится начинать с нуля. Как вы думаете, удастся ли молодому институту искусств достичь уровня полноценного высшего образования? Ведь специфика творческого вуза создает дополнительные сложности...

- Многое зависит от того, насколько власти всех уровней, ответственные за систему высшего образования, осознают значимость развития института в области и готовы реализовать взятые на себя обязательства, которые далеко не ограничиваются самим открытием, формальным преобразованием училища в институт. В нынешнее время проблем немало, но они преодолимы. По своей специализации с уверенностью могу сказать, что набран неплохой курс, главное, у ребят есть громадное желание учиться. Не так быстро, как хотелось бы, но решаются вопросы расширения площадей института. А пока театр драмы имени Горького, благодаря его директору Л.Е. Хазановичу и художественному руководителю Р.В. Исрафилову, идет навстречу нуждам будущих артистов, старается создать им условия для занятий, предоставляя свои помещения. На сегодня основная моя задача как заведующего кафедрой состоит в том, чтобы собрать крепкую профессиональную команду педагогов.

- Как режиссеру вам предстоит дебютировать на оренбургской драматической сцене постановкой спектакля по пушкинской "Сказке о царе Салтане". Насколько эта работа будет вам интересна?

- Опыт работы над детскими спектаклями у меня немалый, я ведь и начинал как актер кукольного театра, потом ставил сказки и в кукольных, и в драматических театрах. Но всегда новую работу начинаешь не без волнения. Если на прежнем месте работы моя задача облегчалась тем, что я на восемьдесять процентов знал актерский состав, с которым работал, то здесь мне приходится иметь дело с еще не достаточно знакомым коллективом. Так что в выборе артистов мне существенно помог Рифкат Вакилович, с которым, мы, кстати, шестнадцать лет проработали в Уфе и в институте, и в театре. Его поддержка, надеюсь, поможет мне и в дальнейшем.

- Наверное, не стоит слишком открывать занавес, заранее знакомя публику с будущим спектаклем. Но для "затравки", может быть, поделитесь с основной концепцией вашего режиссерского замысла?..

- Он достаточно прост: я, как и Рифкат Вакилович, сторонник так называемой студийной формы постановки, когда режиссер не столько навязывает собственное видение, сколько побуждает актеров к импровизации и самостоятельным поискам своего образа. Конечно же, в детском спектакле должно быть много и музыки, и пластических элементов, поэтому в постановочную группу на равных правах помимо режиссера входит не только художник, но и композитор с хореографом. Актерский состав небольшой, решено обойтись без массовых сцен; царя Салтана будет играть новый для оренбуржцев актер Владимир Бухарин, в роли царицы дебютирует Елена Князева, царевну Лебедь исполнит Лариса Толпышева, князь Гвидон предстанет в облике Павла Кипниса, а небезызвестных "ткачиху с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой" воплотят на сцене артистки Наталья Панова, Елена Улановская и Вера Македонская.

- Ну что же, остается пригласить оренбургских зрителей на ваш будущий спектакль, тем более что уже не за горами его премьера.

На снимке: Булат Батырович ведет занятия.

Фото Ивана Анисимова.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.