Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Самый домашний фестиваль
Евгения Павлова
Из фестивалей, прошумевших в нашем городе, III областной "Театральное Оренбуржье" - самый "домашний": он посвящен событиям, имеющим значение прежде всего для нас - 70-летию образования Оренбургской области и 260-летию Оренбургской губернии. Его организаторы - управление по культуре и искусству области и Оренбургское отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации. Он, как и ожидалось, стал смотром серьезного творческого потенциала профессиональных театров области. Такие встречи - это и обмен опытом, и стимул творчества для деятелей сценического искусства.
Фестиваль открылся 26 ноября сразу на четырех площадках областных и муниципального театров: драматического имени Горького, музыкальной комедии, кукол, татарского драматического имени М. Файзи и "Пьеро". В его рамках состоялась выставка работ театральных художников Оренбуржья и подведение итогов с награждением победителей театрального конкурса среди молодых актеров "Творческая удача". Сразу же заработали "круглые столы", где критики и зрители обменивались мнениями и впечатлениями от увиденного. Руководил ими один из самых авторитетных театральных критиков Константин Щербаков (Москва).
Но самым интересным были, конечно же, спектакли! К счастью, сезон 2003-2004 годов оказался на редкость богат замечательными постановками. И это засвидетельствовано не только дома. Успешно показались на всероссийских и международных фестивалях областной театр драмы; в числе четырех лучших по России работ со спектаклем "Козий остров" побывал в столице Орский театр драмы; интенсивной творческой жизнью отмечены последние годы в коллективе Бугурусланского драматического театра; уверенно движется к своей мечте - стать музыкальным театром - театр музыкальной комедии. И вот жители областного центра, его гости получили редкую возможность увидеть все театры Оренбуржья в течение четырех дней, познакомиться с новыми именами и современными направлениями, сравнить, оценить.
Областной театр драмы поставил в фестивальную афишу свою недавнюю премьеру "Великодушный рогоносец", с которой участвовал в фестивале "Камерата" (Челябинск). Орский драматический театр имени Пушкина сыграл комедию К. Гольдони "Бабьи сплетни" (напомним: сценография и костюмы - лауреата премии "Оренбургская лира" за 2003 год Эльвиры Ковалевой). Бугурусланцы показали оригинальную версию рассказов В. Шукшина "Когда-нибудь я вернусь навсегда". В татарском драматическом театре зрители увидели сатирическую драму Г. Камала "Банкротъ", рассказанную остроумно и весело. Областной театр музыкальной комедии отзвонил нам мелодиями "Корневильских колоколов". Доставил массу удовольствия взрослым и детям "Вождь краснокожих" О`Генри в областном театре кукол. А в спектакле муниципального театра "Пьеро", кроме заглавных героев Зайца, Лисы и Петуха, мы застали необъявленных персонажей, знакомство с которыми принесло нам истинное удовольствие.
За четыре фестивальных дня на празднике побывало более четырех тысяч человек. Залы работали с полной нагрузкой, еще раз показав, что Оренбург стал городом поистине театральным. Да и не только Оренбург!
Столица области приветствовала гостей восточного и западного Оренбуржья спектаклем, сразу задавшим тон, определившим достойную высоту "планки". О "Великодушном рогоносце", поставленном в областном театре драмы народным артистом России, лауреатом Государственной премии России Рифкатом Исрафиловым, "Вечерний Оренбург" рассказывал своим читателям (как, впрочем, и обо всех спектаклях-участниках из нашего города). Добавим только, что фестивальный зритель высоко оценил работу заслуженного артиста России, лауреата Государственной премии России Олега Ханова в роли Бруно, ставшего заложником собственных страстей. Бред ревности, вырвавшийся из-под власти разума, возник на наших глазах, набрал силу, разрушительным смерчем пронесся по жизни влюбленных. Зрелище грозной стихии захватило зал. Но это было не только соло мастера: зрители приняли дебют молодой актрисы Натальи Реневой в большой, сложной роли Стеллы, по достоинству оценили точную, выразительную игру Сергея Кунина, Бориса Круглова, Сергея Тыщенко. Помогла зрителю войти в эстетику спектакля сценография заслуженного деятеля искусств России Тана Еникеева, ярко театральным и динамичным сделали его массовые пластические сцены (балетмейстер Ирина Филиппова).
Эстафету театрального праздника от оренбуржцев приняли орчане. Народная комедия Карло Гольдони "Бабьи сплетни" (режиссер Н. Шумилкина) легко убедила оренбуржцев, что в Орске работает интересный, богатых возможностей театр с завидной труппой, актеры которой многое могут, умеют и полны творческого энтузиазма. Во всяком случае, то, что явили они на фестивальной площадке, было блистательным фейерверком фантазии, озорства, заразительной веселости. Задействовав в одном спектакле, кажется, все возможности театра, они прихватили еще кое-что от смежных жанров (например, цирка) и даже это у них отлично получилось! Да и как не получиться, если настоящему бесенку Коломбине - Марина Знаенок нипочем взлететь под самые колосники, с немыслимой высоты броситься в венецианский канал, - и если ваше место в первых рядах, то вы получите при этом малую толику венецианских и самых натуральных брызг. По дороге Коломбина успевает дать хорошего пинка действию на сцене да еще перемигнуться с залом. Очень порадовало чувство жанра и стиля, свойственное исполнителям ролей, - спектакль получился ансамблевым: вокруг молодой, но, как водится, осложненной разнообразными препятствиями любви темпераментных, прелестно непосредственных Кеккины Елены Мирошниковой и Бетто Алексея Маланьина живописным веером располагаются завистливые соперницы, бескорыстные сплетницы и много другого венецианского люда - шумного, напористого, остроязыкогого. Все персонажи и все актеры достойны быть названными поименно, но фестиваль не ждет! Скажем только, что эта феерия завершается феерическим в квадрате балом-маскарадом, где мы узнаем и не узнаем наших героев, волшебно преображенных костюмами, перед которыми меркнет сама радуга, и причуды покроя которых могут родиться лишь в воображении художника - в нашем случае Э. Ковалевой.
Зал проводил орчан овацией, а на следующий вечер...
Многолик театр: та же сцена позвала нас на спектакль по рассказам Василия Шукшина "Когда-нибудь я вернусь навсегда" (автор театральной версии и режиссер Анатолий Болотов). Это уже не карнавал, а хоровод характеров - непредсказуемых, с широким размахом, неожиданным упрямством, непонятною тоской. И с неизбывной жаждой понять: кто мы? какие мы? почему так складываются наши судьбы и общая народная судьба? Над этим бился Василий Макарович и нам завещал.
Не вдруг приковывает спектакль внимание зрителей к своим героям, не вдруг они нам открываются. Театр основательно обживает пространство - ведь здесь мы увидим не только Броньку Пупкова и Степана, но краешек народной жизни. Не случайно актеры переходят из сюжета в сюжет, меняя имена, биографии, судьбы, - так подчеркивается связь людей, их кровные и душевные отношения, зависимость друг от друга, причастность к общей судьбе, от века столь сильные на Руси. Трудно сказать, как создает театр живую ткань деревенской жизни, но только видишь: сколь ни различны шукшинские "чудики", растут они из одного корня. И непривычно юный Бронька Пупков - Степан Потапов со своим коронным номером охотничьих баек - историей покушения на Гитлера, и Степан - Николай Горбунов, которого тоска по дому и родным бросила в побег из тюрьмы накануне освобождения, и отец его - Евгений Кузнецов, понимающий и не понимающий сына, - и все остальные. В этом - сила бугурусланского спектакля и секрет его глубокого воздействия на зрителей.
В день расставания пришел и актерский праздник. Он начался торжественно - с подведения итогов фестиваля. Это сделали начальник областного управления культуры и искусства Виктор Васильевич Ренев и заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения Константин Александрович Щербаков, дав высокую оценку всем фестивальным спектаклям и творческому потенциалу театров. Затем последовала приятная церемония награждений актеров, завоевавших первенство на престижных фестивалях. Ими стали народный артист России Андрей Лещенко, заслуженный артист России Валерий Бурматов и Любовь Хотько. А вот лауреаты смотра "Творческая удача": Лариса Толпышева, Дмитрий Гуцуляк, Сергей Шахмуть, Олеся Просветова, Наталья Ренева, Ильфат Гумеров, Дмитрий Гладков - Гран-при! (Оренбург), Александр Кабаев (Орск), Николай Горбунов (Бугуруслан).
Для актеров играли оркестры областной филармонии и театра музыкальной комедии, пели заслуженная артистка России Валентина Сорокина и Мария Буйносова, танцевала Анастасия Горовацкая. "Капустником" же люди театра развлекали сами себя и публику и это получилось у них отлично, ведь его вели сам Станиславский и сам Немирович-Данченко. А почему бы нет? Ведь Борис Круглов и Сергей Кунин кого угодно сыграют!
Встретимся через три года!