Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Верую!

-----

Радость моя...

Записки паломника

Александр Старых, специальный корреспондент газеты "Вечерний Оренбург"

Последний день июля только занимался над городом, когда наша старенькая "четверка", груженая нехитрым туристским скарбом, выбралась на объездную дорогу и, набирая скорость, помчалась на восток. В этот момент в салоне разлилось тонкое благоухание, похожее на запах ладана. Я закрутил носом, разыскивая его источник.

- Чуешь? - спросил Георгий, крутя баранку. - Это отец Викторин сейчас молится за нас.

Отец Викторин - настоятель храма, строящегося в саракташских Студенцах мужского монастыря, духовный наставник Георгия. Вчера по телефону он благословил на поездку в Дивеево и меня. Глядя на убегающие за стеклом деревья, лесопосадки и борясь с недоверием, я подумал: что ж тут удивительного? Ведь и моя поездка, еще пару дней назад бывшая под вопросом, тоже сродни чуду. Из Нижнего Новгорода пришло сообщение, что я стал одним из победителей Всероссийского журналистского конкурса "Духовные святыни и будущее России". Конкурс материалов на темы православия и восстановления духовных ценностей был объявлен аппаратом полномочного представителя Президента РФ по Приволжскому округу, Нижегородской епархией, кафедрой журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского и Нижегородской областной организацией Союза журналистов. Посвящался он предстоящему празднованию 250-летия со дня рождения Серафима Саровского, который православная церковь отмечает 1 августа. Накануне этого события в оренбургское полпредство пришла телеграмма: "Просим обеспечить 2 августа явку за призом журналиста "Вечернего Оренбурга". До Нижнего путь неблизкий, добираться туда "на перекладных", а потом также обратно. Была бы охота! Да и стоит ли того приз? Другое дело - попасть в Дивеево на празднование. Это была бы награда! Но от Нижнего до Дивеева четыре часа езды. Никак не "срасталась" премия земная с наградой духовной, а раз так, то стоило ли на полдня ехать за тысячу верст (1200 км, если быть точным)? Совсем уж было отказавшись от поездки, вдруг встретил давнего знакомого Георгия Сурикова, хорошего специалиста по акустическим системам, человека воцерковленного и частого паломника по святым местам.

- А я в Дивеево собираюсь! К батюшке Серафиму, - сообщил он. - Еду с семьей на машине.

- Ну что ж, могу позавидовать, - сказал я. - И у меня в той стороне есть дела, да ехать не с руки.

Попрощавшись, немного помечтал, что неплохо было бы попасть первого августа в Дивеево - на день рождения святого, а потом 2-го вдруг быстренько оказаться на вручении премии в Нижнем. Но это уж, кажется, из области сказок про ковры-самолеты.

А через день пришел Георгий и сказал:

- Есть место в машине. Едем я, мама. Если хочешь, возьмем с собой.

Не успел я открыть рот, как принесли факс из Нижнего: чествование победителей назначено на 13 часов. Есть полдня в запасе! Будто невидимый покровитель выстраивал мне пути через Серафимо-Дивеевскую обитель, где я ни разу еще не побывал. Ну не мистика ли? Особенно если учесть, что основным материалом в моих конкурсных работах была публикация в "Вечерке" "Время колоколен", где я описал удивительную историю возвращения в храм большой иконы Серафима Саровского. Икона эта до революции находилась в одной из оренбургских церквей. Большевики разорили храм и ради забавы стреляли в изображение святого старца. Но пули чудесным образом не попали в него, а легли крестом вокруг. Через много лет, сохраненная оренбургским мальчонкой и до самой его смерти в старости находившаяся в его доме она, наконец, попала в Дмитриевскую церковь. Забегая вперед, скажу, что копию этого материала я передал в Дивеево монастырским сестрам - как еще одно свидетельство чудес, связанных с преподобным, не прекращаются и в наши дни. А моя столь удачно сложившаяся поездка - не маленькое ли это чудо? Впрочем, каждому - по вере его.

КРАЙ СЕРАФИМОВ

День прошел в дороге. К исходу его мы уже ехали по дивеевской земле. Ее предтечей были храмы, возникавшие по разным сторонам дороги. Многие из них сверкали новыми куполами. В краю преподобного Серафима возрождается духовная жизнь. Храмы словно обозначали дорожку к главной святыне - Серафимо-Дивеевской женской обители - Четвертому (после Иверии, Афона и Киева) Уделу Богородицы во вселенной. В этих краях жил и был прославлен великий подвижник русской земли, угодник Божий, "последний святой" преподобный Серафим Саровский. Грустный парадокс нашего времени - почти во всех православных семьях есть иконка горячо любимого народом "батюшки", а русские интеллигенты, соревнующиеся в любви к Отечеству и цитирующие наизусть Пушкина и Достоевского, спрашивают друг у друга: кто же такой саровский старец и что он сделал выдающегося? А ведь девятнадцатый век был не только веком великой литературы, но и, главным образом, веком Серафима Саровского. И если сравнивать, то в области духовного восхождения он сделал не меньше, чем Пушкин и все наши гении в области литературы. Диакон Андрей Кураев в рассуждениях об особенностях русских святых подметил главное в национальном характере: герой в народном представлении - не терминатор, поигрывающий стальными мускулами, и не пламенный революционер с горящими очами, а смиренный молитвенник за всех нас грешных, свеча жертвенной любви, горящая перед Богом.

Достоевский призывал судить русского человека по намерениям, а не по результатам. "Убогий Серафим", как сам назывался преподобный, - это то странное зеркало, глядя в которое видишь себя в неприкрашенном виде. И ужасаешься тому, как в погоне за ложными идеалами далеко в сторону ушли мы от своего истинного предназначения. Но не зло и жестоко отражает это зеркало искаженные наши черты. "Радость моя, - говорит лучезарный старец Серафим, как говорил при жизни каждому, кто обратится к нему. - Христос воскресе!" А это значит, что есть у каждого надежда и возможность воскреснуть для новой жизни.

Где-то в этих лесах находится Саров, закрытый город, в котором с сороковых годов располагается Российский федеральный ядерный центр. Здесь, в монастыре, начинал духовный подвиг великий угодник Божий. Восемь лет он был послушником, столько же служил в сане иеродиакона и иеромонаха. Затем пустынножительство, отшельничество и трехлетнее безмолвие.

Тысячу дней и ночей, подобно древним столпникам, стоит он на камне с распростертыми руками, взывая: "Боже! Милостив буди мне, грешному". За великое смирение и подвижничество преподобный Серафим получает особые дары: дар прозорливости, дар исцеления, дар духовного ведения, дар совершенства, дар познания смысла христианской жизни, стяжания Духа Святого. Божия Матерь явилась к нему в затворе и повелела открыть двери кельи всем жаждущим духовного спасения. Последние годы служения Серафима в старчестве наполнены духовным утешением и исцелением от различных недугов, душевных и телесных, многих и многих людей со всей России и из-за ее пределов.

А вот уже видны и купола основанной по благословению Богородицы и по молитвам святого старца Дивеевского монастыря. Но близко подъехать не удается. На главной улице, ведущей к обители, за полкилометра от нее, установлен милицейский пост. Съехав на обочину, на полянку перед дивеевскими домиками, находим место для стоянки между другими машинами, прибывшими, судя по номерам, не только из Нижегородской области. К батюшке Серафиму пожаловали гости и из Украины и Молдавии. Где-то есть специально выстроенный палаточный городок для паломников с бесплатным горячим питанием, но мы и не пытаемся его искать. Наш дом на колесах. Георгий с мамой - пенсионеркой Ниной Владимировной - заночуют в машине, а я достаю из багажника маленькую палатку, которую обычно беру в велосипедные походы.

Наскоро перекусив, отправляемся в Свято-Троицкую Серафимо-Дивеевскую женскую обитель, колокольня которой, словно свеча, горит на горизонте в лучах вечернего солнца.

ПО СТОПАМ БОГОРОДИЦЫ

Чем ближе к обители, тем грандиознее панорама архитектурного ансамбля монастыря. Всего за один год в первозданной красоте воссоздана и расписана Казанская церковь, с которой начиналась обитель. Отец Серафим говорил дивеевским сестрам: "При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской лавре, другая... (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка".

Пройдя под колокольней, попадаем на Соборную площадь, в конце которой нежно-зеленый со стального цвета куполами Троицкий собор, В нем покоятся мощи саровского чудотворца. Подойти к ним нет никакой возможности: очередь до самой колокольни. Надеемся, что завтра после основных празднований, когда схлынет народ, удастся припасть к раке со святыми останками.

За Троицким - белоснежный, с темными куполами Преображенский храм. Справа от него - светло-желтая церковь Александра Невского. Между ними смонтировали огромный экран, на котором завтра будет демонстрироваться праздничная Божественная литургия. Для этого на Соборной площади прямо перед Преображенским собором рабочие спешно заканчивают строительство двух крытых белой тканью площадок.

Обогнув собор, спешим на Канавку - особую дивеевскую святыню. Засыпанная в советское время безбожниками, она восстановлена сейчас почти полностью. По велению Богородицы, Серафим Саровский указал дивеевским сестрам выкопать ров вокруг трех десятин угодий, принадлежавших на тот момент Мельничной общине, а землю использовать для создания вала.

Сейчас Канавка вымощена брусчаткой и огорожена чугунными перилами. Склоны рва глубиной в три аршина (2м 15 см) выложены зеленым дерном, на дне - дренажная система. По Канавке тихо идут люди, каждый углублен в молитву. По дороге надо 150 раз прочитать "Богородице, Дево, радуйся". Преподобный называл Канавку стопочками Богородицы, потому что она прошла здесь и обозначила точную ее границу. Во времена антихриста, говорил Серафим, Канавка встанет стеной до небес, и враг не одолеет ее. Может, поэтому в Дивеево, как рассказывают, скупают земельные наделы наши олигархи - господа Дерипаска, Батурина и другие. Хотят быть поближе к батюшке: авось, спасутся. Со времени прошлогоднего празднования столетия канонизации Серафима Саровского, если верить газетам, только спонсоры и меценаты вложили в Дивеево и Саров сто миллионов рублей. Логика у многих из этих господ базарная, торгашеская: ты мне, Господи, а я тебе. И все же спасибо, что хотя бы на богоугодные дела не скупятся.

"ПОБЕДНУЮ ПЕСНЬ ПОЮЩЕ..."

Около пяти тысяч верующих пришло 1 августа на Соборную площадь. Божественная литургия под открытым небом, под ясными дивеевскими небесами - зрелище незабываемое. Под шатром на помосте - иерархи Русской православной церкви. Золотом и серебром, сверкающими на солнце каменьями украшены праздничные облачения. Предстоятелем на богослужении митрополит Минский и Слуцкий, патриарший Экзарх Всея Белоруссии Филарет. Святейший Патриарх находится на послеоперационной реабилитации, приехать не смог, но прислал телеграмму о том, что в этот момент он молится вместе со всем своим народом. Запел женский хор монастыря. Общее радостное возбуждение волной прокатывается по толпе, невидимое силовое поле охватывает ее, преобразуя стихийное сообщество в единую семью, объединенную общей молитвой. Рассказывали, что наши космонавты однажды зафиксировали непонятного происхождения свечение где-то под незнакомым им городком Козельском. Как выяснилось, световой столп шел из Оптиной пустыни. Что-то похожее могли бы обнаружить на орбите и в связи с празднованиями в Дивеево. Мощная, радостная энергетика пронизывала окружающее пространство и, казалось, потоком устремлялась в открытые дивеевские небеса. Более двадцати иерархов нашей церкви стояли на помосте рядом с Филаретом и среди них в первых рядах наш Владыко митрополит Валентин. Подойти к нему после службы мне не удалось. Людская волна желающих благословения сносила его в сторону, и он, улыбаясь, с трудом продолжал путь, осеняя крестом подставляемые затылки.

Георгий оказался находчивее:

- Батюшка, благословите оренбургских!

Владыко обернулся на возглас земляков и, приветливо кивнув головой, перекрестил Георгия и Нину Владимировну.

Во время службы краем глаза я наблюдал за женщиной, которая, стоя у цветочного газона, часто нагибалась над походной люлькой с ручками на манер саквояжа. Маленький ребеночек, лежавший в ней, сучил ручками и ножками. Палило солнце, непросто было и женщине, и ребенку, но младенец даже не пищал. Мать опекали два сына-подростка. "Наверное, живут неподалеку", - подумал я. И ошибся. Семья приехала на день рождения преподобного батюшки с Дальнего Востока! Причем еще двое детей остались дома, на хозяйстве. Этот факт более всего непонятным окажется именно для неверующего, ведь по земным меркам умер Серафим очень давно, еще в 1833 году - за четыре года до смерти Пушкина!

Слышалась на Соборной площади и иностранная речь, в которой угадывались родственные созвучия. Это были паломники из Сербии, Черногории, Словакии. Дивеевская обитель, как и предсказывал преподобный, становится крупнейшим духовным центром не только России, но всего православного мира.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Этот день был насыщен событиями до предела. Благодаря всё знающему Георгию и его старенькой, чихающей, но словно понимающей ответственность момента машине, удалось окунуться в святом источнике Серафима Саровского, что неподалеку от деревни Цыгановки, попасть на крестный ход и дойти с ним почти до самого Сарова. К вечеру мы вновь вернулись в Дивеево, чтобы еще раз пройти по Канавке, приложиться к мощам Преподобного. Не выходила при этом из памяти женщина, проехавшая с маленьким ребенком через всю страну. Феномен с точки зрения здравого смысла малообъяснимый, но понятный в системе координат православия. Годами молился Серафим в своей пустыньке на пне или стоя на камне, и никто его при этом не видел, но недаром сказал он свое, может быть, самое знаменитое: "Стяжи (приобрети) дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся". Н.А Мотовилов, записавший многие поучения преподобного, рассказал о случае чудесного преображения старца, когда сидевший перед ним на корточках на снегу Серафим вдруг стал источником яркого света, от которого ломило глаза. "Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам, своими собственными глазами, что готов подтвердить и под присягою", - клялся Николай Александрович. Свет, который греет, но не жжет, уже знаком из Евангелия. На горе Фавор подобным образом происходит Преображение Господне. Собственно, Господь остается тем, кто Он есть. Преображаются его ученики, увидевшие Учителя не обычным человеком, а в сиянии славы, в лучах открывшейся святости. Свет неизреченный, который суть Святой Дух, изливается из стяжавшего его молитвенника и Божьего угодника Серафима и начинает преображать и переустраивать жизнь вокруг себя. Об этом состоянии сказал апостол Павел: "Уже не я живу, но живет во мне Христос". Так можно объяснить многие чудеса, происходящие вокруг имени саровского чудотворца до сих пор. "Как с живым со мною говорите, и всегда я для вас жив буду", - требовал Серафим. А он знал, что говорит. Женщина с Дальнего Востока и тысячи людей со всех концов России и Зарубежья приехали в Дивеево к живому Серафиму. А потому сбылось пророчество о его собственном воскресении. Для остальных людей же вопрос по-прежнему заключается в готовности принимать и воспринимать живую святость.

Один из физиков-ядерщиков, живущих в Сарове, рассказал такую историю. Лет пять назад во время очередного крестного хода на 1 августа вдруг замироточила икона батюшки Серафима. Миро течет, запах источает поразительный, все в радостном возбуждении. Мальчишки выскакивают на шоссе, останавливают машины, кричат: "Икона замироточила!" Люди верующие и неверующие останавливаются, бегут к иконе. А один из сотрудников института, физик по образованию, подбегает со словами: "Ребята, ну давайте протокол составим! Давайте у всех, кто чудо видел, фамилии-паспорта запишем. Чтобы люди верили!.." Очень чистый и по-человечески понятный порыв. Знаете, что ему ответили почти все дословно? Тому, кто верит, протокол не нужен, а кто не верит, тому никакой протокол не доказательство.

... В Нижний Новгород я попал на другой день: Георгий подбросил на машине до Арзамаса, а дальше - на электричке. В Гербовом зале знаменитой Нижегородской ярмарки получил премию, познакомился и подружился с главным победителем конкурса - самарским православным писателем Алексеем Алексеевичем Солоницыным (братом выдающегося, но рано умершего актера Анатолия Солоницына), побродил по древнему и красивому городу (порадовался при этом и за наш Оренбург: по чистоте и ухоженности он сейчас даст заметную фору волжским "миллионникам" - и Нижнему, и Самаре). Но главное приобретение этой поездки - очень простая мысль, хотя и звучит она немного пафосно. Бог нам дал все: великое Отечество с великой историей, веру наших предков, которые сохранили нам наше Отечество и сотворили его историю. У нас есть угодник божий Серафим Саровский и тысячи святых подвижников, которые в разных типах служения явили собой образцы того, как нам жить и какими быть. Остается только выбирать. Бог дал и это право.

Оренбург - Дивеево - Нижний Новгород - Оренбург

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.