Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Мастерская"
Областному литературному объединению им. Владимира Даля недавно исполнилось
сорок лет. Свой юбилей мы встречаем не с пустыми руками. Более трех десятков
наших воспитанников стали членами Союза писателей России, некоторые обрели
всероссийскую известность. Мы с гордостью произносим имена наших питомцев
Ивана Уханова, Петра Краснова, Владислава Бахревского, Ивана Лысцова, Георгия
Саталкина, Надежды Емельяновой, Игоря Бехтерева, Владимира Одноралова.
В последние годы особенно заметен выход на всероссийскую литературную
орбиту наших товарищей по перу. Владимир Одноралов, Диана Кан, Владимир
Демурин, Надежда Емельянова, Петр Краснов регулярно публикуются в самых
популярных толстых журналах "Москва", "Молодая гвардия",
"Наш современник", "Новый мир", в газетах "Завтра",
"Литературная газета", в "Роман-газете". В этом году журнал "Молодая гвардия" в нескольких своих номерах
будет публиковать стихотворения и прозу оренбуржцев Дианы Кан, Антонины
Мелешко, Юрия Орябинского, Владимира Петрова, Юрия Мещанинова, Николая
Пашкова, Ольги Мяловой. В третьем номере журнала с большой статьей о творчестве
оренбургских поэтов "Поэтические сны русской глубинки" выступает
известный русский поэт, профессор, руководитель поэтического семинара Литературного
института им. М. Горького Владимир Цыбин. Эта статья станет и предисловием
большого тома стихотворений и прозы, созданными в разные годы воспитанниками
нашего родного литературного объединения. В книгу собрано все лучшее, созданное
двадцатью прозаиками и девяноста поэтами за последние сорок лет. Геннадий Хомутов, руководитель областного литературного объединения им. Владимира Даля. Поэтические сны русской глубинки Владимир Цыбин Как-то В.В. Розанов, написав о безродных духом, добавил, что Россия
родит не кровью, а духом. Сказал о том, чего не понял Чаадаев своим ночным
умом проницательного сомнамбулы. При нынешней целенаправленной перелицовке человека с закупоренным сердцем,
который должен быть отсечен от других, от "самочинного умствования
народа" (Ключевский) и сокращен до минимума, поэзия как орган души
не только не нужна, но и опасна для технологов перекройки. И вот в столице, в "центре" поэзия переведена на "искусственное
дыхание" и задохнулась от астматической информационности или же от
головного рационализма. Столица ныне "делает стихи" (Маяковский). А что же провинция? Она в общем не приняла ни скептицизма, ни "гражданственности"
в советском исполнении, ни "соцреализма", который в ее исполнении
в сущности есть сентиментальный реализм; ни западного нынешнего бесформия
как знак безволия духа. Глубинка продолжала хранить традиции как направление, поэзию - как слово
и смысл. О чем мне хочется сказать на примере поэтического мира поэтов
Оренбуржья - становой середины России, понимая и "прощая" определенную
скудость поэтических средств и их немногообразия. Казалось, еще недавно в устах советской литературной "элиты"
самым оскорбительным было получить печатку - "областной поэт".
Так, например, ныне забытая и напрочь отвергнутая поэтка Вера Инбер заявляла: - Есенин - областной поэт. Шолохов - областной писатель. И вообще довольно
областничества. Так изощренно отлучали от литературы и их, и других - Ф. Сухова, Вл.
Гордейчева... И даже классиков - Н. Лескова, А. Ремизова. Так шел геноцид - по низу, по крестьянству и казачеству, по культурному
слою. А между тем русская провинция выстояла и осталась интересной, внутренне
стихийной, остро чувствующей слово. Провинция - хранительница языка и души
народа. Отсюда начинались и вечно будут начинаться лучшие русские таланты.
"Москва" же - их закланница. Вся "крестьянская" ветвь
поглощена и погублена ею: С. Есенин, Н. Клюев, П. Васильев, Б. Корнилов...
Но самое главное, провинция сохранила искренность, пусть и поврежденную
большевиками и либералами. И говоря ныне о молодых поэтах Оренбуржья, я имею в виду прежде всего
именно это. И еще то, что хоть на окраинах время как бы утяжелилось. А
в Москве время проживается как дармовой капитал. Итак, как воспринимают нынешний день и самое время молодые этой уральской
земли, где целый "куст" различных поэтических дарований? Узнать
"по сердцебиению поэта сердцебиенье страны" (Л. Лавров)? Время, время, Это пишет Надежда Емельянова о своем захолустном селении Пепел, той
самой точке отсчета для нее всего сущего. Это понимание тягловой силы народа
изнутри, из начала. Если в "столицах" безбожие ныне вошло в церкви со свечами
в руках, то "провинция", наоборот, - хранила свою веру, родовую,
православную, сохраненную в бабушкиных молитвах. Это ее естественное мирочувствование: Как тыщу лет все женщины Руси, Молюсь одной молитвой незабвенной: "Я все отдам, Но сына упаси..." Здесь нет лжи интеллигентской ереси, ни заданности. Просто так продышались
слова из сердца по закону внутренней правды вздохом смиренной печали. Чтобы
так сказать - нужно и быть таким, потому что "наступила пора выбирать:
с кем, зачем, что спасешь за собою, на костре, если надо, сгорать, на щите
покидать поле боя". Смиренность - это воля добра. И драма нашей жизни и времени понята поэтом
и принята как личное дело. Ведь время наше как никогда - время выбора правды. Конечно, она пишет искренне, но порой неровно. У японского поэта Такубуту
есть высказывание о том, что нужно писать слова, "словно я их знаю
один на свете". Вот таких прорывов в словесном ясновидении у Н. Емельяновой
еще мало. Но этот путь по вершинам уже, на мой взгляд, намечен в отдельных
прорывах. И это обещающе... Совсем иного поэтического состава стихи орского поэта Николая Пашкова.
Они предельно насыщены его жизненным опытом шофера-дальнобойщика, рожденного
нашим временем: В пестроте калейдоскопа Это стихи из самой гущи жизни. В них есть та особая жизненная документальность,
может быть, в чем-то уже другого русского человека - не "выживальщика",
не самооплакивальщика, а "ваньки-встаньки", которого как ни наклоняй
- тут же распрямляется. Тип человека бывалого, "босяка" на колесах,
заменивший скитальца с посохом. Вспомним хотя бы судьбу талантливейшего
поэта А. Добролюбова, ушедшего на Волгу с посохом в руке, отринувшего славу
поэта-символиста. И Н. Пашкова поманила дорога: Оседлой жизни не приемлю, Тот же кочевой дух пути, побега из оседлости и у другого оренбургского
поэта Анатолия Тепляшина. Воистину - дорога, уезжанье из бесприютицы в
новую бесприютицу - примета нашего века, примета взмятенной, обреченной
на новое, колесное кочевничество, Руси. "Под перестук отчаянный, стоим
мы у окна: земля такая белая и белая луна". Мчит человек по земле
и ничего не запоминает. Остался только белый отпечаток, как на негативе. Это какое-то подневольное движение, сверх воли его. Оседлое сознание
протестует, а не в силах преодолеть искуса движения: Я не пойду к зовущему костру - И не отдам того, что было с нами. Казалось бы, почему? Только ли протест, смена фетишей? Нет, это и другое
еще: "Чужою дорогой по свету пошел, пошел и был обманут". Горькая примета нашего обманного времени, режима лжи и фальшивых клятв.
И если в чем-то в иных стихах у него не так - то это дурное наследие "гневной"
театральности лирики 60-х годов. Но это не только у него одного, а у всех нас. Трудно было устоять перед
фатальной популярностью "эстрадных" поэтов: когда кричат - "шепота"
не слышно. Это потом услышали Н. Рубцова. А "глубинка" тогда
просто-напросто была оглушена. Немыслимым было, например, услышать эти вот нашего завременья стихи
об ангеле-хранителе: "И новое что-то свершится в судьбе. Ты не дал
мне счастья, Спасибо тебе". А вот пришло время - и стихи написались: в очередной раз "ванька-встанька"
покачнулся и опять выпрямился. А вот Антонина Мелешко тихо и стеснительно исповедует чудо "раскованной
созвучности души", но ее стих трудно выкарабкивается из-под словесных
завалов, вроде "чужую боль швыряй под ноги удовольствий". Словно прорастает, подобно подснежнику из-под летошней, отболевшей листвы. Это работает внутренняя подъемная сила почвы - и ткется снова из надежд
и памяти, из наших "снов" сердца. Трудно и скудно происходит
в новом поколении поэтов реставрация души: И не снегопад - Я углом к земле. Но глухонемая душа все-таки назвучивается словом и отворяются у нее,
казалось бы, утраченные речь и слух. Какая-то внутренняя растрава, согласие, принуждение себя к самоопале,
хотя и понимает, что ей по-прежнему тесны границы собственной опалы. Она еще не осознала, где же она настоящая - верный знак, что возраст
сердца ее заторможен и ей трудно оторваться от девических настроений, ей,
судя по всему, достаточно много пережившей и очутившейся в зоне одиночества,
горького осознания: "но мир пока не стал добрее". Это стихи - отражение растерянности перед новыми, нынешними "правилами
жизни". Русская провинция не взроптала устами своих поэтов, она пока
что еще недоумевает, почему же Я рождена для верности, но нет Недоумевает и не в силах смириться с "продажной" неверностью. Похоже, что беды страны и всеобщая порча не очень затрагивают ее, оренбургскую
глубинку, а если что и ущемит, то как-то по касательной. Все болезни нашего
времени доходят сюда отзвучно и, если укореняются, то слабо, не затрагивая
и не "перестраивая" прежних основ. Это состояние какого-то психологического
"пролетья", когда и сам, запущенный в действие, процесс увядания,
преждевременной осени заторможен и верхушечен. Лирический поэт всегда наиболее искренен в стихах о любви. Так какая
же ныне любовь на окраинах нашей земли? Это, как я уже выше отметил, жажда
верности, тоска по "рыцарю" в кепке, который чаще всего оказывается
легковесным мальчишкой, который, если спьяна и поплачет, да цена этому
- пустячная, потому что: Недолга детская печаль До первых полок магазинных. Этот современный "Ромео" - не соблазнитель, не злодей, это
- просто соглядатай, припорченный порчей "вещизма", тогда как
дело обстоит и глубже, и печальней: идет спешное пересоздание человека,
хоть и обыкновенного, но сокровенного, в человека "уличного",
"подъездного", подмененного и, значит, мнимого. За изъятием души
последовало изъятие самого живого духа, духа любви, духа мечты о себе как
способе внутреннего взрастания. И поэт, пусть порой и неуклюже, с дневниковой достоверностью пишет об
этом, смутно еще сознавая подземную "прелесть" (от прельщать)
падения любимых ею людей в "никуда". А падать в "никуда"
не страшно - это вроде бы и не бездна. Такой падающий человек летит, как
метеорит на землю, дотла стираясь о воздух земной бездны. Единый Адам - снова распадается на Адама и Еву, снова "на две половинки".
И это страшно. Если Антонина Мелешко еще только смутно осознает, что из потерянности
в мире можно восстать ввысь в молитве, то Наталья Кожевникова уже молитвенно
служит в слове Богу. Она уже в стихах смиренно православна, когда душа
горит, как свеча, затепленная Богу, хотя эта молитва беспокаянная еще,
но важно, ох, как жизненно важно, что молитва эта уже не за себя, а за
всю Русь. Но, Господи, какая синь У многих поэтов столичного разлива духовная тема - это еще только тема,
своеобразная татуировка времени новообращенных, у нее же - это тайный ее
духовный путь, а не тема как таковая. Это ее сердцесвечение, а не болезнь выздоровления помраченной души. Нестерпимо трудно жить "нам в этом времени проклятом, где все толкуют
об ином. И смерти нет. Лишь Дух крылатый витает в воздухе живом". Как читателю, должно быть, стало понятно - автора статьи интересует
в однообразии многообразия духовный мир, духовная энергия поэзии русской
провинции и тем самым - сила внутреннего отпора тех, у кого слово - Удерживающий
в хаосе смуты. Вот Ирина Пуликова в первых своих публикациях, как бы очнувшись от некоего
морока, восклицает: Просто снег - он белый-белый... И опять - симптоматично удивление и растерянность еще недавно "благополучного"
поколения, рожденного в годы "застоя" перед подменой судьбы.
Да, им как бы подменили судьбу, подменив (заменив) прежний духовный климат:
меньшую ложь заменили большей. Ей нужно опасаться скептической сумятицы, свойственной нашему "усередненному
интеллигенту". Если Павлики - Морозовы, Ведь и другая оренбургская поэтесса Елена Пудовкина тоже почти рефлекторно
ощутила толчки исторического землетрясения: Весну, суету и слякоть Это недуг - первого серьезного столкновения, "отлученного"
от будущего поколения с новым мифом о рае в одиночку. Ведь о том же, о
том пишет и Татьяна Белозерова: И смотришь в круглое окно, Это взгляд в жизнь из омертвелой самоизоляции. Холодная оторопь "зомби",
провал в беспамять. И здесь одно спасение - бегство к природе, к изначальности,
за которым следует потепление сердца: Но берут расписные ведерочки Так из полумертвой тесноты кокона вылетает трепетная бабочка. Но нелегко,
почти непосильно живой мысли и душе нашего российского современника прорвать
завесы дурманного информационного "смога". На каждое новое поколение в России - своя война, пусть и "малая",
как где-то в Анголе или "среднетекущая", как в Афганистане. У Александра Вырвича - Чечня (а перед этим Приднестровье). Это тоже
результат вброса России в потоки управляемого хаоса. Появилось вроде бы
как новое военное сословие "наемники", добровольцы, рыцари суматошных,
суверенитетских войн, которых и продают, и предают, а им остается только
проклинать и заклинать. Но если путаешь ты Сержень-Юрт В Чечне эти силы были обречены на "поражение", приготовленное
в Кремле. Такие войны никогда не выигрывают. Это заклание молодой и опасной
силы. Чувство общей, надвигающейся со всех сторон на русский народ беды заставляет
горько прозревать и Юрия Орябинского - подлой войны "верхов"
со своим народом: Может, в нашем лихом безвременье Здесь отражен третий и, может быть, самый страшный способ извода русской
силы через создание заранее мертвой, пустой зоны не заселенного никем будущего:
если не можно сразу уничтожить опоры народные, то их истощают и губят по
извечному рецепту корчмарей. "Нужно, - так говорил С. Наровчатов, - сначала оценить прошедшее
и увиденное, а потом оглядеть себя". Вот в таком положении и находятся лучшие, талантливые люди на Руси.
Они уже оценивают прошедшее и увиденное: теперь настало время им оглядеться,
оглядеть себя, только так и только тогда, начав с себя, с накопления внутренних,
личностных ресурсов можно создать мощное, охранное силовое поле для противостояния. Геннадий Хомутов как личность и поэт, несмотря на приглушенность своей
болевой энергии, почти целиком вписывается в это направление. Только у
него меньше протестной силы, стихии сегодняшнего дня как бы не достают
его. Он еще верит: "Москва начиналась с деревни моей". Верит извечной верой нашей "глубинки" в свою изначальность.
И продолжает обживать вспаханное историческое поле. Это тоже требует упорной
силы, чтобы "оглядеть себя". Вот почему он ищет постоянства в людях, в их характерах, пишет их поэтические
портреты, осмысливает через лирические образы нравственный опыт отца, матери.
Родину он ощущает через эти родственные узы, в потоке исторических поколений.
И понимает: Мне в жизни видеть приходилось всякое, Но ведь это "пойду" все равно, что путь к себе, ведь "хранитель
огня" народа - это его поэты. Миф об огне - личное сновиденье поэта,
греза его в растерзанной реальности. И человек прозревает не в сон, а - в пробуждение. И без чувства, что
сам поэт как энергетическая сила общества обречен на наркотическое состояние
жить "по-прошлому". Однако трезвость души и ума, сама реальность спасает его от недвижности
грезы. Мелькнет, как забытое напоминание образа детства, нечто снежное
- оклик бабушкиной сказки: И катит зима руками ребят Его воспоминания - о людях, даже заглавия говорят об этом: "Ожидание
сестры", "Колдунья", "С сорок первого года пусты закрома",
"Песни нашей матери". Сердцу его внятны горькие думы матери,
смотрящей в окно, на дорогу, по которой ушли сыновья - так смотрят цветы. Смотрю я на них, и кажется: Жизнь сама ставит поэтов перед выбором не только пути, но и правды среди
ее подобий. Правда как справедливость прежде всего. Жить по правде - это жить для русского человека наиболее полно. Вот
он и искал ее искони и уходил в странствия, как некрасовские мужики. Одни
народы влекла вдаль нажива, другие - меч, третьи - мечта. А у нас - правда. А истина, наверно, в пресном хлебе, Так осознала Ирина Моргачева это чувство в самой себе. Это уже нечто
от нынешней философии выживания, человека заменяющего на выживальщика.
Но - и нечто давнее, исконное, идущее от понятия "хлеб насущный".
И это понятно, потому что мечта, как маяк в жизни, почти искоренена из
сознания многих: И мечется мечта во сне, Мечта, как личная Атлантида, погружена в воды забвения. Мы присутствуем
как бы при жертвенном погружении усыпляемого человека в темноты сновидения.
Где выход? когда: "Чем ярче Божий день, тем ночь еще черней", - как пишет Любовь
Баева. И понимаешь, что на свету "Божьего дня" сгорает и тьма с ее
миражами. Для нас важно, что все поэты, о которых я здесь говорю, как и Любовь
Баева, не самоумерщвляются душой, а стремятся "воскреснуть" из
обморочного сна, виртуального, как ныне говорят, прикрывая иностранным
словом небытие, мнимость, обман. Русь в лире ее "коренных" песнопевцев не хочет засыпать под
гипнозом, насланным колдунами "перестройки". Она - жива и уже
готова к бодрствованию, результаты которого предсказуемо близки... Обычный путь столичных поэтов - начав с громкой романтики, а затем перейдя
в скептики, а оттуда - в либералы, и негде не отстоялись, не затвердились,
а только повторили других заемным путем, провинция же останавливалась в
самом начале: скептицизм претил душе своей советской двуличностью, а либерализм
казался и являлся повзрослевшей, старческой романтикой. Вот на этом "запоре" и останавливалось творчество талантливых
поэтов российских весей. Они как-то упорно отстранялись и отстранились от духовного пути, где
их творческое спасение. Богатая жизненная закваска, близость к сердцебиению народа - вот что
выручало и выручает их, чем они и интересны нам. Но это только первый творческий
этап, на котором многие останавливаются и замыкаются. В артериях их строк
пульсирует все та же необновленная кровь. И еще: странно - они чувствуют своего читателя, но не видят его. Вот
и пишут как бы для всех сразу, а в сущности для никого. А читатель есть,
нет, не всеобщий, а любитель (библиотекарь, учитель, свой начинающий самородок
и свой графоман...). Вот отсюда и ощущение своей заземленности, "первоэтажности":
Мы живем на первом этаже, Так точно передал эту заземленность и недвижную открытость к небу Геннадий
Хомутов. Это то же самое, что "прибавить аромата фиалке" (Шекспир).
Все равно - все выходит земно, твердо, крыло. Хочет лететь, а встречного
воздуха нет. И тот, кто сдается, - обречен летать по сновидению в мираже,
в ложную поэтичность, т.е. в никуда и в незачем. Там, где нет Бога, - там властвует идеология. А у власти, если она никакая,
- нет и этого, и ей нечем обосновать свое существование. Она остается без
символов и тягловой силы истории. И оказывается, что судьба развела страшно и гибельно жизнь и мечту,
ночь и день: наверху - сатанинство власти, внизу - поиски духовности во
Христе у поэтов народа. Молодым поэтам наших отверженных губерний живется даже тяжелее нас.
Мы живем, окруженные культурой, хотя и летаргической. Их же поместили туда,
откуда выкачан воздух, - в вакууме. Но у русского корневого таланта при
его переполненности житейским горем, как сосуд с водой, есть и другой сосуд
- вообще зачастую ненаполненный. Это его генетический резерв, проявляемый
у крайней черты. Нужно уметь только перераспределять свои силы по этим
сосудам, которые никогда не уравновесятся, т.е. жить одновременно двумя
половинками своего существа - розмыслом и душой. Они, поэты наших многочисленных глубинок, - не "из народа",
они - в народе. И они лучше всех чувствуют и понимают его. Как сказано
в гетевском "Фаусте": "Ты равен тому, кого понимаешь".
У русского таланта при его переполненности почти всегда остается какая-то
незавершенность, определенная размытость формы. Ему важна во всем - суть
и путь, чаще всего неравномерный, а порой - мечущийся из стороны в сторону. Это надо помнить, ибо сжатая энергия сильнее всего действует. Один американский поэт начала века сказал, что форма - это джин в бутылке,
пока он стеснен ею - он силен. Это касается и внутренней энергии, в данном случае лирической. Потому
я и попыталася сделать анализ молодой поэзии Оренбуржья по "сгусткам",
отринув все попутное или слабое. Знаменательно, что стихи молодой русской глубинки по какой-то странной
ностальгии по будущему, по разрыдной интонационной ноте, по теме утраченной
(или утрачиваемой) Родины, по самой, живой и резкой кардиограмме стиха
- во многом как бы двойник сколков поэзии "серебряного века"
в первой русской эмиграции, запечатленной в стихах И. Бунина, Г. Иванова,
Г. Адамовича, именно этого крыла, куда можно отнести и "Белый стан"
М. Цветаевой. Времена и чувства русских поэтов сдвинулись, кольцо замкнулось,
ибо у них во многом - один корень и одна правда, без которых русский человек
- сирота среди безродства. И сны поэзии глубинки - сны вещие.
сбереги мой Пепел -
Вотчину саманную мою!
Дым его,
так сладостен и светел,
И так слаб у века на краю.
От дорожного столба
Начинается Европа,
Продолжается судьба.
И Крым прошел я, и Нарым,
Ремни дорог вращают землю,
Шоферы помогают им.
Это путь не в скит, а в мир.
Того, которому должна быть верной.
Порой заглядывает в сени!
Исчезну я. Но не отринь
Земли, упавшей на колени!
Просто на душе тревожно,
Просто я сама не знала;
Просто жить - как это сложно.
Если Лизы - только Чайкины,
Если Юры - только в космосе,
Если чайник - то в начальники.
Нет силы преодолеть...
Мне еще плакать, плакать,
А сердцу болеть, болеть.
Как из аквариума рыба.
И идут за водой белозерочки.
В октябре возле старых озер
Расцветает цветок белозер.
с Хатынью,
То не в России стоит тебе жить.
И пропойстве народ ослаб.
Но все реже видать беременных
Материнством цветущих баб.
Но мысль одна таится у меня,
Когда в душе моей огонь иссякнет,
Пойду к народу и найду огня.
снежную бабу, как колобок.
выбежит
Сердце мое из груди сейчас.
Ждут они вас и, наверно,
не выдержат,
Пойдут по дорогам разыскивать вас.
Которым только нищий дорожит.
И слышен крыльев плеск,
Сгорает в жертвенном огне
Ее безумный плеск.
На первом этаже неба.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.