Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Образ жизни - "Альтернатива"
Искандер Бигеев
Интересы коллекционера развиваются от простого любопытства в детстве до познания окружающего мира посредством своего хобби. Начинается с конфетных фантиков, в более старшем возрасте их сменяют спичечные этикетки, открытки, а когда дело доходит до почтовых марок, то это уже становится вполне серьезным занятием в многочисленном братстве филателистов. Вот и владелец художественного салона "Альтернатива" Валерий Сафонов обязан выбором своей профессии, уровнем своего интеллекта и, в конце концов, умением жить полнокровно и интересно своему главному увлечению.
Валерий родился и вырос в Оренбурге, окончил школу №30 и, как все обыкновенные его сверстники, гонял футбольный мяч, собирал металлолом, был неотразимым кавалером на школьных вечерах, заводилой в мальчишеских компаниях. Но среди всех этих ребячьих забав и шалостей была у него "одна, но пламенная страсть" - коллекционирование. И основной интерес у юного собирателя был к антиквариату, к раритетам. Его настольными книгами были: "Черные доски" и "Время собирать камни" Владимира Солоухина. Они были как учебные пособия в его страсти к собирательству.
Люди, фанатично отдающиеся коллекционированию, имеют особый склад ума и непосвященным кажутся чудаками. Прагматик посмотрит на дорогостоящую коллекционную марку как на кусочек бумажки и не даст за нее даже стоимости реально действующей марки, потому что она уже погашена почтовым штемпелем.
Ну что ценного в этой треснутой старинной фарфоровой чашечке, на донышке которой сохранился заводской штамп с именем Кузнецова? А то, что она из семейного сервиза известного оренбургского хлебопромышленника Юрова, придает чашечке антикварную ценность. Эта ценность условная и котируется только в среде коллекционеров, но она дает им прекрасную возможность прикоснуться к далеким эпохам.
Первым предметом, с которого начал свою коллекцию Валерий Сафонов, была икона "Неопалимая Купина", хранительница жилья от огня. Были потом и другие раритеты: произведения живописи, посуда, книги. Но вот после окончания школы увлекла Валерия другая страсть - театр. И поступил он в знаменитый ГИТИС на режиссерский факультет, окончил его и начал в Оренбурге свою карьеру в театре юного зрителя. То ли в наказание за измену своей первой страсти, то ли то время было для Мельпомены, как сейчас для нас, нестабильное, но премьеры проходили в театре с великими проблемами. А все потому, что брал к постановке молодой режиссер пьесы, не апробированные апологетами социалистического реализма, а такую, к примеру, как скандальную для тех лет своей трактовкой нашей жизни пьесу Алексея Арбузова "Город на заре".
Закончилось все тем, что театра юного зрителя в Оренбурге не стало. "Великого режиссера из меня не вышло, - по-остаповски изрек Валерий Сафонов, - придется переквалифицироваться в галериста". Так возвратился он к истокам своей юношеской страсти, но опять же начал ее не по проторенным тропам, а по-диссидентским. Сегодня это слово воспринимается нормально, а в те годы оно было ругательным, характеризующим инакомыслящего человека, не согласного с господствующей идеологией. А виной всему были его первые вернисажи. Валерий Викторович называет сегодня себя "пионером эротических выставок". Было это в 1990 году, когда еще в фаворе была коммунистическая идеология, и фотовыставка "Эрос-90" вызвала бурную и неоднозначную оценку.
Последующие выставки из "гласа вопиющего" все больше превращались в тревожно настораживающий набат. Таковыми были выставки "Мисс фото" прибалтийских фотохудожников, уникальная выставка челябинского мастера Сергея Васильева "Женщины ГУЛАГа" и экспозиция фотомастера из Соль-Илецка Олега Грачева.
Когда встал вопрос о названии галереи, то лучшего чем "Альтернатива" придумать не могли. Это, пожалуй, единственное в мире слово, характеризующее стиль работы Валерия Викторовича Сафонова, в основе которой всегда была необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями. В эти дни галерея отмечает свой первый небольшой юбилей - десятилетие. Начинала она свое существование как "квартирантка", выставляя свои экспонаты в тех залах, которые удавалось арендовать. Сегодня она имеет свой постоянный адрес, телефон и необходимые для коммерческой деятельности реквизиты. Адрес, правда, не очень солидный - лестничная клетка в Оренбургском Доме офицеров, с удивительной тщательностью самостоятельно оборудованная Валерием Викторовичем. Но, как говорится, "не красна изба углами", а тем, что в ней находится. А диковинок старинных здесь множество, одна удивительней другой. И о каждой хозяин может рассказывать часами.
Чудом уцелевший Псалтырь, памятник русского типографского искусства XVII века, отыскал Валерий Викторович в одном из сел Александровского района. Две храмовые иконы с изображениями святых апостолов Иоанна и Павла и архистратига Михаила с карающей десницей принесли в галерею две оренбургские старушки. Долго прятали они их у себя после тех печально памятных дней, когда взрывали в городе Казанский собор. Сегодня они говорят, что только "с божьей помощью" удалось им унести из бокового придела храма эти две иконы и сохранить до сегодняшних дней.
Каждые полчаса в галерее раздается мелодичный бой часов фирмы "Мозер". Они когда-то отсчитывали время в особняке оренбургского купца Ахмета Хусаинова. В прихожей его дома стояла и плетенная из кизилового дерева вешалка, изготовленная в Германии в 1877 году. Сегодня она в экспозиции галереи стоит рядом с действующей зингеровской швейной машинкой модели №66, той самой, на которой могли сапожных дел мастера прострочить кожаные заготовки голенищ.
Хранится в галерее оформленная богатым багетом картина с весьма интересным "революционным прошлым". Когда-то был изображен на ней Император Николай II в полный рост. Украшал этот портрет размером 2,5 м х 1, 2 м апартаменты оренбургского мирового судьи. Ныне здравствующая в Оренбурге его правнучка передала этот раритет и поведала его историю.
В октябре семнадцатого года солдаты расстреляли портрет. И сегодня на холсте сохранились зловеще зияющие пулевые отверстия. Но на этом тогда расправа с царским портретом не завершилась. Холст был загрунтован и на нем оренбургский художник В. Федоров исполнил соцзаказ - написал портрет бунтаря Стеньку Разина с персидской княжной. Да так добросовестно, что и сегодня уже нет возможности снять новый слой краски, чтобы восстановить прежнее изображение.
Все эти экспонаты служат наглядным пособием для урока оренбургской истории, который в галерее проводится для школьников раз в квартал. А для художников и посетителей регулярно открываются выставки-продажи. Здесь прошли вернисажи художников Александра Побежамова и Александра Бурова из Саракташа, Вадима Долгова, ставшего ныне москвичом. С работами художника Игоря Григорьева "Альтернатива" вошла в международные каталоги "Арт Манеж-97" и "ЦДХ-98" в Московском международном художественном салоне, где наш земляк выступил в новом жанре, с мозаикой из речных галек.
Часто к услугам Валерия Викторовича Сафонова прибегают работники областной торгово-промышленной палаты и таможни: он консультирует их в качестве эксперта по иконописи и антиквариату.
Галерея "Альтернатива" живет и здравствует, хотя, казалось бы, занимается таким не совсем обычным делом. Но в том и суть альтернативы, что означает этот термин интерес к каждой из исключающих друг друга возможностей. Одна ее ипостась - это выставки с продажей - как средство для выживания самой галереи и художников. Другая - антиквариатная деятельность - это уже нечто, стоящее на более высоком уровне. Эти экспонаты не продаются.
Обычные, всем знакомые вещи. У каждой своя история. И если появляется возможность узнать их происхождение, место былого нахождения, мастеров-изготовителей и хозяев, пользующихся ими, то вещи превращаются из утилитарных обиходных предметов в музейную редкость. А у подобных раритетов и назначение иное - расширять кругозор и обогащать наш духовный мир.
Короче говоря: вещи - вещь серьезная. Это программный девиз галереи "Альтернатива".
Фото Ларисы Терентьевой.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.
n_savova@abv.bg