Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Прошу вернуть за вознаграждение..."
Татьяна Телевич
Чтобы у вас не угнали автомобиль, лучше его не покупать.
Утирая слезы, диктую текст объявления об угоне в офисе одной из телекомпаний. Честно говоря, сомневаюсь, что это правильный путь возврата машины, но если ежедневно по телевидению то и дело мелькают подобные фразы, значит, метод не безнадежный. В голове снова и снова прокручиваю историю с угоном, занявшую всего несколько минут - ровно столько, сколько понадобилось, чтобы, припарковав автомобиль у подъезда, забежать в квартиру. Что-то заставило подойти к окну. Все как обычно: молодежь толпится у ларька, бабулька торгует семечками и вяленой рыбой и ... (закрываю глаза, открываю) - нет... Не может быть! Вновь зажмуриваюсь, но заоконный пейзаж не меняется... Где она! Может быть, скатилась? Пулей слетаю по ступенькам...
"Обута в новую резину", - вертятся в голове слова дурацкой песенки. Тупо смотрю по сторонам и жду непонятно чего. Кажется, прошла целая вечность, пока приехала милиция и ГАИ (на самом деле всего пять минут).
- Все! Ваш автомобиль официально в розыске, - закончив писать, оттарабанил инспектор.
- Если что узнаете - позвоните, - следом "обнадежил" следователь.
Наслушавшись всякого от друзей и знакомых, решаю действовать на всех фронтах. Версий десятки: враги? "заказали"? за вознаграждение? на запчасти? покататься?.. Последняя еще грела душу, но пришлось от нее отказаться. Первая тоже нереальна, остальные вполне имели право на существование. Организовав поиски, решила изучить "специфику вопроса"...
"Не думай о секундах свысока..."
По данным сотрудников ГИБДД Оренбургской области, в прошлом году в столице степного края было угнано 406 машин. Это только официально зарегистрированных. Не секрет, что многие горожане пытаются разыскать машину по собственным каналам. Но если учитывать только названные цифры, то в среднем в два дня три автовладельца лишаются "железных коней". А покушаются на эту собственность не просто залетные воры, хулиганы и "гастролеры", а асы своего дела - местные "специалисты" с хорошим опытом и отнюдь не одиночки...
В угоне одной машины задействованы как минимум три человека. Таких, своего рода "бригад", насчитывается четыре-пять в каждой организованной преступной группировке. А последних "процветающих" именно за счет этого бизнеса, по некоторым данным, на территории Оренбурга не менее пяти. Несложно сосчитать, сколько "профи" занимаются угонами. А на борьбу с ними ежедневно выходит менее двадцати (!) сотрудников, занимающихся розыском угнанных машин. Каждая группировка работает на определенном участке, но схема угона практически у всех одна. Видеозапись классической схемы угона мне продемонстрировали сотрудники милиции.
Утверждение о том, что за машиной следят неделями, ошибочно (во-первых, "профи" в этом нет смысла, а во-вторых, нет времени - слишком много "работы"). Есть, конечно, исключения из правил - если машину угоняют на "заказ" или "по наводке", а в остальном - за потенциальной жертвой следят всего пару часов или вообще не следят. Основной инструмент современного угонщика - сканер. Аппарат может быть размером от ноутбука до маленького портативного устройства с габаритами мобильного телефона. Цена на него колеблется от 100 до 5000 долларов.
Он предназначен для сканирования (списывания) шифра (кода) сигнализации. Выходя из машины, водитель с помощью пульта автоматически блокирует двери. В этот момент находящийся неподалеку угонщик со сканером "списывает" код. Кстати, автовладелец может заметить в этот момент что-то подозрительное: либо машина не "встает" сразу на сигнализацию, либо меняется ее звук. Если это случилось, лучше немедленно покинуть место парковки, естественно, на машине. Если этот момент вы прозевали, можно заметить, что по дороге к подъезду, магазину, рынку за вами следом будет идти человек, и, скорее всего, разговаривать по телефону. Это наблюдатель из бригады угонщиков, на тот случай, если водитель резко повернет назад (что-то забыл в машине). Тем временем (после определенного сигнала преследователя) другой угонщик приступает к своей части работы - с помощью сканера открывает двери и специальным инструментом из очень прочного сплава "срывает" замок зажигания. Машину быстро и легко заводят и уезжают обычно в сопровождении третьего участника кражи, который едет рядом. Весь процесс занимает минимум три минуты. Если угонщик не справляется с непредвиденными средствами защиты авто менее чем за пять минут, он обычно покидает объект.
Бытует мнение, что механическую защиту угонщику осилить труднее. С ней больше возни, но, напомним, работают профессионалы (!), и самый популярный способ такой защиты отечественных переднеприводных - "штырь в коробке передач" - угонщик ликвидирует за пять-шесть секунд. Почему именно отечественные переднеприводные? Из всех угнанных в прошлом году - более пятидесяти процентов - "десятки", 34 процента - 99-ая модель "Жигулей", остальная доля приходится на иномарки и "классику".
Ищи ветра...
Свежеугнанная машина обычно едет по улицам не более пяти-семи минут. Ее загоняют в "отстойник". Как правило, большую часть краденых автомобилей прячут во дворах частного сектора, реже - на платных стоянках и в гаражных кооперативах (они чаще подвергаются рейдам ГИБДД). Отсюда следует, что всем известный "план-перехват" действует лишь первые пять минут, а так как за это время владелец в лучшем случае успеет лишь опомниться, видимых результатов он не дает, что угонщикам только на руку. Их число растет, а наряду с этим растет и "здоровая конкуренция". Город сегодня поделен на пять частей, в каждой из которой работают свои "профи". К примеру, одна из организованных преступных групп действует только на въезде в областной центр. Отслеживает чаще всего казахских гостей, после чего и угоняет их машины. Остальные "работают" с местным населением. По данным оперативно-розыскной части УВД г. Оренбурга, наиболее "излюбленными" местами угонщиков являются: в Ленинском районе - ТД
"Радуга", м-н "Чайка", перекресток улиц Краснознаменной и Советской, ул. Туркестанская, ул. Кирова и ул. Володарского; в Промышленном районе - ул. Пролетарская, пр. Парковый, ТД "Конкордия"; в Дзержинском районе - ул. Салмышская, ул. Брестская, ул. Монтажников, ул. Волгоградская, пр. Дзержинского; в Центральном районе - Центральный рынок, ТД "Восход", ул. М. Жукова, ул. Аксакова, пр. Победы и ТК "Максимум" (пользуется сегодня наибольшей популярностью).
Если схема угона практически одна, то цели могут быть самые разные - в зависимости от потребностей, подвернувшейся работенки и состояния жертвы. Новенькие "ВАЗы" - отправляются в Казахстан; старше трех лет - за выкуп или на запчасти. Причем если год назад за выкуп отдавали каждую вторую машину, то сегодня случаи единичны, и те только по серьезному криминальному "блату". Выкуп - не выгоден (риск велик, а прибыль ниже) особенно в отношении новеньких машин. В среднем его сумма составляет от 25 до 50 процентов от стоимости. К примеру, за "нулевую" десятку с ее владельца потребуют в среднем около девяноста тысяч рублей. Но, во-первых, неизвестно, найдет ли он такую сумму, а во-вторых, подобную машину можно продать в Казахстане за сумму, позволяющую у нас купить две (!) новых "десятки". Разница весьма ощутимая, а риск минимален: у нас на границе нет даже базы розыска угнанных автомобилей, а на таможне только фиксируют госномера и марки выехавших и заехавших. Все! В остальном дорога открыта! То есть на всякий случай (для страховки) угонщик может повесить "новый" номер - и вперед, за бугор ближнего зарубежья. Причем наглость местных угонщиков-перегонщиков не знает границ, к примеру, одно из задержаний показало, что на двух угнанных в Оренбурге машинах даже не удосужились заменить госномера, лжевладельцы просто перевесили их с одной разыскиваемой машины на другую!
Примеров можно приводить десятки. А куда же смотрит милиция?
Прорвемся, опера?
Когда судили героя известного фильма, другой закричал: "Да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире!" Став российским, правосудие по отношению к преступникам мало в чем изменилось. За угоны и кражи транспортных средств, а это, по мнению сотрудников правоохранительных органов, разные вещи (не вижу разницы!), полагается от года до трех.
Однако "полагается" еще не значит, что карается таким сроком. К примеру, задержали угонщика (преступника, передвигающегося по дороге на угнанном автомобиле), а он имеет постоянное место жительства, хорошие характеристики, ранее не судим, - в таком случае ему грозит пара лет... условного наказания. Статья 166 УК РФ "Угон" - не считается тяжкой. А если украсть у соседа банку огурцов, то можно загреметь на пять и более лет - это статья 162 ч. 2 УК РФ - "тяжкая". Потому и расценивается как проникновение в чужое жилище и кража. Выходит, лучше угонять машины, нежели красть огурцы. Конечно, угон машины можно тоже рассмотреть как кражу, но только в том случае, если ею воспользовались как личным транспортом - предположим, сняли колеса, разобрали и т.д. А так - катайся! Это всего лишь угон, ст. 166 УК РФ.
По словам заместителя начальника оперативно-розыскной части УВД г. Оренбурга, курирующего линию по угону и кражам транспортных средств, А.А. Грехова, сегодня несколько ужесточили наказание угонщикам, правда, одновременно подарив новую лазейку преступникам. Теперь угонщикам грозит от нуля до пяти лет лишения свободы, но при этом наказание можно заменить штрафом до ста тысяч рублей.
- В ноябре прошлого года сотрудники задержали шестнадцать угонщиков, причем один из них похитил "Оку," подаренную инвалиду государством. Реально понесли наказание только двое (!), остальные наверняка продолжают свою деятельность, - рассказывает А.А. Грехов.
В общей сложности уголовные дела, связанные с хищением автомобилей (угон, кража), заведены только в 82 (!) случаях из 406. Но и это еще не значит, что владельцам вернули "железных коней". По некоторым данным, если машина "ушла" в Казахстан, то вернуть ее нереально, как, впрочем, и собрать проданную по частям.
Потому и идут пострадавшие автовладельцы давать объявления в местные телекомпании. Это, увы, единственный шанс вернуть машину, а точнее, вновь купить собственную вещь.
Безусловно, правоохранительные органы это не приветствуют, как, впрочем, и не возвращают угнанный транспорт (если случается, то очень редко). Винить в этом, вроде бы, и некого - недостаток финансирования, несовершенство законодательства... и человеческий фактор.
...После того как мне вернули за деньги "железную подругу", я больше недели ездила на ней, по-прежнему числившейся в розыске. Специально проезжала мимо постов, но ни один сотрудник ГАИ не обратил на угнанный автомобиль никакого внимания.
Виноваты и сами автовладельцы, такие, как я, - нечего рот разевать. В ходе розысков удалось, например, услышать потрясающую историю. Один из угонщиков уже сидел за рулем, когда хозяин вышел из дома. Преступник обмер, а хозяин, постучав по колесам ногой, вернулся, так и не заметив похитителя.
- Алексей Анатольевич, - обращаемся к заместителю начальника оперативно-розыскной части УВД г. Оренбурга, - так как же правильно поступить, если машину все-таки угнали?
- Лучше, чтобы до этого не дошло. Примите всевозможные меры, чтобы не стать пострадавшим.
В одной из телепрограмм, рассказывающей об угонах в столице России, предложили радикальные "средства защиты": либо залейте автомобиль бетоном, либо лучше не покупайте его вовсе. А если серьезно, специалисты рекомендуют устанавливать как можно больше средств механической защиты. Помните, более пяти минут угонщик в машине не сидит.
...Через неделю мне позвонили из милиции.
- Здравствуйте, это следователь беспокоит, вы нашли машину? Тогда зайдите к нам, надо ведь закрыть уголовное дело...
Автомобиль всегда должен быть под рукой и перед глазами.
Фото Ларисы Терентьевой