Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Подсевшие на игру
Инна Обручева
Потерявшихся детей милиция все чаще находит в компьютерных клубах
Недавно встретила подругу, с которой не виделась несколько лет.
- Как семья? - спрашиваю.
- Развелись...
- Почему? Вы были такой замечательной парой!
- Он целыми сутками играл в компьютерные игры. Ему не нужны ни жена, ни ребенок...
Из тысячи игр - одну, самую кровавую
В 70-х годах ученики писали сочинения на тему: "Моя любимая книга", в 90-х - "Мой любимый фильм". Сейчас большинство детей из прочитанного назовут "Гарри Поттер", из просмотренного - "Властелин колец", но редкий школьник не знает, что такое "Counter Strike", "Generals" или "GTA Vice City". Это - самые популярные компьютерные игры детей Оренбурга. В России они появились около семи лет назад, и с тех пор виртуальный мир неодолимо притягивает юное поколение.
Какие же игры выбирают наши дети? Заглянем в компьютерные магазины. Здесь на манер книжных развалов огромными стопками сложены лазерные диски. Для маленьких это - сборники развивающих и обучающих игр "Незнайкина грамота", "Приключение на планете чисел", "Dogs 5". Первой из них, к примеру, даже выдан сертификат Министерством образования РФ. "Больших" (для продавца таковыми считаются дети старше девяти) привлекают "WarСraft III", "Солдат удачи II", "Марш!", "Конфликт: буря в пустыне". Говорящие названия, не правда ли? Молодой человек доходчиво объяснил:
-"Марш!" - это отличная "стрелялка" для мальчишек. Игроку предстоит повести за собой команду из нескольких боевых роботов. Игра "Конфликт: буря в пустыне" основана на реальных событиях войны. Элитное подразделение находится в центре конфликта в Персидском заливе. Задания придется выполнять как в дневное, так и в ночное время. Эффектов - море.
Среди детей Оренбурга, посещающих компьютерные клубы, самой популярной стратегией является "Counter Strike". Администраторы считают ее наиболее интеллектуальной из всех игр. Об "уровне" интеллекта судите сами. Все начинается с решения, на чьей стороне ты будешь воевать. Затем необходимо выбрать оружие. Авторы предлагают целый список орудий убийства. Добрая игра, нечего сказать! Однако мнение работников клубов другое: "В стратегии что-то сделать, не думая, невозможно. Надо разработать план действий против врагов".
Казалось бы, мальчишек всегда тянуло к "войнушкам". Только раньше все было добрее. Понарошку они нападали друг на друга, стреляя из деревянных или пластмассовых пистолетов, шутя изображали убитых и раненых. Теперь перед началом некоторых игр на мониторе появляется предупреждение: "Содержит сцены насилия, которые могут травмировать незрелую детскую психику".
"У этих уже зашкаливает"
На первый взгляд, от компьютерных игр вреда гораздо меньше, чем, скажем, от наркотиков, спиртного или общения с плохой компанией. Но родители, еще недавно довольные тем, что ребенок целыми днями играет дома один, теперь забили тревогу. Появилось даже выражение "подсесть на игру". Сходство этой фразы с другой не случайно вызывает опасение.
...Радиоприемник в отделении милиции "пикает" десять вечера. Телефонный звонок. Из трубки слышен плачущий женский голос. До сих пор не вернулся домой сын, ученик школы № 9. Недавно можно было предположить, что ребенок "колется" в подвале. Теперь появилась новая причина.
- Первое, что приходит в голову, - рассказывает И.Б. Колбеко, старший инспектор отдела по делам несовершеннолетних РОВД Дзержинского района, - мальчик может играть в компьютерном клубе. Чаще всего так и оказывается. Ученики пропадают там днями и ночами.
Самый близкий к школе № 9 компьютерный клуб "Континент", расположенный на улице Конституции, 9. Семнадцатилетний администратор поинтересовался: "А ты из какой редакции, тетя?" После такого приветствия думать о культуре этого заведения уже не приходилось. "Че она спрашивала?" - "Да так, всякую чушь..."
Бесспорно, для работников этих клубов решать проблему зависимости от "игрушек" (как ласково называют их мальчишки) кажется "чушью". Залы набиты битком круглые сутки. Администраторам нет дела до того, прогуливает ли школьник в это время урок, ищут ли его родители. Отсчитывай тугрики - и сиди ты здесь, родной, хоть неделю. Никто тебя не прогонит, плохого не скажет.
Постоянных посетителей знают по именам и здороваются с ними за руку. О таких детях работник клуба "От винта", расположенного на улице Промышленной, 10/1, говорит: "У этих уже зашкаливает". Такие мальчишки, проиграв все деньги, с радостью убираются в зале или охраняют вещи других. За это им милостиво разрешают час-другой "биться" бесплатно. "Подсевшие" проводят с игрушками около десяти часов в сутки, идут сюда сразу из школы. С часу до трех в клубы не пробиться. Днем за 10-14 рублей можно купить себе час компьютерного удовольствия; ночью - дешевле (шесть часов игры стоят 40 - 52 руб.). Как правило, в клубах действуют три зала, стоимость игры в которых определяется качеством технического оснащения. "VIP"-залы в большинстве своем пустуют.
Жизнь в игровом зале
За культурой поведения здесь следят строго: курить, материться, громко разговаривать и мусорить запрещено. В одних клубах в случае нарушения этих правил тут же просят покинуть зал (например, "От винта"), в других - штрафуют "временем" (в игровом зале магазина "С.А.М." на проспекте Победы). Так что будьте спокойны, дорогие родители, ваши дети становятся ненормальными в весьма культурной обстановке.
Рядом со столами зачастую находится бар.
- Не могут же дети быть здесь целыми днями голодные, - говорит заботливый администратор сети компьютерных клубов "Завод" (на ул. Пролетарской).
"Поели, можно и поиграть, поиграли, можно и поесть", - вот счастье ребенка с "синдромом продвинутого пользователя". На двадцать пять рублей можно облопаться "Читос", "Роллтоном", "кириешками", шоколадками, выпить с устатку пива... "Детям пиво не продаем", - опередил наш вопрос тот же администратор. По мнению начальника отдела по делам молодежи горадминистрации И.А. Вакушкина: "Там, где продается спиртное, детей не должно быть". Но об этом чуть позже.
Болен компьютером
В последнее время по радио все чаще слышим рекламу: "Делаем настоящих друзей". Под "другом" подразумевается не что иное, как компьютер. Для многих детей, не нашедших преданного товарища в жизни, им становится "машина". С ней хорошо дружить. Она всегда молчаливо выслушает, поймет и никогда не откажется поиграть с тобой. Ну а то, что нельзя посмотреть ей в глаза или пригласить на день рождения, - не беда. Ко всему привыкаешь.
В средствах массовой информации уже много сообщалось о заболеваниях, возникающих при длительном "общении" с компьютером. В их числе называли офтальмологические, связанные с костно-мышечной системой и психикой человека. "Коварная машина медленно и планомерно ослабляет организм и провоцирует заболевания, требующие длительного и кропотливого лечения", - это заключение из медицинского журнала еще недавно казалось сказанным не про нас.
Собственно компьютерных заболеваний нет, но самыми частыми, появление которых связывают с "машиной", являются близорукость или дальнозоркость, ускоренное возрастное ухудшение зрения и ревматизм. До первых признаков их проявления может пройти около четырех лет.
Гораздо раньше компьютерные игры оказывают влияние на психическое здоровье человека. В Оренбурге ни в Центре психического здоровья, ни в психоневрологическом диспансере случаев обращения с зависимостью детей от компьютера пока не было. Пока.
По данным отдела по делам молодежи горадминистрации, в нашем городе зарегистрировано всего три компьютерных ("Континент" на ул. Конституции, 9; "Компьютерный клуб" на ул. Челюскинцев, 18 А; "База-25" на пр. Гагарина, 48/1) и 21 игровой клуб. У большинства остальных распространенных заведений игровая деятельность названа в перечне предлагаемых услуг, но не является ведущей.
- Это "хитрый" способ регистрации, - объясняет И.А. Вакушкин, - кроме того, у каждого зарегистрированного клуба есть как минимум пять "точек". На сегодняшний день нам приходится только догадываться об общем количестве компьютерных клубов и игровых залов города.
Наибольшей популярностью эти учреждения пользуются у школьников 9 - 15 лет. За сутки в каждом из них бывает до семисот человек. Можно с уверенностью говорить, что около 10,5 тысячи маленьких оренбуржцев "зависают" в мире виртуальной реальности. Лишь малая часть этих ребят может понять, что уже сейчас они "подсели на игру".
Как только ребенок сел за приставку, компьютерный "шутер" (боевик), "симуляторы" (игры, в которых главный упор делается на автомобили, танки, мотоциклы) или стратегии, он начинает называться "геймером" (от английского "gamer" - игрок). На первых порах он испытывает положительные эмоции, получает удовольствие от управления действиями персонажей, от компьютерной графики и звука. Спустя три-шесть месяцев начинает формироваться потребность в виртуальной реальности. Как видно по названию, на этом этапе человек старается находиться за пределом реального мира, где существуют более сложные цели и задачи. Примерно 10-15 % геймеров доходят до этой стадии. Врачи утверждают, что по прошествии определенного количества времени интерес к игровой деятельности угасает, но зависимость от "машины" остается навсегда. Если вы наблюдаете у своего ребенка чрезмерную тревогу или апатию, заметные изменения привычного режима еды и сна, необычайные взлеты и падения настроения, гнев и враждебность, а тем более разговоры о самоубийстве, вам есть над чем задуматься. Не хотелось бы, чтобы, спустя годы, претворился в жизнь анекдот: "В новом тысячелетии люди не будут пить, курить, лгать, воровать, думать... Все это за них будут делать компьютеры".
Не признавая серьезности проблемы администраторы разных клубов города тем не менее говорили одно и то же: "Своему ребенку я никогда не разрешу играть в компьютерные игры. Сам уделяю этому не больше двух часов в сутки" (клуб "Континент"); "Не играю вообще. Сыну не разрешаю играть в стратегии" (клуб в магазине "С.А.М.").
В "железе" ли дело?
Работник сети компьютерных клубов "Завод" заметил:
- Когда-то люди образовывали общества борьбы с автомобилями. Теперь это кажется смешным. Спустя век заговорили о вреде компьютеров. Поймите, все дело не в "железе", а в разумном обращении с ним.
Согласны, но "разумное" отношение при этом хозяева клубов намерены прививать лишь собственным чадам! Мамы и папы, познавшие на личном опыте горечь плодов научно-технического прогресса, обращаются в компьютерные клубы с просьбой не впускать их детей. К этим мольбам большинство работников заведений остается глухим. В клубе "Континент" на подобные обращения отреагировали так:
- В день приходят сотни человек. Буду я разглядывать: он - не он! Пусть сами за сыном смотрят. Фотографии и домашние телефоны таких детей были приняты к сведению только в клубе "От винта": "Отправляем их домой, но толку мало. Через дорогу есть другой компьютерный клуб, куда их с радостью впускают".
С просьбами ограничить возраст детей и время их пребывания в компьютерных клубах родители обращаются в милицию. Решить новую проблему правоохранительные органы тоже не могут. - Со старыми бы разобраться. Инспекторы по делам несовершеннолетних проводят рейды по школам, в которых чаще всего "пропадают" дети. Конкретный пример был приведен И.Б. Колбеко о школе № 9. Все отсутствовавшие на занятии ученики спокойно "резались" в стратегии в клубе через дорогу.
В эти дни комиссия по делам несовершеннолетних администрации города проводит первый рейд по компьютерным клубам. Ответственный секретарь комиссии А.М. Фирскина пояснила цели этой работы: установить, допускаются ли лица до 18 лет в компьютерные клубы ночью; проконтролировать отсутствие спиртных напитков в учреждениях, где играют дети; рекомендовать (всего лишь!) клубам определенный "уровень жестокости" игр; исключить из обращения в детских залах эротические игры.
Как много компьютерных клубов Оренбурга соответствуют требованиям, мы сообщим в следующем номере.
- Когда я сел поиграть в компьютер, я был еще ребенком...