Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Единого прекрасного жрецы"
Александр Старых
Представьте себе картинку: в комнату, где взрослые чинно ведут умные разговоры на очень важные темы, в "святилище, где сон и фимиам", вдруг врывается разгоряченная стайка разыгравшихся детей. Вмиг все превращается в маленький звонкоголосый ад. Детей наконец отлавливают и выпроваживают вон. Взрослые, рассевшись по местам, пытаются продолжить прерванный серьезный разговор (может быть, даже о судьбах мира), но по лицам блуждают улыбки, вопросы, еще недавно очень важные, такими уже не кажутся, а судьбы мира не выглядят безнадежными.
Нечто похожее произошло в выставочном салоне "Оренбургъ", где открылась выставка Ескиных - младших представителей славного живописного семейства, родоначальниками которого являются известные живописец Аркадий и батикистка Ирина. Стипендиатка областной премии Союза художников Мария пригласила поучаствовать в своей отчетной выставке родных Клавдию и Матвея и двоюродную Екатерину. Молодая поросль явила миру живописные работы, выполненные преимущественно на бумаге и картоне, и прикладные композиции Екатерины из... впрочем, об этом чуть позже. Ибо в работах этой художницы важно не что, а как. В картинах же ее родственников, наоборот, главное - отношение художника к миру, желание что-то сказать людям о них самих. Картины лишены помпезных обрамлений. Выполненные в основном на листах ватмана и вроде бы наспех развешанные на стенах выставочного зала, они как бы демонстрируют небрежение формой и продуманной композицией самой выставки. Не это главное, говорят нам художники, лучше посмотрите, что мы знаем и думаем о вас. Персонажи картин поначалу могут озадачить того, кто хочет увидеть себя со стороны, глазами художника: толстые, щербатые, неуклюжие человечки... Но при этом необыкновенно милые, уютные и бесконечно симпатичные добряки. "Вы очень славные и красивые, - говорят нам Ескины. - Мы вас любим и все у нас будет хорошо, потому что жизнь прекрасна".
Собственно, картины Ескиных это даже не портреты и сценки из жизни, не отражение реального мира, а его художественное переосмысление. Кто-то заметил, что рассказ не будет интересным, если рассказывать только правду. Произведения, выставленные в галерее "Оренбургъ", похожи на иллюстрации к неизвестной зрителям книге, к тому миру, в котором живут художники. Не случайно они смешали картины, спрятав авторство многих из них под общим именем Ескиных.
Однако, вглядевшись попристальнее, сразу заметишь мужскую руку (и подпись!) Матвея, студента госуниверситета. Мало сказать, что его натюрморты необычны. Букеты цветов - что-то новое в наскучившем и, казалось бы, безнадежно академическом жанре, основанное на тонкой эклектике художественных приемов и традиций.
Особняком стоят и отдельные работы "виновницы" выставки - Марии Ескиной - иллюстрации к литературным произведениям современных авторов, роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" и Ветхому Завету.
Она не копирует слепо сюжет, а создает некий контрапункт, пересказывая произведение вместе с автором "на два голоса". Есть подозрение, что художественная интонация Марии Ескиной звучит убедительнее, чем голоса некоторых писателей, чьи произведения она взялась иллюстрировать. Тем самым художник приподнимает качество литературной фактуры и делает менее заметными ее промахи и огрехи.
Участников выставки вряд ли назовут своими приверженцы традиционного искусства или сторонники модернизма: одни не обнаружат в них академизма, другие почтут их недостаточно концептуальными. Как любое талантливое явление выставка Ескиных неоднозначна, она вновь провоцирует споры о сущности искусства и живописи в частности. Нынешняя экспозиция в определенном смысле спорит с предшествующей. "Полиптих" в обобщенном виде трактует живопись как организацию цвета и линии в пространстве, сводя смысл и цель искусства к знаку, коду для посвященных. Но как скучно жить в мире мертвых формул! Будто в комнате с мумифицированным покойником, хоть и забальзамированным по всем правилам. В угрюмости концепции мало жизни. Это приговор искусству, а не направление его движения. Ведь буква мертвит, а животворит дух! Умный - не обязательно добрый, но добрый, как правило, мудрый, потому что мудрость - это ум сердца. Искусство, если продолжить сравнения, это не платье короля (которое и есть концепция!), а маленький мальчик, который, не взирая на мнения и авторитеты, заявляет: "А король-то голый!"
"Будьте, как дети", ибо искусство принадлежит наивным, если под этим понимать чистоту, незамутненность взгляда и "неумение" прагматично оценивать предметы материального мира. В системе творческих координат Екатерины Ескиной драгоценный алмаз не важнее глиняной черепушки, куска ржавой проволоки или цветного стеклышка. Вещь теряет свой социальный статус, когда художник смотрит на нее как на элемент будущего произведения. В работе над композициями Екатерина использует проволочную арматуру, старый гвоздодер, ржавые куски жести и отслужившие свой век (с бытовой точки зрения) створки старых дверей и ставней. Но все это замечаешь лишь потом, когда пытаешься разгадать тайну притяжения ее работ. А она - в красоте, но не той, что навязана учеными силлогизмами и рассудочными построениями, а в той, что живет в человеке изначально - как память души об утраченной гармонии. Если вглядываться в элементы композиции, увидишь лишь бытовой мусор. Взгляд художника - через вещное в вечное. Словно ребенок, он творит красоту из всего, что оказывается под рукой, не замечая и не зная мирской, "слишком человеческой" ценности используемых предметов. В этом смысле участники выставки напоминают пушкинских "счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов".