Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Людмила Райкова: "Нам есть что возрождать и беречь"
Надежда Емельянова
Имя заслуженной артистки России Людмилы Райковой известно и почитаемо не только в среде профессионалов музыкального искусства. Каждый оренбуржец, неравнодушный к народным песням, не однажды слушал их в исполнении Оренбургского русского народного хора. А творчество этого давно популярного и за пределами нашего края коллектива неразрывно связано с деятельностью Людмилы Ивановны - первого хормейстера, а затем на протяжении многих лет бессменного художественного руководителя хора. В последние годы Л.И. Райкова полностью отдала себя делу обучения молодых вокалистов премудростям народного исполнительства. Двенадцать лет она делала это на базе музыкального училища (ныне колледжа). И вот в новом учебном году при только что созданном в Оренбурге институте искусств впервые открыто народное отделение с вокальной специализацией. "Что значит это для Оренбуржья?" - таков был первый вопрос, обращенный к руководителю отделения Л.И. Райковой.
- Все годы работы в Оренбургском народном хоре моей голубой мечтой была именно эта - создание учебной базы для вокалистов народного жанра. Мы всегда были без кадров...
- Даже тогда, когда государство вроде бы стало относиться к национальным исконным традициям в искусстве достаточно благосклонно и были созданы государственные народные хоровые коллективы, и замечены талантливые певцы, исполняющие народный репертуар?
- Да, и после этого долгие годы никто не готовил специалистов народного направления по вокалу - ни в музучилищах, ни в институтах культуры, ни в консерваториях. В знаменитой Гнесинке до сих пор нет полноправного отделения по народному вокалу, там просто несколько педагогов персонально занимаются с очень ограниченным кругом певцов, тяготеющих к народному исполнительству. Так что и нам в хор приходилось набирать людей буквально с улицы, потому что переучивать с академической школы на народную манеру пения выпускников музыкальных вузов еще труднее, чем учить с азов непрофессионалов. Когда я пришла преподавать в музыкальное училище, то еще острее почувствовала необходимость создания системы подготовки кадров для восполняемости специалистов в сфере народного вокального исполнительства. Нам удалось открыть народное отделение в музыкальной школе N 1 имени Чайковского, где дети с первых шагов приобщения к народной культуре не только знакомились со старинными национальными традициями, учились играть на народных инструментах, но и начинали петь так, как пели их далекие предки. Это дало возможность уже на ранней стадии оградить девочек с природными народными вокальными данными от последующей неизбежной ломки и втискивания их индивидуальностей в рамки академической школы пения, которая повсеместно культивируется в академических хорах. Ну а теперь мы имеем реальную перспективу создать три полноценные ступени подготовки вокалистов-народников: школа-училище-вуз. Так что в недалеком будущем Оренбургский государственный русский народный хор пополнится не просто грамотными хористами: вполне вероятно, что из стен института искусств выйдут талантливые, высоко профессиональные солисты, которые поднимут хоровое и сольное народное исполнительство на новый качественный уровень.
- Однако многие, даже профессионалы в сфере музыкального искусства, склонны считать, что народное песенное творчество безнадежно устарело, а народные коллективы и певцы не пользуются спросом у массового слушателя...
- И в прежние годы, и сейчас сама жизнь много раз убеждала меня в том, что люди очень любят народные песни. Какие бы трудные времена ни наступали, народ умеет хранить свое исконное искусство. Помню, с каким трудом мы собирали казачий фольклор в 60-е годы. Приходилось преодолевать укоренившийся страх простых людей, которые в свое время подвергались репрессиям за принадлежность к казачеству. И тем не менее, в памяти старых казаков, их детей было сохранено множество прекрасных казачьих песен. Нам повезло, что мы застали еще живым поколение, которое сберегло настоящие сокровища народного песенного искусства.
Когда я только пришла в хор в качестве хормейстера, у коллектива еще не была определена манера исполнительства, не успело сформироваться собственное направление, ведь Яков Васильевич Хохлов, первый руководитель хора, хоровиком не был, он больше занимался другими организационными и творческими вопросами. Так что непростое дело по выработке индивидуальности, формированию репертуара он полностью доверил мне. Вот тогда и закладывалась самобытность, собственное творческое лицо коллектива. И надо было добиться того, чтобы оно не походило ни на чье другое. Наши казачьи песни во многом отличаются от песен кубанских, донских, других казаков - они драматичнее, пронзительнее, в них больше мужественности и строгости. Отсюда и исполнительская манера - более суровая, со скрытой внутренней динамикой, которая формировалась под воздействием и аскетической походной жизни, и сурового климата, и влияния многонациональных традиций. Именно эту манеру я взяла за основу в развитии хора, именно она принесла коллективу заслуженную славу.
- Удается ли вам влиять на сегодняшние творческие традиции Оренбургского хора?
- К сожалению, нынешние хормейстеры, работающие там, имеют обычное академическое образование. Они пришли в сложившийся коллектив, как в чужой монастырь со своим уставом, не соизволив проникнуться исполнительской манерой, выработанной в хоре. Все чаще волевым усилием они нивелируют его певческую самобытность...
- Ваш первый институтский набор состоит всего из трех человек. Сказалась ваша личная строгость или народные вокалисты - это изначально "штучный товар"?
- Безусловно, подготовка творческих кадров вообще не терпит проточных методов. Тем более, если речь идет о профессионалах высшего разряда. Все три студентки - мои выпускницы по колледжу. Все они уже успели пройти первую закалку участием в областных, региональных и даже всесоюзных конкурсах и фестивалях - "А песня русская жива!", "Уральские самоцветы", "Голоса России", получали там дипломы и лауреатские звания. И я уверена, что они без работы не останутся. Нам есть что возрождать и беречь.
Фото Ларисы Терентьевой.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.