Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Искусство в четыре попугая...
Инна Обручева
В Оренбурге существует группа живописцев "Плеяда". В соответствии с названием в нее входят семеро авторов, называющих себя "созвездием талантливых художников".
В предпраздничные дни ноября в центральном выставочном зале Оренбурга открылась выставка четверых художников из группы "Плеяда" (М. Бусалаевой, В. Газукина, И. Макаровой, А. Рюмшина) под названием "Полиптих". Валерий Газукин, автор множества работ, поясняет: "Такая большая и многообразная форма изобразительного искусства, как полиптих, есть форма, по сути своей, полифоническая, основанная на сумме контрастов". Если говорить проще, это несколько картин, связанных единым замыслом. Остальное - "сумма контрастов", "цветовой и пластический аккорд", "синтез различных жанров"... Все эти определения привнесли в понятие "полиптих" художники XXI века.
Споры и дискуссии по поводу увиденного на выставке, с одной стороны, наверное бесполезны. Это искусство концептуальное, и, исходя из законов, по которым работают сами художники, - все так, как и должно было быть. Геннадий Глахтеев, чья статья открывает литературно-художественный публицистический альманах "Плеяда", называет, например, В. Газукина "господин Цвет", а Ириду (Ирину Макарову) "госпожа Пластика". В работах В. Газукина цвет - и есть картина. В том же альманахе он говорит: "А я считаю, что цвет и без вас (т.е. без пластики и формы) имеет самодостаточность (свою истину)". Так, полиптих "Времена года" содержит серый, зеленый, все оттенки красного и желтого, белый, синий... Это лишь те цвета, названия которых существуют в нашем языке, но в данной работе есть и те, которые может различить только человеческий глаз. По замечанию одного из посетителей: "Что тут непонятного? Игра цвета. Более ничего".
С другой стороны, так и хочется спросить: "А есть ли здесь то, что вообще нуждается в понимании?" По этому поводу вспоминается статья из английского журнала - о Раби, рисующем слоне. Свои шедевры он пишет... хоботом. Картины у него получаются, надо полагать, ничуть не хуже полиптиха оренбургской "Плеяды". Та же игра ярких красок, пластика, форма... Если ко всему этому добавить еще и надуманное человеком осмысление картин Раби, то вполне возможно, что скоро станет естественным писать полотна носом или, скажем, пяткой.
По категоричному мнению другого посетителя (художника): "Ощущение такое, что я попал в большой туалет".
По представлениям третьих, все на выставке напоминало коврики, которые могли бы чудно дополнить интерьер квартиры.
Опираясь на слова "господина Цвет": "...пусть одни живут рядом с серой крысой, а я - рядом с цветным попугаем предпочитаю жить", - хочется заметить, что жизнь рядом и с попугаем все-таки должна иметь какой-то смысл. В связи с этим вспоминаются слова В.Б. Шкловского: "Искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве не важно". Переживут ли "деланье вещи" эти работы, покажет время, а вот "сделанное" плеядой в искусстве ... Один из художников, присутствовавших на открытии выставки, заметил, что понять картину можно лишь поговорив с автором. Позволю себе заметить, что через какие-нибудь семьдесят лет ни с одним из них побеседовать будет уже невозможно (в силу определенных обстоятельств). Как же быть тогда простым смертным (да и нам в отсутствие авторов)?
В том же самом альманахе находим слова, полные гордости за себя, любимых: "Передовые - мы, мы те, бежать за кем должны все в исступлении..." Чего ждать? Завтра же с утра веселым стартом и рванем!
Радует то, что в нашем городе есть еще люди, стремящиеся поддерживать развитие хотя бы такого искусства. Чего стоит лишь один альбом с работами "Плеяды"! А ведь были еще и замечательного дизайна пригласительные, и альманах, и сама организация выставки. Выставка художников-нереалистов будет открыта еще до 26 ноября. Массы образов, нагруженных цветом, ждут Вас.