Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Три урока здоровья
Алина Дольская
В нынешнем учебном году в школьном расписании появился третий урок физкультуры в неделю.
Физкультура была моим самым нелюбимым предметом в школе, и я пыталась избежать встреч с физруком всеми правдами и неправдами. Большинство моих подруг поступало так же: ну, неинтересно нам было прыгать через "козла" и "нарезать" метры, переходящие в километры, по школьному двору. Самое удивительное, мы с удовольствием самостоятельно бегали по утрам в парке и катались на коньках после школы. Видать, дело было не в нас, а в этих самых уроках физкультуры. Поэтому, честно говоря, поначалу я испытала жалость к сегодняшним детям, когда на волне всеобщей "физкультуризации" в школах был введен дополнительный урок физического воспитания. Но, видимо, с жалостью я поторопилась: как показали опросы оренбургских девятиклассников, проведенные в прошлом году, 40% школьников хотели бы заниматься физвоспитанием трижды в неделю, 41% девятиклассников не отказался бы проводить в спортивных залах и четыре часа в неделю. Значит, можно им позавидовать - детям повезло с учителем. А ведь это большая редкость - педагогов от Бога, при их-то грошовой зарплате, во все времена было не так уж и много. Да и не хватает частенько учителей. На "физкультурной ниве" Оренбуржья трудятся 1600 преподавателей - в основном выпускники местного института физкультуры и соответствующего отделения первого педагогического колледжа. Каждый год из стен сих учебных заведений выходит как минимум полторы сотни свежеиспеченных физруков, но в школах их все равно не хватает: не все выпускники стремятся сеять разумное, доброе, некоторые боятся трудностей работы с детьми. Так что неудивительно, что почти треть преподающих физкультуру не имеет специального образования, а еще 35 учительских мест пустуют в ожидании педагога. Острую нехватку испытывают несколько школ Гая, Оренбурга, Оренбургского, Курманаевского, Грачевского, Адамовского, Абдулинского районов. Понятно, что там, где нет педагогов, нечего и мечтать о введении третьего урока физкультуры - положенные бы уоки отвести.
Помимо главной, кадровой проблемы, имеется и другая: где проводить уроки? Почти в 200 школах области нет спортивных залов: не были они предусмотрены при строительстве здания школы за ненадобностью. Гораздо больше повезло педагогам, которые работают в школах, где есть даже бассейны. Таких у нас набирается поболее трех десятков. Естественно, когда созданы все условия, можно говорить и о дополнительном причем интересном уроке.
Есть еще одна проблема, вставляющая палки в колеса "физкультуризации", - далеко не все образовательные учреждения могут похвастаться достойным спортивным инвентарем. У властей на все нужные учебники-то денег нет, а тут на мячики ищи средства. Следует отдать должное - в этом году на покупку инвентаря были выделены средства - на 25,5 миллиона рублей школы обеспечили новыми матами, канатами, мячами, лыжами и ботинками к ним. Планируется приобрести еще и лыжи на 6 миллионов рублей.
При том, что образование страдает от вечного безденежья, итог, как это ни странно, с учетом всего изложенного неплохой: трижды в неделю физкультурой занимаются 92% оренбургских школьников. В 17 территориях региона урок физического воспитания проходит три раза в неделю во всех классах и школах. Хотя есть все же и районы, где ситуация хромает на обе ноги, - там занимаются "физрой" меньше половины (а кое-где только четверть) ребят. Проблемы появляются еще и из-за того, что дополнительный урок вводится за счет вариативной части учебного плана - а раз вариативной, то приходится перекраивать график, искать свободное местечко в расписании. Вот был бы новый учебный план, где черным по белому значилось, что уроки физкультуры должны проводиться трижды в неделю, тогда другой разговор.
Ситуацию спасают спортивные секции. Ребята с удовольствием занимаются легкой атлетикой, лыжными гонками, вольной борьбой и самбо, волейболом и настольным теннисом. Сегодня в школах открыты почти 2,7 тысячи спортивных секций, еще больше четырех тысяч спортивных кружков и секций работают в системе дополнительного образования. В общей сложности в этих кружках занимаются 30% школьников, что, согласитесь, огромный "плюс".
Кстати, медики приветствовали нововведение. Как показала всероссийская диспансеризация прошлого года, к первой группе здоровья, куда входят исключительно абсолютно здоровые дети, можно отнести не больше 30% маленьких оренбуржцев. По данным педиатров, особенно резко ухудшается здоровье детей в конце первого года обучения в школе и при переходе из начальных классов в среднее звено. Первое место в детской заболеваемости в нашем регионе занимают болезни органов дыхания. Современные дети мало двигаются и бывают на воздухе: в школе сидят за партами, дома - перед телевизором или компьютером. А два урока физического воспитания, как подсчитали специалисты, компенсируют лишь 10% необходимой двигательной активности школьников. Даже и трех уроков в неделю маловато, но это все же лучше, чем прежние два.
- Если потребность в движении у ребенка не реализуется, возможно появление различных отклонений в здоровье. На учебе это также отрицательно скажется, - поясняет врач по гигиене детей и подростков Центра госсанэпиднадзора в Оренбургской области Людмила Свечникова.
Но все должно быть сделано по уму. К урокам физкультуры предъявляется масса требований. Мало того, что дети должны быть поделены на разные группы в зависимости от состояния здоровья, с ними должны заниматься только профессионалы, причем с каждым классом - один педагог, и "сдваивать" уроки - против правил. Если, конечно, речь не идет о плавании и лыжах - здесь почти пол-урока уйдет на переодевание. Да еще медики не рекомендуют ставить физкультуру первым и последним уроком. Виданное ли дело? В общем, условия должны быть идеальными, а создать их на пустом месте, как вы понимаете, невозможно.
И вновь все упирается в пресловутый и больной финансовый вопрос - как воплотить неплохую идею в жизнь, если денег недостаточно? онятно, что образование - такая сфера, где не сразу видна отдача от вложенных средств. Но ведь всем известно, что "дети - наше будущее", а в будущее нужно вкладывать и любовь, и знания, и деньги. Можно сколько угодно призывать заботиться о здоровье детей, но на ничем не подкрепленном энтузиазме, как ни старайся, многого все равно не добьешься.