Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Чтобы кукла ожила, в нее надо вложить свою душу"
Надежда Емельянова
Можете ли вы себе представить, чтобы образ Гитлера - да-да, того самого исторического злодея Адольфа Гитлера - на сцене был воплощен... женщиной? И не просто женщиной, а очень милой, утонченной, интеллигентной актрисой. Наверное, такие метаморфозы возможны только в том прекрасном жанре театрального искусства, каковым является кукольный театр. Во всяком случае, именно в областном театре кукол в немножечко страшном, но больше все-таки веселом спектакле "Петрушка на войне" актрисе Полине Шумилкиной досталась такая вот неординарная роль. Ну а когда Полина Иосифовна стала вспоминать, кого ей довелось играть за свою достаточно долгую актерскую жизнь, то как-то так оказалось, что практически каждый персонаж, созданный ею на сцене, был необычен.
Взять поставленный несколько лет назад и получивший широкий резонанс спектакль "Собаки". В нем Полине досталась роль Крошки. И надо было соединить в этом образе не просто свою женскую индивидуальность с замыслом автора пьесы и режиссера, задумавших выразить в собачьих характерах квинтэссенцию человеческой психологии, но сделать свой персонаж зримым и убедительным.
Или ее Фатима из сказки об Аладдине. Разве случайно то, что создатель куклы сделал ее внешне похожей на актрису - те же огромные глаза с колоритной раскосинкой, подчеркнутой поднятыми вверх внешними уголками, тот же породистый нос? Не знаю, помогает ли это сходство самой актрисе "оживлять" свою героиню, но зрители явно чувствуют это родство душ. Да и как не чувствовать, если сама Полина Иосифовна считает такое слияние непременным условием творчества. Не любительница высокопарных слов, и вообще очень настороженно относящаяся ко всякого рода декларациям и рекламе своей работы, она все-таки как бы между прочим проговорила эту сокровенную фразу, вынесенную в заголовок этого материала.
Возможно, эта высокая требовательность к себе, к своему месту в труппе идет от усвоенных заветов, переданных ей очень хорошими учителями. Тут Полине Шумилкиной, как и многим артистам театра кукол, и впрямь есть чем гордиться. Ей довелось попасть в последний набор театральной студии, которой руководил тогдашний художественный руководитель театра кукол Роман Ренц. После окончания студии она в числе других была приглашена в созданный Романом Борисовичем театр в молодом городе Тольятти. Неизвестно, как бы сложилась ее творческая судьба, если бы через четыре года ей не пришлось по семейным обстоятельствам вернуться в родной город. В 1977 году Полина пришла в театр, в котором началась ее артистическая стезя, и больше уже никогда его не покидала.
- Мне очень повезло, что я работаю в таком спаянном коллективе, - говорит Полина Иосифовна. - Наше ренцовское содружество очень мне помогает. Мы так давно знаем друг друга, что понимаем с полуслова. Эта ансамблевость, умение подхватывать начинание других на сцене дорогого стоит. Не представляю своей творческой судьбы без Любы Милохиной, Наташи Зайцевой, Павла Ананьева, Александра Салманова, Рамиля Рахимова...
Полина считает, что именно театр кукол дает максимальные возможности для проявления своих природных качеств, он как бы весь распахнут навстречу фантазерам, взрослым, сохранившим детскую любознательность, любителям эксперимента, ведь здесь приходится играть и в живом плане, и в стиле так называемого черного ящика, когда ты присутствуешь на сцене незримо, в черной маске, использовать и пантомиму, и элементы музыкального театра. Кстати, с детства она любила петь и эти свои способности часто пригождаются ей на сцене.
Да, артист театра кукол должен быть действительно универсальной личностью: чувствовать себя на сцене раскрепощенно и при этом иметь натренированные руки, умеющие обращаться и с совсем маленькой куклой-петрушкой, и с куклой на трости или с большой, иногда достигающей почти натурального размера. А то и в паре играть какое-нибудь экзотическое животное, вроде очень популярного страуса или слоненка. А невозможность использовать выразительность лица, глаз уметь восполнять голосовыми данными. Но и здесь есть свои тонкости.
Полина вспоминает:
- Когда Ренц уехал, мы остались с нашим режиссером Людмилой Михайловной Филипповой, тоже, к сожалению, теперь уже покойницей. Так вот она часто повторяла: "Не играйте голос - делайте характер". Нельзя слушать свои интонации в отрыве от "живого" характера твоей куклы - веселой или грустной, агрессивной или нежной, храброй или трусливой, остроумной или туповатой. Голос важен, но он может главенствовать не во всяком действующем на сцене кукольном персонаже, а только в какой-то утрированной маске, как например, тот же Гитлер. А если это не гротесковый образ, то тут важнее прочувствовать основу характера твоего героя. До сих пор театр сохраняет лучшие спектакли Людмилы Михайловны, такие, как "Бука", "Золотой цыпленок", "Машенька и медведь". Их в основном и заказывают на выездные спектакли.
- Часто приходится слышать, что современные дети предпочитают ультрамодные мультики с неимоверным мельтешением действия, с обилием уродливых фантастических персонажей-злодеев, которые то и дело убивают друг друга, используя самые коварные и кровавые приемы...
- Нет, дети, особенно садовского возраста, с огромным удовольствием смотрят - и не просто смотрят, а энергично сопереживают, соучаствуют в сюжетных перипетиях! - спектакля, в котором живут, вроде бы, незатейливые, но такие понятные, добрые герои.
И слава Богу, что такие коллективы, как областной театр кукол, где работает и Полина Шумилкина, еще сохраняет традиции детского театра с его доступным, не травмирующим и не оболванивающим душу искусством.
Фото Ларисы Терентьевой.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.