Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Те ли головы посыпали пеплом?..
Надежда Емельянова
Общегородское августовское совещание работников образования проводили в областном театре драмы. По давней традиции в его программе помимо деловой части были предусмотрены и две другие: торжественная - с награждением лучших представителей большой армии учительства - и развлекательная, которую преподнесли артисты театра, сыграв специально для участников августовки свой самый популярный спектакль. Однако вряд ли эти "десертные" акции сумели подсластить горечь общего настроя работников учебных заведений и смягчить остроту высказанных оценок сложившейся в этой сфере ситуации, прозвучавших из уст руководителей городского управления образования и горадминистрации.
Действительно, многие факты, приведенные в докладе начальника главного управления образования города Оренбурга А.А. Преснова, а затем и в выступлении заместителя главы города Л.А. Марченко, как говорится, впечатляли своей отрицательной тенденцией. Так, по результатам диагностики, проведенной ГУО, большую тревогу вызывает снижение уровня знаний точных дисциплин: математики, физики, химии, где проявились пробелы учащихся в овладении вычислительными навыками, решении задач творческой направленности. Причина же такой тенденции усматривается в неэффективном управлении качеством образования. А оно в свою очередь упирается в невозможность выполнения управленцами всех уровней своих основных функций - обеспечивающей, организационной и контрольно-ревизионной. Понятно, что о такой определяющей задаче управления, как создание материально-технических, программно-методических, кадровых условий, нынче говорить не приходится.
- К сожалению, большинство школ не могут похвалиться ни материально-техническим состоянием зданий и кабинетов, ни эстетикой интерьеров, - констатировал Алексей Андреевич Преснов. - Почти ежедневно приходится разбирать конфликты между учениками и учителями. Ученики и родители постоянно жалуются на грубость, предвзятость, несправедливость, поборы со стороны учителей... Проблема содержания образования - одна из тех, что вызывают постоянные споры. Стоит ли изучать тот или этот предмет, пригодятся ли эти знания в жизни, в каком количестве и какого качества, какие методы и средства обучения использовать, - все это перманентно является предметом дискуссий. В большинстве общеобразовательных школ преобладает традиционный подход - знаниевый. Отсюда и привычный набор дисциплин, и морально устаревшие методы и средства обучения, основанные на запоминании, зубрежке, упражнениях и воспроизведении по образцу, а средства обучения - в основном учебники, к тому же не самые лучшие. Как следствие, ученики начинают испытывать затруднения, как только задания приобретают творческий характер, когда знания необходимо применить в новой ситуации.
Касаясь вопроса кадровой политики, Алексей Андреевич предупредил собравшихся и об ожидающихся проблемах иного, связанного с реалиями нынешнего времени, характера, то есть переизбытке работников образования, что неминуемо повлечет за собой сокращение педагогических кадров.
Особо щемящую ноту тревоги вызвала печальная статистика, обнародованная А.А. Пресновым в подтверждение своего тезиса о том, что школа - это социальная организация, а потому качественный результат ее деятельности заключается не только в учебных достижениях, но и в первую очередь в том, какая социальная личность выходит из стен школы. Вот, в частности, каковы цифры о состоянии преступности среди несовершеннолетних учащихся города: за первое полугодие к уголовной ответственности привлечен 51 подросток, осуждено - 36 человек; привлечено к административной ответственности - 206 учеников, рассмотрено заявлений на заседании комиссии по делам несовершеннолетних 1236 - это почти в два раза больше, чем в прошлом году. Растет число больных венерическими заболеваниями, не поддается контролю распространение наркотических средств среди ребят школьного возраста.
- Реальность жизни такова, что мы можем уже сегодня говорить о наличии школьной "дедовщины", рэкета, классных изгоев, - вынужден был признаться начальник управления образования города. - Поэтому задача школы на сегодняшнем этапе - не ждать или требовать поворота общества к образованию, а стремиться повернуть вектор развития образования в направлении, более совпадающем с направленностью общественных потребностей.
Думается, мало кого может вдохновить на трудовые свершения подобные факты и оценки их профессиональной деятельности. Очевидно, именно поэтому выступление начальника управления образования администрации области воспринялось как бы с полярно противоположным отношением, оно вызвало нескрываемую благодарность в адрес И.И. Калины со стороны собравшейся публики. Давая общую оценку прозвучавшему в докладе своего коллеги негативу, Исаак Иосифович обратился в зал со следующими словами:
- Жестокая самокритика вроде бы изначально носит конструктивный характер. Тем не менее я думаю, что особенно посыпать собственные головы пеплом и не стоит. У экономистов есть формула: эффективность всякой деятельности равна отношению результатов к затраченным ресурсам. Когда затраченные ресурсы стремятся к нулю, то вряд ли правомерно требовать высокой эффективности. Мы учим намного лучше, чем мы обеспечены для этого материально, мы учим намного лучше, чем оплачивается наш труд.
Сегодня учительские коллективы - это Сибирские дивизии образца Подмосковья 1941 года. То что система образования по сравнению с другими оказалась наиболее боеспособной, - ни у кого уже не вызывает сомнения. И дело не в великих резервах - их нет, не в выдающихся полководцах - увы, с этим тоже сложно, а только в великом подвижничестве, терпении рядовых учителей и их комбатах - директорах. Сравнение с войной всегда выглядит преувеличением, но, думаю, не стоит приуменьшать и уровень кризиса, в котором сегодня находится общество. И сохранить себя, свое великое значение для государства образование сможет только в том случае, если мы не разбежимся, не отступим, не последуем за теми, кто зовет выходить из боя, ждать мифического подкрепления. Спасибо вам за то, что вы и ваши коллективы есть, что вашими трудами образование сохраняется.
Я осознанно не буду рассказывать о том, что удалось сделать администрациям области, города, управлениям и отделам образования всех уровней по развитию образовательной системы, социальной защите ее работников. Поверьте, что делается немало. Но какие бы примеры ни приводили чиновники в свою пользу, у всех вас будет вертеться в голове огромный список того, что нам не удается сделать. В этом специфика нашей работы. Сегодня я могу только попросить у вас прощения за то, что мы так часто бываем бессильны.
Нужно ли что-то добавлять к этим выстраданным словам?..
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.