Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Рифкат Исрафилов: "У театра свои законы"
Надежда Емельянова
Каким бы тяжелым бременем ни ложился общегосударственный кризис на усталые плечи российского народа, работники бюджетной сферы продолжают на пределе возможностей исполнять свои профессиональные обязанности. Полуголодные учителя готовятся начать новый учебный год, врачи лечат, работники культуры и искусства создают новые духовные ценности. Событием из разряда культурных явлений стало для Оренбурга открытие института искусств. Совсем недавно здесь закончились вступительные экзамены первого набора на актерский факультет. Миссия председателя приемной комиссии была возложена на народного артиста России, лауреата госпремии РФ, действительного члена Петровской Академии искусств профессора Р.В.Исрафилова. Но не только этот факт стал поводом для разговора с ним. Областной театр драмы имени Горького первым вышел на финишную прямую нового сезона: 19 сентября он вновь гостеприимно откроет свои двери для зрителя. Рассказать о том, как труппа готовится к этому дню и вообще о положении дел в главном театральном коллективе области, вряд ли кто сможет лучше художественного руководителя театра.
- Рифкат Вакилович, а не поторопились ли мы с институтом и, в частности, с актерским факультетом? В области, как и во всей стране, такие нехватки...
- А я скажу вам, что мы опоздали с этим приемом на 143 года. Потому что театр должен думать о своей перспективе с самого момента рождения. А перспектива невозможна без нового, без смены поколений. Мне искренне жаль, что никто из прежде здесь работающих и очень талантливых режиссеров так и не сумел преодолеть инерцию равнодушия или непонимания и не добился открытия собственной актерской школы. Дело в том, что кочующие артисты, или, как я их называю, "цыгане", никогда ни в одном театре не составляли основу труппы. Русская школа театра, воспитанниками которого мы все себя считаем, и сегодня остается самой сильной в мире, и она всегда была нацелена на творческую подпитку из собственного родника. Театральный факультет - это и есть тот питающий источник, из которого берется творческий кислород для обновления профессиональных коллективов. Каждый театр должен готовить свое будущее сам.
- А не ставит ли ваша убежденность под сомнение целесообразность деятельности больших столичных вузов, ведь принято считать, что они призваны готовить актерские кадры для всей страны? И не рискуем ли мы в этом своем стремлении к "самовоспроизводству" прийти в конце концов к своеобразной творческой изоляции?
- За последние пятнадцать-двадцать лет, которые я очень хорошо знаю, еще ни один выпускник московского или петербургского театрального института не осел по-настоящему в периферийном театре. На время становления - да, может и поработать, но потом все равно будет рваться в центр. Специфика же подготовки наших кадров такова: сегодня на первый курс я набрал двадцать два студента, к концу учебы из них останется человек одиннадцать, а из этой половины профессиональными актерами станут пять-шесть. И это считается нормальным.
- То есть происходит естественный отбор и перепроизводство актерских кадров нам не грозит?
- Сегодня только в Москве Лужков финансирует более ста театров - помимо давно известных государственных там создано пятьдесят шесть новых, которым оказывается спонсорская помощь. Опять же, не все московские курсы однозначны. Если бы меня спросили сегодня: кому вы доверите своих студентов, я ответил бы вполне определенно: Захарову, Гончарову, Додину и Фоменко. Больше никому. Потому что профессионала должен готовить Мастер. Конечно, академические курсы, такие, как ГИТИС, Вахтанговские, МХАТовские несравнимы с другими, поэтому я своих студентов после первого курса всегда отправляю в столицу на стажировку к педагогам с мировым именем. Мои уфимские четверокурсники в этом году присутствовали на всероссийском фестивале "Золотая маска", отсмотрели все пятьдесят спектаклей. Уже сейчас я планирую некоторых из своих будущих выпускников принять в труппу: постепенное молодежное подкрепление позволит со временем полностью обновить творческую кровь театра. Только в этом залог его долголетия.
- Попытайтесь хотя бы кратко обрисовать общий портрет ваших "новобранцев".
- Радует, что у нас состоялся конкурсный отбор среди юношей, это случается редко. Нам удалось набрать на равных - по одиннадцать человек - и мужской, и женский состав. Пять человек приняты с рассчетом на татарский театр, потому что там вообще катастрофическое положение с кадрами. Вот вам дополнительный пример: столько лет Казань готовит актеров, а в Оренбург ни один не приехал... Судя по их прохождению через все три тура, молодые люди пришли учиться осознанно, все они достаточно уверенно ориентируются в мире истории искусства. Для меня самого стало неожиданностью выявить, что абитуриент из районной глубинки может иметь более глубокие знания, нежели городской. В общем, осталось ощущение, что собран довольно крепкий курс.
- Как скоро они помимо освоения теории начнут приобщаться к практической жизни театра?
- Да уже с первого курса: в ближайшей новой постановке, где будут массовые сцены, они примут участие. А со второго курса студенты уже по существу включаются в состав труппы. Это помогает им адаптироваться на первой стадии творческой работы, быстрее понять, что театр - это не праздник, а черный, каторжный труд. И если они выдерживают эту каждодневную работу по шестнадцать часов, - тогда от них можно ждать профессиональной отдачи. Пока, к сожалению, в оренбургском театре не привиты такие традиции. Тут, конечно, и современная финансовая ситуация ставит препоны моим принципам. Но у меня артисты всегда занимаются с десяти часов до полночи.
- Да уже с первого курса: в ближайшей новой постановке, где будут массовые сцены, они примут участие. А со второго курса студенты уже по существу включаются в состав труппы. Это помогает им адаптироваться на первой стадии творческой работы, быстрее понять, что театр - это не праздник, а черный, каторжный труд. И если они выдерживают эту каждодневную работу по шестнадцать часов, - тогда от них можно ждать профессиональной отдачи. Пока, к сожалению, в оренбургском театре не привиты такие традиции. Тут, конечно, и современная финансовая ситуация ставит препоны моим принципам. Но у меня артисты всегда занимаются с десяти часов до полночи.
- К нам не относятся никакие трудовые законодательства. У театра свои законы. Если артист хочет быть профессионалом, он должен ради театра пожертвовать всем, даже своей личной жизнью. Многие относятся к фразе Станиславского "Искусство требует жертв" как к некой метафоре, но настоящие артисты стали такими потому, что воспринимают ее буквально, как руководство к действию. Вот почему практика подтверждает, что большинство истинных талантов в личной жизни неустроены, особенно женщины: нельзя быть одновременно хорошей женой, матерью и - актрисой. Либо то, либо - другое... Не все это выдерживают, но только предельная нагрузка и дает свои плоды, так, кстати, работают все европейские театры: у них там никаких нормативов нет. В новых экономических условиях существовать без подобного отношения к работе будет все труднее.
- Это в расчете на возможные вакансии вы пригласили в свой коллектив новое пополнение из разных мест?
- Что ж, в театре текучесть кадров - явление естественное и перманентное. К великому сожалению, от нас уехала заслуженная артистка России Елена Оличенко. Дали согласие на переезд к нам два одаренных ведущих актера Башкирского академического театра - Ильдар Саитов и Борис Круглов. Из Германии приехала Евгения Шмаль, из Московского цыганского - Мария Губанова, а из Нижнего Тагила прибыл Владимир Бухаров. Молодежь нам нужна, как воздух.
- Ну и последнее. Ваш театр самым первым открывает новый сезон. Чем порадуете зрителя?
- Мы откроемся спектаклем "Выходили бабки замуж", апробированным на белорусской публике. Автор пьесы Флорид Буляков ставится на многих сценах, думаю, это не последнее наше обращение к этому драматургу. Надеюсь, после наших успешных гастролей оренбуржцы соскучились по своему театру и придут к нам. Приступаем к репетициям детского спектакля "Сказка о царе Салтане". В новом сезоне части актеров предстоят две приятные поездки: спектакль "Дон Жуан" будет участвовать в престижном фестивале "Большой Урал", а "Сверчок за очагом" - в детском фестивале, который будет проходить в Великом Новгороде. А еще "Дон Жуан" уже получил приглашение на "Золотую маску" будущего года. Такие поездки очень важны. Нельзя сидеть только дома. Надо показывать себя. Если не прорываться в театральное пространство, то всегда рискуешь погрязнуть в рутине, потому что оценка со стороны более плодотворна. Надо добиваться, чтобы о театре говорили, чтобы его спектакли оценивали не только в родном городе.
На снимках: Рифкат Исрафилов; сцена из спектакля "Выходили бабки замуж".
Фото Сергея Жугова.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.