Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Цель свободного полета
Наталья Свирина, искусствовед
"Нас не очень беспокоит момент непризнания, так как мы его уже прошли, но будем рады тем, кто воспримет истоки живого и художественного в образе искусства".
Такими словами предварил Геннадий Глахтеев открывшуюся в Центральном выставочном зале групповую выставку членов "Академии Садки" Г. Глахтеева, Ирины Макаровой, Галины Резановой и Александра Ханина. Эту выставку в полном смысле слова можно назвать исторической: в прошлом остается бытие "Академии Садки", сегодня уже издана ее история, написанная Г. Глахтеевым и ограничиваемая 1994-ым годом.
История о том, как однажды, более 25-ти лет назад, несколько художников, называемых автором чудаками, - Геннадий Глахтеев, Антон Власенко, Владислав Еременко, Валерий Газукин, Ирина Макарова и другие - оказались в живописных местах Кавказских гор и Азовского моря (рыбацкий поселок Садки), задавшись единственной целью - изучать и познавать саму жизнь, а также общаться, спорить, дискутировать, соединяя воедино теорию и художественную практику.
"Академия" была уникальна своей поистине творческой атмосферой - в центре всех интересов было искусство в его многочисленных ипостасях: помимо живописи и творческих обсуждений писались стихи, разыгрывались театральные спектакли, много внимания уделялось музыке. В особом почете находилась философия - причем философские трактаты не просто отвлеченно читались, но и служили мудрым руководством для собственного миропонимания. Вдохновителем и идеологом всех летних поездок был Геннадий Глахтеев, чей несомненный авторитет среди друзей был непререкаемым. "Слушая Глахтеева, нам впервые показалось, что мы, наконец, схватили связь понятий, общий закон, что поднялась, наконец, завеса! Стройный порядок водворился во всем, что мы знали, все разбросанное вокруг соединилось, выросло перед нами точно здание, все осветилось, дух веял всюду... Мы сами чувствовали себя как бы живыми сосудами вечной истины, орудием ее, призванным к чему-то великому", - вспоминали в меморандуме В. Газукин, А. Власенко и В. Еременко. В этом нашел подтверждение важнейший жизненный принцип о том, что человек творится прежде всего мыслью. Сила мысли, являясь творческой силой, строит наши человеческие миры. И в Упанишадах сказано: "О чем человек думает, тем он и становится". У Глахтеева подобная идея формулировалась так: "Интеллект может не только мешать чувству, но и помогать ему".
Второе рождение "Академии Садки", после некоторого ее угасания, было связано с вхождением в группу Галины Петровны Резановой и Александра Ханина. С этого времени, то есть с 1982-го года, ясно определилось последующее творческое ядро "Академии" - Г. Глахтеев, И. Макарова, Г. Резанова и А. Ханин - те четверо, кто и сегодня демонстрирует верность ее идеалам.
Динамика пластичных, насыщенных до предела движением и ритмом композиций Ирины Макаровой ("Омовение", триптих "Садки" и др.) с первого же взгляда магически передается зрителю, электризуя и накаляя атмосферу зала. Триптих Александра Ханина "В Садках" доводит накал страстей до аффектации, где бурные переживания персонажей подчеркиваются неистовостью жестов и поз, максимальной театрализацией обыгрываемых ситуаций. Следующий зал, целиком отданный "Восходам" Геннадия Глахтеева, представляет множество вариантов этого самого загадочного природного явления, рождающего аналогии и с жизнью человека, и с жизнью человечества, планеты, связывая воедино свет и тень, настоящее и будущее и подводит к кульминации всей экспозиции - грандиозному полотну "Три Солнца" - единственной совместной работе Г. Глахтеева и И. Макаровой.
Через эти Солнца можно приблизиться к авторскому пониманию не только живописи, но и творчества в целом, их главных приоритетов. Замысел картины возник под впечатлением "Божественной поэмы" А. Скрябина и следует за частями программной симфонии ("Борьба", "Наслаждения", "Божественная игра"). "Приблизиться к тебе, - звезда далекая! В лучах дрожащих утонуть, - сияние дивное! То желание острое, безумия полное и столь сладостное, что всегда, вечно хотел бы желать без цели иной, как желание само... Но нет! В радостном взлете ввысь устремляюсь... танец безумный! Опьянение блаженства! Я к тебе, светило чудное, устремляю свой полет! - К тебе, мною свободно созданному, чтобы целью быть полету свободному". Так, словами Скрябина можно наиболее точно передать рождаемое этой картиной эмоциональное состояние. Этот грандиозный пятиметровый холст - сплав собственной мировоззренческой концепции авторов, многих ключевых философских понятий и ярких музыкальных впечатлений. В основе - идея обожествления творческой воли человека, осознавшего собственную божественность и постигшего высший закон универсума: "Бог есть любовь!" Здесь своеобразно преломилось и дантовское понятие Любви как движущей силы Вселенной и человечества, и скрябинское толкование "наслаждений", под которыми он понимал "размышления и мечтания", порожденные, однако, не только отвлеченными философскими раздумьями, но и вполне реальными образами, в центре которых - образ любви - всемогущей силы, управляющей миром.
Оказавшись в последнем экспозиционном зале, как путник после напряженного и рискованного путешествия, понимаешь, что настало время сделать остановку и перевести дух. Эту возможность сполна дают произведения Галины Резановой, настраивая на спокойное длительное созерцание и хранящие мудрое знание о мире. Характерное для нее вдумчивое стремление к углублению своего творчества приводит Галину Резанову к символической, почти ритуальной выразительности образов. В ее пространственных построениях ("В лучах света", "Ночь в горах" и др.) монументальная плоскостность соединяется с ощущением бесконечности Вселенной.
Художники группы "Академия Садки" шли долгой и трудной дорогой познания, вечного ученичества и стремления к самосовершенствованию, не ища других сокровищ, кроме внутренних, которым недоступно разрушение и от которых, в сущности. зависит человеческое счастье. А стремления, как известно, всегда вознаграждаются. Оттого так искренни и правдивы их работы, в которых пульсирует и трепещет сама жизнь.
На снимках: на открытии выставки; работа Г. Глахтеева и И. Макаровой "Три солнца".
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.