Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Не для корысти, не для битв..."
Надежда Емельянова
Еще свежи в памяти праздничные впечатления от церемонии открытия памятника двум выдающимся деятелям русской литературы и культуры - Александру Пушкину и Владимиру Далю. Но уже наступила пора спокойно, без излишней эйфории вглядеться в это произведение монументального искусства с точки зрения его художественной и, если хотите, духовной ценности, значимости для общего архитектурного облика города. Об этом и о других проблемах, явно или косвенно относящихся к разряду градостроительной эстетики, пойдет сегодня разговор с ведущим специалистом Главного управления архитектуры и градостроительства Оренбурга С.Е. Смирновым, автором-архитектором памятника.
- Станислав Евгеньевич, в соответствии с должностными обязанностями в вашем ведении находится ныне историческая часть города. Вы стали архитектором памятника в силу служебной необходимости, или существуют иные побудительные мотивы?
- У меня дух захватывает от одной мысли, что два этих великих человека когда-то здесь, в Оренбурге, "встретились и братски обнялись", что они ходили по нашим улицам или ездили в коляске, хотя, по признанию Александра Сергеевича, езда в коляске ему уже "осточертела"... Итак, само это двуединство - Пушкин и Даль - для Оренбурга стало образом большой художественной силы, уходящим корнями в историю города и всего отечества. Не случайно он нашел отражение в творчестве оренбургского скульптора Петиной, которая долго и плодотворно работала над этой темой. Известно более десятка вариантов скульптурной композиции "Пушкин и Даль". Один из последних и был предназначен для памятника. Так что лично для меня участие в его сооружении стало делом чести. Размещение скульптурной композиции в конкретном городском пространстве с учетом наиболее благоприятного восприятия, освещения солнечным светом, проектирование пьедестала, а также всего архитектурно-пространственного окружения, включая светильники, скамьи, урны, мощение аллей и площадок - вот, собственно, роль архитектора памятника.
- Я помню, как общественность города достаточно долго дискутировала по поводу выбора места для установки памятника...
- Место выбрано конечно же не случайно и, на мой взгляд, вполне удачно: в самом центре исторического Оренбурга, на улице Советской - бывшей Николаевской, где безусловно бывали Пушкин и Даль. Зелень сквера является идеальным фоном, памятник и строящаяся городская башня с часами и звонницей органично взаимодействуют друг с другом, создавая еще один архитектурный ансамбль исторического ядра города.
- Однако мне довелось слышать мнение людей, сожалеющих о том, что нарушен прежний вид этого уютного городского уголка.
- Выскажу свое личное мнение: меня не мучает ностальгия по известному фонтану "Лягушки", ранее существовавшему на месте памятника. Хотя я сторонник сохранения ценного историко-архитектурного наследия и как специалист стараюсь реализовать эти убеждения в пределах моей компетенции и полномочий. Мне представляется, что довольно симпатичный фонтан все же не добавлял ничего нового ни к истории, ни к культуре Оренбурга, так как был обычным типовым сооружением. Такие фонтаны встречаются и в других городах, например, в Волгограде. А если уж говорить о сохранении исторического лица города, то мне искренне жаль другой объект, некогда расположенный на этом месте, - церковь Петра и Павла, разрушенную в 30-е годы. Она была заметной доминантой Николаевской улицы, именно в честь нее улица Краснознаменная называлась до революции Петропавловской. В ограде церкви были похоронены выдающиеся люди, известные в истории Оренбурга - генерал-губернатор Сухтелен, историограф генерал-майор Чернов. К сожалению, восстановить церковь Петра и Павла на прежних фундаментах уже невозможно и эта утрата невосполнима.
- Позвольте подчеркнуть вашу мысль о невосполнимости и сделать некоторое дополнение.Издавна всякое благое общественное движение почти неизбежно сопровождается своего рода энергией заблуждения радикалов и ортодоксов. Вот и сегодня находятся деятели, которые требуют восстановления утраченных храмов любой ценой. В данном случае, как и в ситуации с печально известным Казанским кафедральным собором, чтобы восстановить утраченное, надо снести с лица земли целые кварталы поздней застройки. Что стоит подобное созидание, если оно зиждется на новом разрушении?!
Но вернемся к нашей основной теме. Известно, что создание двухфигурной композиции - очень сложная задача для скульптора..
- Надежда Гавриловна Петина пошла по новаторскому пути: она попыталась как бы связать две равновысокие фигуры невидимой нитью разговора, беседы. Присмотритесь внимательнее: ни Пушкин, ни Даль не могут существовать в пространстве независимо друг от друга, они воспринимаются только вместе. Именно энергетическое поле между ними стало третьим элементом композиции. И это замечательно!
- Думаю, читателям будет интересно узнать из первых рук концепцию проекта постамента для памятника.
- В его основании заложен равносторонний греческий крест - символ православия, а также напоминание о том, что на этом месте стояла церковь Петра и Павла. Пьедестал состоит из трех основных частей - гранитных ступеней, гранитного блока "дикой фактуры" и верхнего гранитного блока с картушем и двухстрочной надписью "Пушкин. Даль". Русская культура, возвышаясь и поднимаясь над "дикостью" нравов, всегда подпитывалась православными корнями - таков ассоциативный смысл пьедестала памятника. Добавлю еще, что бронзовые изваяния наиболее благоприятно воспринимаются со стороны улицы Советской, когда они освещены солнцем, что делает пластику лиц и фигур особенно выразительной. Перед авторами памятника стояла непростая задача: создать зримый образ не просто исторических личностей, но и талантливейших творцов, которые сами по себе есть великое национальное достояние. Это мир высоких идей, мир гениальных художественных образов, мир романтизма и возвышенных чувств. Впрочем, лучше Пушкина не скажешь: "... Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв..." Даль вспоминает, что в последний час своей жизни Пушкин вдруг взял его руку и сказал в забытьи: "Ну пойдем же, пожалуйста, да вместе, выше, все выше!" Потом очнулся и пояснил: "Мне показалось, что мы с тобой поднимаемся высоко-высоко по книжным полкам; глянул вниз - и голова закружилась..." Итак, Пушкин и Даль в своем вечном восхождении к высотам человеческого Духа - вот художественный образ, воплощенный в памятнике. А уж получилось или нет - судить нашим современникам и потомкам. Одно только условие: художника надо судить по законам, им самим для себя поставленным.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.