Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Оренбургские поезда защищали Кавказ
В местной печати практически не освещался факт участия двух оренбургских бронепоездов 36-го отдельного дивизиона бронепоездов в героической обороне Северного Кавказа периода Великой Отечественной войны.
В местной печати практически не освещался факт участия двух оренбургских бронепоездов 36-го отдельного дивизиона бронепоездов в героической обороне Северного Кавказа периода Великой Отечественной войны.
9 марта 1942 года на станции Оренбург железнодорожники передали командованию Красной Армии два бронепоезда: №717 «Оренбургский железнодорожник» и №731 «Вперёд, на запад!». Командовал 36-м дивизионом капитан В.Д. Кондратьев.
Уже 9 мая 1942 года два бронепоезда прибыли на станцию Сочи, где обеспечивали охрану Черноморского побережья Кавказа на участке Туапсе - Гагры. В конце июля произошла их срочная передислокация в район Грозного для защиты нефтяных промыслов, где они успешно осуществляли боевые действия.
Когда в конце октября 1942 года немцы развернули наступление в направлении Эльхотово - Ардон - Владикавказ и Эльхотово - Беслан, то создалась угроза прорыва противника к Владикавказу через Эльхотовские ворота. Поэтому 29 октября 1942 года бронепоезд №731 «Вперёд, на запад!» перебросили к Алагиру, а №717 «Оренбургский железнодорожник» - к Ардону.
Рано утром 30 октября экипажи бронепоездов прибыли к месту дислокации. Как только туман рассеялся, бронепоезд №717 принял бой с 18 «юнкерсами» и «мессершмитами», а затем появились немецкие танки с пехотой. При превосходящих силах противника цель была одна - как можно дольше задержать врага на подступах к Эльхотовским воротам. На седьмом часу кровопролитного сражения стало смеркаться, и тогда командир старший лейтенант И.И. Фандей отдал приказ - покинуть разрушенный бронепоезд.
На следующий день, 31 октября, второй бронепоезд №731 принял бой на подступах к станции Алагир. Его замаскировали срубленными ветками и деревьями, что позволило использовать эффект неожиданности — подбить несколько танков и автоматным огнём уничтожить пехоту. Но и здесь силы оказались неравными. В котёл паровоза попали вражеские снаряды; разорвало одно орудие бронеплощадки; два снаряда угодили в командную рубку, где погибли командир старший лейтенант В.Ф. Галушко и машинист А.П. Гаврилов. Три уцелевших орудия поезда продолжали вести огонь, как вдруг случилось непредвиденное. Состав сдвинулся с места и покатился по крутому уклону в сторону станции Ардон. Оказалось, снаряды повредили тормоза.
«Вперёд, на запад!» с каждым метром увеличивал скорость, приближаясь к станции Ардон, где на полном ходу врезался в бронепоезд №717.
Итогом сражения стала суточная задержка продвижения захватчиков к Владикавказу. Это позволило осуществить в районе селения Гизель концентрацию наших танков, «катюш», стрелковых частей, создать рубеж обороны, чтобы затем перейти в наступление.
Северная группа войск Закавказского фронта признала героизм 36-го отдельного дивизиона бронепоездов, предотвративших взятие Владикавказа.
Авиаразведка 1 ноября 1942 года подвела итоги боёв 36-го дивизиона: сбито 2 фашистских самолёта; выведено из строя 28 тяжёлых и средних танков, много автомашин и бронетранспортёров; уничтожено 600 захватчиков.
За героизм и мужество 32 участника боёв были награждены орденами и медалями. 36-му дивизиону бронепоездов, первому из частей Северной группы войск Закавказского фронта, было присвоено почётное наименование «Ардонский».
Позднее, в 1943 году, личный состав дивизиона вместе с рабочими и инженерно-техническими работниками железнодорожного депо Махачкала построил два новых бронепоезда на средства, собранные жителями Дагестана. Название дивизиона звучало так: «36-й отдельный Ардонский дивизион бронепоездов имени Магомеда Гаджиева». Магомед Гаджиев - Герой Советского Союза, подводник-североморец, погиб в 1942 году.
8 мая 1990 года в г. Ардон был открыт монумент в память о двух оренбургских бронепоездах 36-го ОДБП, а 23 бронепоездникам присвоено звание почётного гражданина города Ардон.
Публикация подготовлена по воспоминаниям участников боёв 1942 года за Алагир и Ардон, входящих в состав 36-го дивизиона бронепоездов, - А.Ф. Видецкого (Москва) и А.А. Комарова (Оренбург).