Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
А у нас во "Дворе..."
Еще день - и зашумит, загудит, взорвется горячими аплодисментами оренбургский "Гостиный двор". В этом году Международный театральный фестиваль принадлежит нашему городу дважды: не просто распахнет занавес на сцене старейшего театра Урала - он посвящен 260-летию самой южной уральской столицы.
Хроника праздника
1994 год. Первый фестиваль. Посвящен 250-летию Оренбургской губернии и 60-летию образования области. "Гостиный двор" собрал шестнадцать спектаклей, заговоривших с нами на русском, татарском и башкирском языках. Их прислали города, входившие в свое время в нашу губернию. Десять дней на земле, соединившей Европу и Азию, потрясли театральный мир многоцветьем жанров, богатством ярких актерских дарований, режиссерских индивидуальностей. Нам открылась и уникальность геополитического положения Оренбуржья, оно предстало объединяющим, консолидирующим центром европейской и азиатской цивилизаций. Так город, находящийся на перекрестке торговых и экономических путей Запада и Востока, дополнил свою связующую роль еще и культурной миссией.
2000 год. II фестиваль приобрел статус Международного. Его уникальность мы выразили формулой: "На рубеже веков и континентов". Она определила афишу театрального форума. Семнадцать спектаклей основной и пять спектаклей програмы off, некоторые из которых были удостоены "Золотой маски", позволили увидеть репрезентативный срез отечественного театрального процесса, дали возможность ощутить взаимопроникновение культур Востока и Запада, услышать духовный завет современного сценического искусства грядущим поколениям.
И - главное! - зрители высказали многочисленные пожелания проводить фестиваль чаще, вводя его тем самым в статус постоянно действующего.
Каким будет Третий?..
Нынешний "Гостиный двор" - это пятнадцать спектаклей разных жанров на русском, белорусском и татарском языках. Спектакли из Москвы и Минска, из Орла и Цхинвала, Челябинска. Мы снова увидим театры Казани, Самары, Уфы, Магнитогорска. В фестивальной программе off будут показаны спектакль Орского театра драмы "Персидская сирень" и балет областного театра музыкальной комедии "Звезда Парижа" ("Эдит Пиаф"), премьера спектакля "Мымренок" в постановке московского режиссера И. Капатова (областной театр кукол) и спектакль Молодежного экспериментального театра "Бременские музыканты". Завершит фестиваль итоговая теоретическая конференция "Проблемы и тенденции развития театра XXI века".
Старые знакомые
Участие столичного драматического театра имени М. Ермоловой в "Гостином дворе" становится традиционным. На этот раз москвичи привезут нам один из последних своих спектаклей - "Спокойной ночи, мама", поставленный режиссером А. Конышевым. Пусть не обманет вас благостная и обыденная фраза, ставшая его названием. Это драматическая история матери и дочери, по-своему любящих друг друга, но не знающих душевной близости, не нашедших взаимопонимания. Цена эгоцентризма страшна - дочь добровольно уходит из жизни, оставляя мать в теперь уже полном одиночестве. Спектакль, по свидетельству критики, выдержан в добрых традициях русского психологического театра, когда режиссер "умирает в актере", предоставляя исполнителям ролей полную свободу общения с залом. И нам, безусловно, интересно знать, как актрисы Ольга Матушкина и Александра Назарова воспользовались ею.
О долге и чести, о коварстве и любви
... расскажет нам философская притча Татарского государственного академического театра имени Камала "Черная бурка". Мюзикл, где человеческие страсти скрываются под маской "братьев наших меньших", - одна из последних работ режиссера Фарида Бикчентаева, заслуженного деятеля искусств Татарстана и Башкортостана. Им поставлено около тридцати спектаклей, среди которых - "Ромео и Джульетта", "Дон Жуан", "Собака на сене", "Белый калфак". Его "Чайка" вошла в число трех лучших спектаклей года, а "Рыжему насмешнику и его черноволосой красавице" - помните? - мы с восторгом аплодировали на предшествовавшем "Гостином дворе".
Театр "Экият" - тоже из Казани, это театр кукол. Он везет нам Рэя Бредбери в переводе Бориса Вайнера. У Бредбери дети - нередкие персонажи, и часто именно они попадают в центр таинственных и даже жутковатых событий. Театру удалось сохранить характерный для автора "Марсианских хроник" флер тайны, встречи с Неведомым. А поскольку это Неведомое порой оказывается и опасным, то "Сказка волшебной ночи" получилась похожей на те истории, которыми любят пугать друг друга на ночь ребята, своего рода детским "ужастиком" - впрочем, вполне благополучно заканчивающимся: герой, а вместе с ним и юные зрители побеждают свои страхи, убеждаясь, что в ночном мраке "ни капельки не страшно - просто чуточку темно".
Сосед и любимец
А Самарский академический театр драмы - наш самый ближний сосед и давний любимец. Он везет нам старую, но вечно актуальную пьесу Островского "Доходное место". И если ермоловский режиссер Алексей Конышев самоотверженно умер в актерах, то петербуржец Вениамин Фильштинский, поставивший самарский спектакль, не пожелал исчезнуть даже в великом драматурге. Он сократил и перестроил классическую пьесу, он отнял реплики у одних персонажей и отдал их другим, ключевые сцены перенес в трактир, для которого создал шестерку слуг! И много еще чего произвела на свет режиссерская фантазия. Уже интересно!
Башкирская "Жизель"
Это сегодня и дань памяти Рудольфа Нуриева, Летучего татарина, сделавшего первые шаги на уфимской сцене. Одна из самых молодых балетных трупп известна высоким профессионализмом и верностью традициям русского балета. Недаром Уфа считается одним из заповедников академического танца - молодые артисты имеют хорошую школу, балерины техничны и изящны. Театр "Каркана" поставил "Жизель" так, как она была представлена в русской версии Петипа. Но - как рассказать о балете? Его нужно видеть...
"Козий остров"
Его покажет нам Магнитогорский драматический театр имени Пушкина в постановке московского режиссера Сергея Пускепалиса. Возможно, он окажется самым сенсационным спектаклем. Содержание пьесы это предполагает.
... Одиноко и однообразно живут бок о бок четыре женщины в уединенном местечке под названием "Козий остров". Так в далеке от мира и протекла бы их вынужденно затворническая жизнь, если бы не пришел чужак по имени Анджело (Ангел). Этот человек взметнул в женских сердцах вихрь страстей и задавленных желаний, возвышенных чувств и яростной ревности. Все было бы хорошо, да вот беда - их четыре, а он один.
Умолчим...
В том, что у Минского театра имени Янки Купалы среди оренбуржцев много друзей и поклонников, сомнений нет. И пусть его спектакль "Кровавая Мэри" окажется сюрпризом.
Представляем новичков
Еще о Юлии Цезаре
Драматический театр имени Коста Хетагурова едет из Южной Осетии, из города Цхинвала и везет на фестиваль Шекспира, его "Юлия Цезаря". Театр популярен и любим не только земляками, но и за пределами Осетии. Этому способствует репертуар (пьесы осетинских, русских и западноевропейских драматургов), работы талантливых режиссеров, сценографов и, конечно, актеров. За плечами коллектива - участие во множестве фестивалей, неоднократно сделавших его лауреатом и дипломантом. Нам пока нечего сказать о цхинвальцах, поэтому предоставим слово тем, кто знаком с его работами.
К. Щербаков:
"Режиссер Тамерлан Дзудцов переносит действие "Юлия Цезаря" в сумасшедший дом, но герои в исполнении великолепных осетинских артистов бьются за власть с той же истовостью, не на жизнь, а на смерть, нужды нет, что поле битвы ограничено стенами больничной палаты".
К. Дзугаев:
"Юлий Цезарь" по-южноосетински, без сомнения, не затерялся бы на подмостках европейских театров. В оригинальном решении спектакля можно заметить эпатажные моменты".
Муж предал любящую жену
Так трактуют "Кукольный дом" Г. Ибсена на сцене Челябинского театра юного зрителя. Предчувствуем, что гости убедят нас своей версией, - это умеют и режиссер народный артист России Наум Орлов, и исполнительница роли Норы Ольга Теплякова, тоже народная артистка России. Земляки говорят о своей любимице: "Звезда, прима - любое из этих определений подойдет ей. Она поет, танцует и неизменно завораживает зал". А сама актриса признается: "Театр - это мое счастье и моя беда, моя боль и спасение, любовь и расставание, моя семья и одиночество..."
"Гостиный двор" готовит нам знакомство еще с одним пока неизвестным коллективом - Орловским академическим театром имени Ивана Тургенева. Он покажет нам Виктора Гюго - "Анджело - тиран Падуанский" (на снимке).
А спектакли родных, оренбургских театров мы с удовольствием посмотрим еще раз, чтобы убедиться: они не потеряются и на самом ярком фоне! Это "Фредерик, или Бульвар преступлений" в областном театре драмы, "Лутоня" в муниципальном театре кукол "Пьеро", "Фиалка Монмартра" и "Звезда Парижа" в областном театре музыкальной комедии, "Журавлиные перья" в областном театре кукол.