Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Время циников и шутов?
Артур Орлов
Вглядываясь в современность, невольно отмечаешь усиление в окружающей жизни разрушительного духа внутреннего нигилизма, вседозволенности и шутовства, ставшего характерной приметой нашего плюралистическо-демократического времени. Дух этот безраздельно господствует на телеэкране, в радиоэфире, на страницах большинства газет и журналов. Любимым, наиболее массовым жанром стала пародия, постоянное ерничанье и пересмешничество. В непрекращающемся калейдоскопе сменяют друг друга бесконечные смехопанорамы и юморины, шоу и викторины, городки и зеленые попугаи. Развязный стиль дикторов и телеведущих, артистов и бизнесменов, политиков и "деятелей искусств" так и прет изо всех щелей. На экране еженедельно совершается культурная революция, ознаменовывающаяся то "смертью русской литературы", то "апологетизацией мата", то "сексуальным раскрепощением как двигателем прогресса".
Наша эпоха - это время фальсификаций и подмен. Вместо реальных дел - пустопорожние предвыборные и послевыборные декларации, заверения и обещания, вместо произведений искусства - инсталляции, собранные из предметов с ближайшей помойки. Вместо литературы - абсурдные тексты либо примитивные комиксы. Целые издания специализируются на выпуске кроссвордов и сканвордов, баек и анекдотов, шуток и прибауток. Все больше экранного времени отдается рекламным роликам, созданным в той же передразнивающей и нагловато-пошлой манере, что и прочая продукция, циркулирующая на голубом глазу. Даже справедливые, казалось бы, протесты против распространения книжной порнографии выливаются почему-то в абсурдные акции с сооружением гигантского фанерного унитаза, водружаемого на фоне Большого театра, демонстративным разрыванием и сжиганием в нем книг крамольного писателя...
В калейдоскопическом мутном потоке почти уже и не слышно призывов к вдумчивому и ответственному отношению к жизни, своим словам и поступкам. Напротив, все что демонстрируется, пропагандируется и рекламируется с утра до вечера и с вечера до утра, направлено на дальнейшее "раскрепощение" и размывание и без того расслабленного и все более утрачивающего ясные ориентиры общественного и личного самосознания. Предлагаемая сегодня жизненная философия проста как огурец: "Оттянись со вкусом!", "Вливайся!" и "Бери от жизни все!".
К сожалению, этот разрушительный дух, упакованный в псевдонаучные методики и рекомендации, проник и в стены школы. Яркий тому пример - учебник литературы для младших классов под редакцией В.Ю. Свиридовой. Здесь все дышит все тем же духом - начиная с картинок (по большей части это ухмыляющиеся рожи) и заканчивая убогими текстами. Открывает учебник литературы четверостишие ученика первого класса Сережи Морозова. Возможно, Сережа Морозов - замечательный человек. Очень может быть, что он, к примеру, сын подруги госпожи Свиридовой. Но все же это еще не основание, чтобы тащить его вирши в учебник, да еще чуть ли не на первую страницу. Может, все-таки уместнее было бы поместить на этом месте стихи Саши Пушкина? Помнится, был такой поэт. Неплохо, если бы о нем узнали и наши дети.
В том же учебнике за виршами Сережи Морозова следует четверостишие Маршака. А завершает страницу вопрос: "Какое стихотворение кончается более неожиданно и смешно?" Но разве в поэзии главное - это насмешить? Если для госпожи Свиридовой это самое главное, то остается ее только пожалеть, а заодно и наших детей, вынужденных учиться по таким, с позволения сказать, "учебникам".
На следующей странице Свиридова снова "шутит". На этот раз она спрашивает: "А что ты любишь делать с книжками?" - и предлагает варианты ответов: "Строить из них башни, нарезать из них лапшу, делать из страниц самолетики, бить по голове младшего брата, забивать гвозди...". Свиридова предлагает: "Добавь свое". Хочется спросить: при чем тут младший брат? Он-то чем виноват? Впрочем, и его книжка госпожи Свиридовой будет "бить по голове", если к тому времени, как он пойдет в школу, ее не заменят на что-то не столь абсурдное и нелепое.
Можно было бы и дальше приводить примеры пошлости и глупости из этого учебника, от начала до конца выдержанного все в том же хохмачески-запанибратском ключе. Но я не вижу в этом смысла, потому что подобная книга - не единичное явление. Она стоит в ряду многих подобных ей. Достаточно назвать пользующиеся столь большой популярностью остеровские "Противные задачки" и его же "Вредные советы".
Мне скоро будет сорок, но я до сих пор храню свой букварь, с которым ходил в первый класс, и до сих пор считаю, что очень многим обязан этой книге. Да, именно книге! А что оставят в памяти и душе моего сына читаемые им "потешки-прибаутки"? А именно так обозначен на обложке жанр "учебника" госпожи Свиридовой.
Ведь жизнь - это все-таки нечто большее, чем игра, в которой главное - "угадать мелодию" или придумать веселую шараду. В книге госпожи Свиридовой я не нашел таких слов, как Бог, отечество, совесть, долг, с которых и должно в общем-то начинаться образование и воспитание личности. Не с кривляний и фокусов, которыми и без того изобилует наше утратившее нравственные ориентиры и не знающее удержу время, а именно с этого. "Учебники" же такого пошиба ведут к тому, что наши дети будут знать Якубовича и Жванецкого, Арканова и Хазанова, но не будут знать Ломоносова и Суворова, Жукова и Достоевского... Самое страшное то, что они портят эстетический вкус, отучают от серьезного чтения, подготавливая благотворную почву для последующего восприятия всей той пошлости, которая захлестывает нас со всех сторон. Все это не столь безобидно, как может показаться на первый взгляд. Ведь недаром же говорят: что посеешь, то и пожнешь.