Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"И чтоб чрез смерть я возвратился..."
Надежда Емельянова
Прошел ровно месяц с тех пор, как исполнилось 255 лет со дня рождения основоположника новой русской поэзии, крупнейшего государственного деятеля России конца XVIII - начала XIX века Гаврилы Романовича Державина. В стране этот день не был обозначен никак, возможно, потому, что на официозном уровне подобная цифра не считается юбилейной.
Не стал июльский день громким событием и в Оренбуржье, но вовсе не потому, что здесь об этом выдающемся человеке тоже забыли. Нет, как раз в Оренбурге, а также в дальнем маленьком селе Державине Бузулукского района имя это помнится. И повторяется оно далеко не всуе, а в трудах праведных вот уже на протяжении почти десятка лет. А если говорить вообще о событиях, связанных с оренбургским периодом биографии Гаврилы Романовича и его предков, чья жизнь оставила на нашей земле заметный след, то начало этих кропотливых и порой невидных праздному взгляду благих деяний еще более удаляется от сегодняшних дней. И есть весомая, логически и нравственно оправданная причина того, что празднование даты рождения поэта была отодвинуто на месяц, с тем чтобы соединить ее с другой не менее великой датой - 200-летием сельского православного храма.
Итак, что же такое державинская церковь или храм Знамения, как она сегодня официально называется?
Первые более или менее развернутые сведения появляются в областной печати в начале 80-х годов. Вот как вспоминает о том времени оренбургский поэт, журналист и краевед Валерий Кузнецов:
- Всякий раз, когда я приезжал в Державино, по моей просьбе открывали тяжелые церковные двери, за которыми располагался склад хозяйственного магазина. В сумерках с заполошным шумом и треском поднимались голуби, обдавая холодно-погребным запахом плесени, остротерпким духом слежавшегося метрового слоя птичьего помета... С массивных сводов эпически отрешенно, не имея ничего общего с подножным запустением, смотрели на входивших строгие лики библейских святых и канонизированных исторических личностей: великая княгиня Ольга, Великий князь Владимир, Князь Александр Невский... Роспись во многих местах порушилась, едва проступала сквозь пыль и копоть, некоторые фигуры и лица, словно ранами зияли красной кирпичной кладкой... Впервые я прочитал о храме в XIX томе Брокгауза и Ефрона: "Село Державино, Смоленское тож, Самарской губернии (по старому административному делению - Н.Е.) Бузулукского уезда, принадлежавшее Г.Р. Державину, в 1798 году построившему здесь церковь, в которой замечательны образа, писанные в Академии художеств".
Скудные письменные источники утверждают, что в первой трети XIX и начале ХХ века храм подвергался капитальной перестройке. Скорее всего, первоначальные настенные росписи либо уничтожены, либо записаны более поздними. Все это требует серьезных профессиональных исследований.
- Но пусть даже искусствоведческая экспертиза покажет: нет на этих стенах и сводах записанных шедевров - и что же? - продолжает рассказ Валерий Николаевич. - Державинская церковь уникальна уже тем, что она - самая старая из сохранившихся в нашем крае, что она создана, благодаря Гавриле Романовичу, хотя и была заложена еще его матерью.
Храм закрылся, как и большинство российских культовых учреждений, в двадцатые годы. Степень обветшалости его была удручающей. Через шестьдесят с лишним лет по настоянию Оренбургской организации Союза писателей России состоялись экспедиции, храм Знамения был взят на государственный учет, который вроде бы спасал его от "планового" или стихийного уничтожения, но мало защищал от беспристрастной природы, а еще в большей степени - от человеческого равнодушия...
Лишь в 1990 году стараниями все той же писательской организации в лице тогдашнего ответственного секретаря и члена правления фонда "Совесть" Петра Краснова, а также уже представленного Валерия Кузнецова, да и других собратьев по перу, формировавших через средства массовой информации общественное мнение, была достигнута первая весомая победа: храм был передан Державинской православной общине. С благословения митрополита Оренбургского и Бузулукского владыки Леонтия горстка сельских подвижников во главе со старостой Василием Егоровичем Кондаковым взялись за многотрудное дело восстановления церкви. В открытый и обнародованный в прессе счет начали стекаться, порой, по скромным рублям, средства, посылаемые со всей области. Несколько раз реставрация замораживалась - ни у кого не было ни копейки средств. Но община жила, справляя службы то в обыкновенном, наспех оборудованном молельном доме, то в холодном и необустроенном храме, отвоевывая у многолетнего запустения пространство, буквально пядь за пядью.
Поначалу Державинский приход, теперь уже во главе со священником отцом Анатолием и не помышлял о праздновании юбилея, дескать, календарные даты - дело мирское. Но и тут оренбургским писателям, ставшим как бы негласными шефами и храма, и самого села, удалось переубедить многих. В результате этот праздник позволил сделать громадный рывок в деле восстановления церкви. На страстный призыв служителей слова художественного отозвались не только правозвестники слова Божьего, но и люди, казалось бы, не слишком близкие к религии - ответственные хозяйственные и административные работники. Среди них нельзя не назвать в первую очередь фирму "ОНАКО", первых лиц районной администрации - Н.А. Кренделева и В.Ю. Садова. Подчиненные им подразделения буквально в считанные дни сумели облагородить территорию вокруг храма, сделать металлическую изгородь, соорудить наземную ажурную колокольню и установить колокол, заасфальтировать подъездные дороги и многое-многое другое.
На торжественную службу собрались не только державинцы от мала до велика, но и верующие из соседних сел, из Бузулука. Ну а народное гулянье в честь поэта состоялось под открытым небом, благо оно хоть и хмурилось, но не расстроило многолюдное празднество. Тут уж расстарались работники культуры района: в продолжении нескольких часов на сооруженную по такому случаю сцену выходили то певцы, то танцоры, то музыканты, собравшиеся сельчане прилежно внимали и песням, и высокой державинской поэзии, и стихам приехавших поэтов. Бойко шла и торговля.
Поздравить державинцев приехали митрополит Оренбургский и Бузулукский владыка Леонтий, генеральный директор фирмы "ОНАКО" Р.А. Храмов, заместитель главы администрации области В.Н. Рагузин, председатель областного комитета по культуре и искусству В.В. Ренев.
... Из всего обилия новой информации, услышанной в этот день на державинской земле, больше всего мне запомнилось поведанное доктором наук профессором Аллой Георгиевной Прокофьевой свидетельство одного из литературных источников: первое слово, сказанное годовалым младенцем Гаврилой Державиным было слово "Бог". И стихи, написанные им незадолго до смерти, тоже были посвящены Богу. В 1784 году он завершает оду "Бог", потрясающую своим глобальным взглядом на человеческое бытие и глубиной поклонения Всевышнему. Соединяя в своем гениальном поэтическом и философском произведении земное и божественное, он воскликнул:
Твое созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! - в бессмертие твое.
Прошедший двойной праздник в селе Державине подтвердил реальность поэтической метафоры.
Фото Валерия Бушухина.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.