Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Давайте прощать друг другу успех!.."
Надежда Емельянова
Глубина этой полусакраментальной, полуироничной фразы стала очевидной лишь после того, как ее повторили не однажды и применительно к различным жизненным ситуациям. Произнесена же она была Анатолием Бледным, недавно получившим звание "Заслуженный артист России". Завсегдатаи областного драмтеатра наверняка с радостью воспримут это известие, ибо давно стало аксиомой утверждение, что значимость творческой личности оценивается не временным измерением его деятельности в сфере искусства, а тем уровнем профессиональных достижений, того взлета мастерства, которого он добивается в данное конкретное время. У артиста Бледного таких моментов было несколько, но так сложилась судьба, что звание он получил именно в Оренбургском театре, в котором работает шесть лет, хотя его общий творческий стаж исчисляется почти четвертью века.
Время роз и шипов
Нельзя сказать, что Анатолий родился в рубашке. Но то, что его звезда была к нему благосклонна и вела его по жизни, - в этом он сам не сомневается. Иначе чем объяснить тот факт, что провинциальный юноша из далекой от искусства семьи военнослужащего, сам только что снявший погоны, свидетельствующие о действительной службе в ракетных войсках стратегического назначения, с такой легкостью преодолевал экзаменационные препоны сразу в трех престижнейших творческих вузах столицы - студии МХАТ, в Щукинском училище и ГИТИСе! В первых двух он умудрился после первых отборочных туров сразу перепрыгнуть на третьи. Но тут, правда, вышли и заминки. В "Щуке" его попридержал строгий Захава, которого он не сумел рассмешить на полную катушку. В МХАТ же, как будто по разнарядке, набирали группу сплошь по фактурным данным - этаких здоровяков-лесорубов.
А Толя в то время был тоненьким, хрупким юношей, светловолосым, ясноглазым, воздушным - Лель да и только. Или, как он сам себя ныне называет без всякого снисхождения, "ну прямо голубой герой"... И читать-то на экзаменах он выбрал вещь по своему образу и подобию - знаменитые "Как хороши, как свежи были розы..." У руководителя группы, видно, даже скулы свело, он почти простонал: "Ну, Толенька, дорогой мой, я и так вижу, что ты такой красивенький, но давай что-нибудь другое, только не розы!.." Пожалуй, это были первые жесткие творческие уроки, из которых будущий артист сделал вывод: пора расставаться с романтическим флером, розы - хорошо, но без шипов не обойтись.
После того как в ГИТИСе вывесили вожделенные списки принятых, Толя вместе с другом отправился "отмечать" свою победу. Безденежные, как все абитуриенты и студенты той поры, они купили одну на двоих гавайскую сигару и выкурили ее, сидя на уличной скамейке Тверского бульвара. С голодухи голова пошла кругом почище, чем с выпивки...
Всякий, кому посчастливилось учиться в творческом институте, хранит в своей памяти эти годы, как самые светлые, насыщенные впечатлениями, неповторимым чувством полноты жизни. Знакомство с интереснейшими личностями, познание хотя бы частицы того интеллектуального и духовного богатства, которое сумела накопить мировая и отечественная культура, возможность ходить в театры, музеи, на выставки и концерты, первые пробы и попытки в работе, - разве можно это не ценить! Было бы грешно жаловаться на судьбу, пройдя все это. Анатолий Бледный и не жалуется.
Творческий портрет в семейном интерьере
Первым местом работы для него стал Калининский театр. И здесь он столкнулся, что называется, с самой изнаночной стороной внутренней жизни творческого коллектива, когда реальность бытия заставляет быть бездейственным свидетелем безудержного чванства и чинопоклонства, дикого начальственного самодурства вплоть до рукоприкладства и беззащитности подчиненного обстоятельствам человека.
Анатолию хватило сил выносить подобное лишь несколько месяцев. Но здесь, в этой удушающей атмосфере безропотности одних и безнаказанности других в жизни молодого артиста произошло важнейшее событие - он встретил ту, которая стала не просто женой, но настоящей, неувядаемой с годами любовью, бессменной спутницей и помощницей всех его жизненных начинаний.
Светлана Преображенская является продолжательницей старинной фамилии и семьи, крону обширного родового древа которого питают корни, причудливо переплетенные княжескими, многонациональными, династийными традициями - от верных царских подданных, несущих службу на Кавказе, до великосветских салонных кавалеров и красавиц, а затем и представителей большого профессионального мира театра. Вот какое наследие досталось этой хрупкой женщине. Высокая наследственность сквозит во всем ее облике, в умении изысканно одеваться при предельно ограниченных финансовых возможностях, в манере общаться с коллегами и членами собственной семьи, в безупречном профессиональном исполнительстве и обязательности.
Ко времени знакомства с Анатолием она уже была квалифицированным режиссером и художником по костюмам. Поженившись, молодая театральная пара начала свой совместный путь по звездам и терниям творческой жизни.
Из Калинина их вытащил режиссер Владимир Подольский, пригласив в Калининград. За три года Анатолий сыграл там более тридцати ролей - больших и малых, в зарубежной и русской классике, в современных пьесах и сказках. В семье появился первенец, и молодые папаша с мамашей таскали с собой в коляске день-деньской до поздней ночи бедного Илюшку, который то безмятежно спал в гримуборной, пока шел спектакль, то кормился прямо на ходу, во время очередной перебежки с места на место. И при этом семейный бюджет составлялся из предельной стапятидесятирублевой ставки молодого актера и 75 рэ Светланиных. В квартире Бледных не было ничего, кроме книг, кроватей да самодельно сколоченного стола. Выкраивая на фрукты малышу, мать делила одно яблоко на два приема. О том, как питались сами родители, красноречиво свидетельствует фотография Анатолия, наклеенная в паспорте, - лицо аскета, ограничивающего себя во всем...
В одну из отчаянных минут безденежья они сорвались и поехали в далекую незнакомую Воркуту. В первое время она казалась им нереальным, почти сказочным Клондайком, ведь у них стали оставаться свободные деньги в промежутках между получками! С годами истинная цена больших денег ощущалась все явственнее - надо было привыкать к суровым во всех отношениях жизненным и природным условиям. Все оправдывала и сглаживала прекрасная атмосфера в театре, труппа которого состояла во многом из приезжих столичных артистов, так же, как они, прибитых сюда волной нужды.
Они проработали там восемь лет. На Анатолии держался весь репертуар. Во время летних гастролей объездили с театром весь Союз от столичных городов до сальских степей. Уехали, двух-трех месяцев не дождавшись до назначенного срока присвоения главе семьи звания "заслуженного".
Шестилетний период жизни в Петропавловске для них связан с интенсивной, полной поисков и экспериментов работой с одним из самых, пожалуй, неординарных периферийных режиссеров того времени - Юрием Погребничко. Сбылась и давняя, еще юношеская мечта Анатолия - увидеть Дальний Восток, океан. И здесь он сыграл десятки и десятки ролей в спектаклях, получивших высочайшие оценки мэтров театрального искусства. Но такова уж специфика профессии артиста: однажды наступает время перемены жизненных декораций. Юрия Погребничко переманили в Москву. Ехать безоглядно за ним с двумя уже детьми, не имея гарантий жилья, Бледные отказались. Во второй раз они приняли приглашение режиссера Подольского, теперь уже в Оренбург.
Сегодня семью Бледных с полным правом можно причислить к эталону артистических династий, ибо все ее члены в той или иной мере посвятили себя делу театра. Старший Илья закончил Щукинское училище, начинал актерскую стезю под руководством Юрия Любимова, ныне работает в одном из популярных московских театров. Телезрители, еще не совсем восставшие против рекламы, наверняка помнят обаятельного темноволосого юношу романтического склада - главное действующее лицо в сюжетах, рекламирующих знаменитую фирму "Нескафе". Таким образом молодой актер обеспечивает себе самостоятельную жизнь, да еще и родителям, задавленным хроническими задержками зарплаты, помогает.
Имеет свой личный творческий актив и десятилетний Филипп: он уже играл в спектакле "Любовный Пентагон", а недавно ездил на свои первые настоящие гастроли как полноправный участник спектакля "Вишневый сад".
Актерская профессия: что такое "хорошо" и что такое "плохо"
Что значат для артиста Бледного те шесть лет, которые он провел в Оренбургском драмтеатре? В первый же год он осуществил постановку остросюжетного спектакля "Любовный Пентагон", который с успехом шел на сцене пять лет. Роль Хлестакова принесла ему лауреатство премии областной администрации. Фирма "ОНАКО" наградила его премией за чеховского Лопахина из "Вишневого сада". А по итогам прошлого сезона он стал обладателем "Оренбургской лиры" как лучший исполнитель в спектакле "Не верь глазам своим".
Сегодня Анатолий Ильич не мелькает в каждом спектакле театра. Он предпочитает выбирать и разумно тратить свои силы. Один из парадоксов его профессии состоит в том, что штатному артисту практически не оплачивают степень занятости в репертуаре: оценка его значимости вычисляется по иным параметрам. Нисколько не боясь выглядеть прагматиком, Бледный открыто высказывает нежелание тащить корабль посуху, изнемогать на родной сцене, не получая за это даже и того минимума, что определен пресловутой тарифной сеткой.
Вспоминая голодную молодость, Анатолий Бледный считает, что сейчас артист находится все-таки в менее страшной ситуации, потому что если он захочет, то всегда может найти дополнительный заработок.
- Причем в пределах своей деятельности, - подчеркивает он. - Вот почему я предпочитаю работать еще и на стороне. Вместе с женой мы ставим детские спектакли и прокатываем их по детсадам. И мне нисколько не зазорно заниматься этим, потому что это моя профессия. Да, приходится самим делать декорации, шить костюмы, режиссировать, играть. Да, это тоже работа на износ. Но она хоть позволяет не голодать. Пусть это ремесло не ради души, а во имя житейского благополучия, но я могу с полной ответственностью сказать, что не халтурю, честно отрабатываю свой актерский кусок хлеба с маслом.
Жизнь заставляет артистов, что называется, крутиться. Им некогда возлежать на лаврах. В летний период таких мини-театров для детей в городе немало. Встречают их по-разному. Иногда и скептически, мол, за что это двум-трем исполнителям платить аж триста рублей?! Но чаще попадаются те, кто все-таки интересуется театром, кто с восторгом приветствует: "Смотрите, какие артисты к нам пришли!.."
Отвечая на мой достаточно банальный вопрос, как он воспринял известие о присвоении звания, Анатолий усмехнулся:
- Когда я позвонил друзьям в Москву, они в один голос: народного? И были просто ошарашены - только еще заслуженного?! Но все равно мне это приятно, считаю, что с присвоением связан определенный этап,серьезное подведение итогов.
Постскриптум. "Вечерний Оренбург" рад первым объявить, что в апреле следующего года заслуженному артисту России Анатолию Бледному исполнится пятьдесят, по случаю чего состоится его бенефис. Так что занимайте очередь за билетами!
На снимках: Анатолий Бледный в жизни, в ролях, в семье.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.