Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Грустное ретро на сцене и в жизни

-----

Надежда Емельянова

Нынешнее театральное лето ко всеобщей неожиданности сложилось на редкость благоприятно: после закрытия сезона в собственных коллективах две основные сцены города были предоставлены гастрольным гостям. О выступлениях Национального театра Республики Беларусь и Самарского театра оперы и балета наша газета уже писала. Третьим претендентом на завоевание симпатий оренбургской публики оказалось "Товарищество артистов МХАТ". К сожалению, знакомство с труппой развеяло романтическое настроение большинства зрителей, предвкушающих встретиться с высоким мастерством коллектива, оставившего за собой право иметь в своем названии столь известную и притягательную для знатоков театра аббревиатуру - "МХАТ".

О том, что от столичных артистов ждали многого, красноречиво говорил уже сам факт аншлага на первом спектакле. И это при том, что билеты на "варягов" были значительно дороже, чем на свои родные спектакли театра музкомедии. Безусловно, люди, как говорится, покупались на имя и за ценой не стояли. По предварительной информации, до 70 процентов билетов были распроданы загодя, а на так называемый гала-концерт "Парад звезд" даже и до 90 процентов. Однако на самом концерте занятых мест оказалось куда как меньше...

Первое разочарование истинных театралов ожидало на спектакле, поставленном по очень популярной в свое время пьесе Галина. Думается, немалая часть зрителей пошла на "Ретро", чтобы не только еще раз испытать теплое чувство сопереживания его героям, но и в надежде увидеть вариант постановки на более высоком художественном уровне в сравнении со спектаклем, некогда поставленным в нашем драмтеатре. Но, представьте себе, все, кто видел оренбургское "Ретро", сделал сравнение совсем не в пользу москвичей.

Наверное, одна из причин посредственности мхатовской постановки заключена в том, что ослабла острота темы, звучавшей в те, теперь уже неблизкие годы на пределе злободневности. Но все-таки, возьму на себя смелость утверждать: спектакль явно проигрывает именно в своей художественной части - сценографии, актерской пластике, режиссерской трактовке.

Впрочем, о сценографии как таковой по отношению к гастрольной репертуарной афише вообще говорить не приходится. Финансовые ограничения заставляют труппу подходить к этой немаловажной стороне театрального искусства удручающе утилитарно: почти в каждом спектакле присутствовал один и тот же набор примитивной мебели да нехитрого реквизита, призванный создавать атмосферу жизни то чеховских, то гоголевских, то галинских героев; антуражем для фрагмента из булгаковского спектакля стал даже обыкновенный концертный рояль, принадлежащий театру музкомедии и использующийся по прямому предназначению в других сценах и номерах.

То, что было громко названо "Парадом звезд", являло собой обыкновенный сборный концерт, в котором практически любой драматический актер, имеющий профессиональное образование, в состоянии и спеть домашним голосом под гитару или фортепиано, и продекламировать стихи, и изобразить коротенькую, наиболее выигрышную сценку из спектакля, который, возможно, никогда и не игрался целиком...

Не увенчались успехом поиски каких-либо режиссерских или актерских удач, хотя бы попыток привнести что-то свое, оригинальное и в постановку комедии Островского "Не все коту масленица", а также чеховских "Пестрых рассказов": те же плоскостные, шаблонные мизансцены, та же однолинейная, поверхностная трактовка характеров и ситуаций.

Хотелось бы, чтобы читатели не восприняли столь нелестные характеристики как абсолютное неприятие творческих усилий приезжего театрального коллектива, как желание обвинить его в далеких от искусства меркантильных интересах. Меньше всего мне хотелось бы клеймить артистов за их якобы коммерческие цели создания своего "Товарищества". Какая уж тут коммерция, что называется, не до жиру, быть бы живу!.. Немалая часть из них, особенно женщины, находится в критическом возрасте, и как ни принято считать, что у творческих людей возраст - не помеха, а все-таки груз прожитых в трудах и заботах лет дает о себе знать. Невольно с горечью подумалось: да будь у этих "заслуженных" и "народных" нормальная, достойная их былой славы пенсия, - разве скитались бы они то в жару, то в иную непогоду по городам и весям со своей а ля МХАТ компанией, имея про запас два-три худо-бедно скроенных спектакля?.. Это зарубежные пенсионеры всех профилей могут себе позволить вальяжно путешествовать по курортам, а наши, увы, до гробовой доски вынуждены подрабатывать на масло к скупому пенсионному хлебу... Не от хорошей жизни сбиваются в подобные кочевые труппы и более молодые артисты: бытие наше состоит не только из высокой поэзии искусства, но и из низкой прозы, в которой надо элементарно содержать семью...

По-человечески понятно стремление тех, кто составляет "Товарищество артистов МХАТ", подчеркнуть свою причастность к этой престижной вывеске. Но ведь никакая "фирма" не в состоянии компенсировать степень профессионализма, реального актерского мастерства. И, наверное, действительно достойна сочувствия драма, пережитая несколько лет назад одним из самых уважаемых театров тогда еще огромной страны. О разделе МХАТа на два коллектива представители "Товарищества" рассказывали с глубокой скорбью и полным неприятием самой сути дела. Посмотрев нынешнюю работу некогда оставленных за бортом МХАТа артистов, приходится, как это ни жестоко, признать, что официальный повод, послуживший делу "раскола", опирался на вполне объективные основания: как пишется в одном из изданий, "Коллектив... неоправданно разросся, часть труппы использовалась не в полную меру... Разделение театра имело творческий характер, обусловленный единством художественных устремлений". Что ж, испокон веков искусство таило в себе роковое двуединство: с одной стороны, по-житейски каждая человеческая судьба достойна сострадания, но с другой - творческая личность стоит лишь то, что она стоит в состоянии творчества.

Фото Николая Лазина.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.