Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Ждем дождь. Начали! Мотор!"
Екатерина Шарапова
Жарким летом 2002 года в Оренбуржье снимается фильм под условным названием "Жаркое лето девяносто девятого". Режиссер картины - известный кинорежиссер, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР Александр Прошкин. Свою предыдущую картину "Русский бунт" он снимал в наших краях зимой, в сорокаградусные морозы. Актеры оренбургских театров, принимавшие участие в съемках, и жители Саракташского района, где снимался фильм, до сих пор бережно хранят память об одном из наиболее ярких событий в своей жизни. Помню, как режиссер Саракташского народного театра, заслуженный работник культуры РФ З.С. Исавнина с восхищением рассказывала об уникальной возможности поучиться у мастера.
Прошкин, в свою очередь, тоже оценил и добросердечие оренбуржцев, и удивительно красивые места, напоенные поэзией степного края, - "Хоть надо мной и подсмеивались, что ближе натуры не нашел, а я еще в ту холодную зиму решил - следующую картину буду снимать здесь, в глубинке России".
В числе актеров и работников оренбургских театров, прошедших кастинг, я впервые в жизни оказалась на съемочной площадке и не мечтала, что в короткие, буквально минутные перерывы в работе Прошкин согласится отвечать на мои вопросы. Актеры из драмы - Сергей Кунин и Ольга Григорьева, Виктория Брун, Антонина Люлина и Зинаида Карпович, из театра кукол - Андрей и Татьяна Деденевы, студенты актерского факультета института искусств Сергей Нафиков и Альфия Маняпова увлеченно работали на съемочной площадке, играя людей, развлекающихся в придорожном ресторанчике. Я же была загипнотизирована самим процессом съемок, сосредоточенностью костюмеров, гримеров, осветителей, короче всех служб, готовых моментально исполнить любое указание режиссера. Я видела хорошо слаженную команду киношников, где не было места высокомерию, пустословию, недовольству процессом, что встречается в творческих коллективах. А может, мне просто повезло. К концу съемочного дня, а вернее, ночи, я была поражена, разглядев в промокшем от воды человеке в резиновых сапогах оператора картины Сергея Астахова. Он, как рядовой рабочий, азартно подавал перед камерой дождь из брандспойта пожарного рукава. Подойти к нему не было никакой возможности. Его голубая рубашка мелькала в самых разных концах съемочной площадки - то у кинокамеры во время съемок эпизода, то у монитора, то в группе художников по свету и по костюмам, не говоря уже о постоянных согласованиях с режиссером. Азарт и увлеченность Астахова, его живые, какие-то мальчишеские реакции, как-то не сопоставлялись с тем, что он дважды лауреат Государственной премии, две предыдущие картины "Брат II" и "Война" были сняты с режиссером Балабановым, был в группе операторов, снимавших фильм А. Сокурова "Русский ковчег", номинировавшийся на "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах.
"Женя, Женя!",- частенько подзывал к себе Александр Анатольевич человека, кружившегося по всей площадке с видеокамерой. Помощник режиссера Ольга сказала, что это замдиректора картины - Евгений Николаевич Островский. Его лицо кого-то напоминало. На мой пристальный взгляд он с улыбкой ответил, что 25 лет вел на ЦТ передачу "Это вы можете".
Кажется, всю съемочную группу режиссер подбирал по какому-то внутреннему соответствию. С директором картины Валентином Королевым он снимает уже третий фильм.
Очень интересная команда актеров. Михаил Пореченков ("Агент национальной безопасности"), обожаемый всеми окружающими, включая собак, излучал добрую энергию, за которой угадывалась мудрость и человеческая значительность, открытость и доверчивость. Андрей Панин, которого знают не только по кинофильмам и телесериалу "Граница. Таежный роман", но и по замечательным работам в театре. Не так давно оренбуржцам посчастливилось увидеть спектакль "Все проходит", где Панин играл вместе с Александром Абдуловым, Еленой Прокловой. Удивительный актер! И без слов простому зрителю понятен напряженный процесс внутренней жизни его персонажа. Его партнерша по съемочной площадке Мария Звонарева не скрывала своего восхищения - "Иногда смотрю на него и думаю, как можно так виртуозно работать?" Если Панин и Пореченков известные теле- и кинозвезды, то для Марии роль Марины - дебют в кино. Она из Рязанского областного драматического театра, в котором уже 7 лет после окончания Воронежского государственного института искусств. На свою судьбу в театре не жалуется. За плечами замечательные роли мирового репертуара - Беатриче в "Слуге 2-х господ", Зинаида Карловна в "Дядюшкином сне", Мириам в "Мириам" и другие. На вопрос, как она попала в кино, простодушно ответила: "Сама не знаю, до сих пор непонятно как. Я болела, не ходила в театр. Пришел муж, тоже актер, и сказал, что приехала женщина с "Мосфильма" и надо сфотографироваться, пройти кастинг. Настроения не было, чувствовала себя разбитой и несчастной.
Нехотя, уступая просьбам мужа, пошла. Через некоторое время мне сказали, что был звонок с "Мосфильма", я не поверила, думала, что это друзья разыгрывают. В спектаклях меня никто не видел. Но, оказалось, действительно пригласили на пробы. Конечно, на эту роль пробовались и другие актрисы. Потом утвердили меня. Это какая-то фантастика, чтобы режиссер, который снял "Холодное лето 53-го", взял меня в работу! Когда рядом такие профессионалы, как Прошкин, Астахов, Панин, Пореченков, которые доверяют и помогают на площадке, - одолевают непередаваемые чувства открытия того, что никогда не делала и колоссальное желание работать. Вера в меня окрыляет. Конечно, это аванс, но крылья вырастают".
Отсняв намеченные эпизоды, в три часа ночи исполнителей главных ролей отправили отдыхать на базу в Нежинку. Кстати говоря, на условия проживания актеры не жалуются. Работа продолжалась до 5 утра. Размеренно, как в операционной, рокотал баритон Прошкина: "Ждем воду. Можно снимать? Мотор. Еще репетнем". Кропотливая работа с актерами на площадке, у монитора и снова - очередной дубль. "Запомните, что крупный план в кино - очень сильная вещь. Суетное движение выдает слабость", - и это уже известному актеру, с колоритной внешностью Азизу Бешеналиеву. И снова повтор.
На съемки одного эпизода, который в кадре будет всего лишь 2-3 минуты, уходит больше времени раз в десять, а то и в двадцать. Важно все - и чтобы в кадр попали фары проезжающих машин, и чтобы массовка оказалась вовремя и на том самом месте, чтобы была точная интонация и выразительный глаз актера и еще много чего важного. Я спросила у Александра Анатольевича:
- Вы не рисуете, ведь многие кинорежиссеры - Эйзенштейн, Довженко по первой профессии были художниками?
- Нет, - ответил Прошкин. У меня отец был художником. Я придаю больше значения сюжетным вещам.
Вероятно, можно себе это позволить, когда знание законов композиции у тебя в крови. Что касается сюжета, то через несколько минут он скажет:
- Сюжет лишь повод, чтобы разобраться в том, что происходит с людьми. Это главное. И в 53-м, когда люди предчувствовали свободу (тот фильм был о несвободе), и летом 99-го, когда после дефолта миллионы обнищали. А когда власть ослабевает, сразу появляются разбойники. Но не проблемы власти меня интересуют, а жизнь нормальных людей провинции, жизнь российского человека в ситуации катаклизма. То, что герои - милиционеры, это внешняя сторона организации сюжета, на самом деле картина про трех людей, как они открываются в экстремальных условиях, как отзывается их чувственность, проявляется нравственная сторона.
- Что для Вас было определяющим в подборе актеров?
- Искали сочетания партнеров ну и, конечно, профессиональные качества. У Миши Пореченкова - колоссальные возможности, он еще не показал всего, что может. Редкий актер. Сейчас очень мало, практически нет героев в кино. Он - настоящий герой. Андрей Панин - актер, современно чувствующий время, умеющий работать ювелирно.
- Как нашли Машу?
- Найти новую актрису на роль Марины было делом принципиальным. Московские красавицы были бы здесь чужеродны. У москвичей другие заботы, другая жизнь, им трудно понять провинцию. И кино наше, как многое вокруг, деформировано, оно перестало чувствовать страну. А Машу, мы долго пробовали на роль. Сейчас я наслаждаюсь тем, что мы ее угадали.
- Сколько времени еще пробудете у нас?
- Съемки продлятся, по всей видимости, до конца августа. Еще будем снимать с вертолета, под Кувандыком, в вашей "оренбургской Швейцарии". Выпуск картины намечен весной 2003 года.
Бело-красные зонтики придорожного кемпинга "Сафоново" все контрастней выделялись на фоне черного неба и луна, круглая, как фонарь, казалось, была просто заказана для съемок сцены в придорожном ресторанчике. А в прохладном воздухе ночи еще долго разносились команды режиссера:
- Ждем дождь. Машины готовы? Ты едешь по команде. Начали! Мотор!