Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Кто на маршруте хозяин?..
Алексей Стрельцов
Впервые за три года я не купил проездной. И это несмотря на то, что стоимость проезда в муниципальном транспорте подпрыгнула на 60 процентов (с 2,50 до 4 рублей), а проездной подорожал всего на 8 процентов (со 185 до 200 рублей). 26-ой автобус, на котором я утром еду на работу, ходит редко и постоянно переполнен. В результате приходится ездить на коммерческом с проездным в кармане. С началом же дачного сезона большинство "муниципалов" отправляется обслуживать загородные маршруты. Поэтому проще немного переплачивать и кататься как на тех, так и на других.
Частник от рождения до наших дней
В Оренбурге коммерческие автобусы прижились не сразу. Когда первые предприниматели "от транспорта" решили по аналогии с Москвой покатать горожан на "Газелях" - оренбуржцы их проигнорировали. Чуть позже родилась фирма "Конкордия-авто", которая попыталась вывести на улицы города немецкие микроавтобусы. Однако чуть позже прежняя горадминистрация закупила 240 польских "Аутосанов", и "немцы" тихо исчезли.
Впрочем, уже в тот период невесть откуда появились старенькие "ПАЗики" и "ГАЗоны". Вот их жители областного центра приняли почему-то неплохо. Во всяком случае предприниматели выдержали конкуренцию с муниципальным транспортом. И непросто выдержали, но и накопили денег для покупки практически новых "ПАЗ-692". И лишь совсем недавно вновь появились "Газели", которые после одиннадцати вечера просто спасают загулявшую молодежь.
Однако полностью обновить автобусный парк коммерсанты пока не смогли. Поэтому ежедневно на дорогах областного центра появляется 560 единиц частной разнокалиберной техники. Впрочем, муниципальный транспорт тоже не молодеет. Большинство троллейбусов уже на ладан дышит, да и "Аутосаны" выходят из строя - для их ремонта нужны дорогостоящие иностранные запчасти. Поэтому на линию ежедневно выходит порядка трехсот муниципальных машин. Так что утверждения частников о том, что они перевозят половину пассажиров, вполне соответствуют истине.
При таком раскладе коммерсанты становятся реальной силой. Первый звоночек был два года назад. Тогда достаточно долго частники возили нас за три рубля, а скоростные "муниципалы" за 3 руб. 50 коп. Последнее повышение тарифов высветило проблему еще ярче. Когда горсовет поднял стоимость проезда в муниципальном транспорте, частники отказались повышать ее до "рекомендованных" 4-5 рублей. Более того, в городе родилась организация, претендующая на роль... еще одного управления городского пассажирского транспорта (ОГУПТ). Некоммерческое партнерство "Пассажирский альтернативный транспорт" (ПАТ), объединившее около пятисот водителей-частников.
Рядовых оренбуржцев рождение партнерства даже порадовало. Ведь перед повышением тарифов на проезд ходили слухи, что коммерсанты будут возить за 6-7 рублей. А тут такое счастье!
Но счастье ли? Почему это дяденьки-коммерсанты стали вдруг такими добрыми? И если они такие добрые, то почему не возят бесплатно пенсионеров и других льготников? На первый взгляд доводы "партнеров" весьма логичны. Мол, расходы на перевозки у нас гораздо ниже, поскольку мы работаем эффективнее "муниципалов". А вот если бы нам еще и дотации давали как "муниципалам",- так мы вообще возили бы всех чуть ли не даром - всего за рубль!
На деле все намного сложнее. Партнерство коммерсанты создали вовсе не для того, чтобы облагодетельствовать горожан. Частников заставили объединиться суровые законы рынка - чтобы спасти себя, а заодно, чтобы никто не смог составить им конкуренцию. Для этого они стараются не пустить на маршруты "чужих", а заодно и с "муниципалами" потягаться за счет более низких (на какое-то время) тарифов.
Во всяком случае такое впечатление сложилось на состоявшемся 18 мая совещании по данной проблеме у первого заместителя главы администрации области Бориса Плохотнюка.
Выяснилось, что частники действительно могут позволить себе возить нас по 3.50. Причина в различных подходах к налогообложению у индивидуальных предпринимателей и автопредприятий. Ведь если частник отдает родному государству по 1200 рублей единого налога за "ПАЗик" каждый месяц, то ОАО за тот же "ПАЗик" вынуждено выкладывать по 35 тысяч!
С другой стороны, на частном автобусе бесплатно может ездить только ребенок (до семи лет) или инвалид (участник) Великой Отечественной войны. "Муниципалы" же вынуждены брать всех льготников, коих в Оренбурге полгорода! Точнее, 61 категория или 238 тысяч (по данным городского управления пассажирского транспорта). Понятно, что за них должны платить те, кто льготы предоставил (в основном федеральные власти). Однако на деле они этого делать не спешат.
Что городу здорово...
Разумеется, частник платит медику за проверку водителя, какой-либо автобазе за техобслуживание, тому же ОГУПТ за диспетчеризацию и т. д. Но в итоге все равно получается, что работать коммерсанту выгоднее, чем "муниципалу". Действительно, выгоднее! Это подтверждает и то, что в ОГУПТ постоянно обращаются все новые и новые претенденты на городские перевозки. В том числе и из-за пределов области. И чтобы как-то упорядочить процесс, депутаты горсовета решили организовать конкурс на право заниматься этим прибыльным делом. Но не только маршруты решили выставить на конкурс городские власти. Одновременно будут выставляться и дотации на пассажирские перевозки. А это значит, что коммерсантов хотят несколько сблизить с "муниципалами". Ведь, если частник согласится получать дотации, то одновременно он обязуется возить "льготников". Фокус, однако, в том, что полностью никто выпадающие доходы за перевозку льготников в последнее время не восполняет.
- Ситуация такова, что денег на полную компенсацию со стороны государства все равно не будет, - откровенно сказал на совещании первый заместитель главы администрации города Виктор Тонких.
Но с этим предприниматели, наверное, еще смирились бы (дело, как говорится, семейное - куда деваться-то!). В крайнем - повысили бы тарифы на проезд...
Но вот сам конкурс "партнеры" поодиночке "переварить" не могут и вряд ли смогут в будущем. А все потому, что с победителем будут обращаться по всей строгости закона. То есть с водителем придется заключать трудовой договор (а если водителей несколько - то еще и коллективный договор). Необходимо обеспечивать водителям безопасные условия труда, выплачивать больничные, предоставлять отпуск. Но даже и это не главное. Проблема в том, что при проведении конкурса победу в нем непременно одержит тот, у кого техника новее. А у наших коммерсантов 78 процентов техники уже выработало свой ресурс. Получается, в конкурсе победит тот, у кого есть деньги на новую технику.
Первый вице-мэр Виктор Тонких по существу подтвердил эту позицию, когда сказал, что необходимо обеспечить безопасные перевозки, то есть обеспечить выезд на линию только исправной техники с надежным водителем (по сведениям ГИБДД, частники чаще "муниципалов" попадают в аварии, а их водители чаще бывают навеселе). Он же передал позицию мэра - побеждает в конкурсе лучший из лучших.
И здесь дребезжащие на оренбургских дорогах автобусы "партнеров" вряд ли победят машины российской фирмы "Автолайн" (работают в Москве и других городах России), о желании которой поработать в Оренбурге говорил начальник городского управления пассажирского транспорта Николай Томчук. В этом случае большинству местных частников придется искать другое применение своей предприимчивости. Поэтому на совещании они и говорили о "бюрократических барьерах" для предпринимателей, поэтому и создали некоммерческое партнерство, поэтому и хотят сами (без конкурса) распределять машины по маршрутам, подменив таким образом ведомство Николая Томчука, поэтому и не хотят пускать в Оренбург "чужих".
Есть ли выход?
Однако на состоявшемся в конце мая заседании комиссии горсовета, где присутствовали "партнеры", решение уже приняли. И конкурс, который так не нравится предпринимателям, рано или поздно состоится. Против этого ПАТ вряд ли что сможет сделать. Даже если "партнеры" объявят забастовку, то их заменят, хотя бы частично, машины ОАО "Оренбургавтотранс". Об этом с генеральным директором Владимиром Кириленко городские власти уже договорились. Это еще раз доказывает, что на языке ультиматума с властью говорить бесполезно. Между тем возможный выход для ПАТовцев есть. Им предложили создать собственную техническую базу, где они смогли бы довести до ума разбитую на дорогах технику. В этом им городские власти могли бы и помощь оказать. Хотя бы потому, что местная фирма, во-первых, будет платить налоги в казну, а, во-вторых, со своими всегда проще договориться!
К сожалению, "партнеры" от предложения отказались. Но не станет ли этот отказ для членов ПАТа началом конца? В целом частный транспорт с городских улиц никуда не исчезнет. Это подтверждает хотя бы тот факт, что когда я посетовал Николаю Томчуку на нехватку "муниципалов" на 26-ом маршруте, он ответил просто:
- Ездите на коммерческих!
Фото Ларисы Терентьевой.