Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Пароходство внушало ужас..."
Татьяна Судоргина
Наш еженедельник недавно писал о довольно необычном путешествии весной 1902 года на пароходе по Уралу епископа Оренбургского и Уральского Владимира. Небезынтересно, наверное, будет узнать нашим читателям и другие факты из истории развития пароходства на нашей реке.
Весной 1902 года же в местных периодических изданиях разгорелась дискуссия о том, кто был первым путешественником на пароходе по Уралу. Сотрудник "Оренбургского листка" утверждал: "Неправду отметил хроникер "Оренбургской газеты", что пароходное плавание Владыки будет первым во всю историю реки. Опыты пароходства делали граф В.А. Перовский (Василий Алексеевич дважды был оренбургским губернатором - с 1833 по 1842 годы и с 1851 по 1857 годы. - Т.С.) за казенный счет и последний оренбургский генерал-губернатор Н.А.Крыжановский за счет купцов Ванюшиных, но неудачно.
Причины таковы. Весной, при разливе и быстром течении реки, нужны не пароходики, а сильные пароходы, летом же Урал так мелеет и богат бывает такими перекатами с "карчами" (корягами), что даже плоскодонная лодка не пролезет по фарватеру".
"Купцы Ванюшины решились"
Пытаясь установить истину, замечательный исследователь оренбургской истории Н. Чернавский писал: "Мы со своей стороны о том, чтобы Перовский предпринимал попытки к осуществлению пароходного плавания по Уралу не слыхали от старожилов.
Едва ли не первым опытом пароходства надобно считать плавание купцов Ванюшиных. Последние еще в 1871 году исследовали Урал с точки зрения судоходства от Кизильской станицы до г. Орска и потом до Оренбурга, нашли его русло удобным для плавания небольших судов. В то же время они встретили сочувствие у Н.А. Крыжановского в попытке основать легкопассажирское и буксирное плавание по Уралу.
В 1879 году они приобрели и самый пароход, небольшой, но красивый, названный ими "Николай Крыжановский" - в честь покровителя. Пароход этот направился было вниз по реке с баржами, но дальше Илека казаки уральские его на этот раз не пустили, боясь, что пароходство вредно отразится на рыбном промысле... К тому же уральцам-раскольникам пароходство представилось по новизне явлением настолько необычным, что внушало даже ужас!
Тем не менее купцы Ванюшины решили добиться внешнего давления на уральцев, думая через высшую власть истребовать у них разрешения на свободный проезд по Уралу, по крайней мере до г. Уральска, где находится известный "учуг" (перегородка) для преграждения хода рыбы вверх.
В этих видах Сергеем Ванюшиным был доставлен в С.-Петербургское общество содействия русской промышленности и торговли доклад, читанный 25 сентября 1879 года "О судоходстве по реке Уралу". Общество отнеслось с сочувствием к предприятию Ванюшиных и решило со своей стороны поддержать их своим ходатайством пред высшей властью о разрешении пароходства. В то же время С.-Петербургское общество естествоиспытателей отозвалось, что пароходство по Уралу не может нанести вред рыболовству. Из военного министерства был затем командирован чиновник в Уральскую область для собирания сведений на месте.
И вот в 1880 году пароход имел открыть настоящие правильные рейсы свои между Оренбургом и Уральском. Назначено было официальное открытие пароходства, сопровождающееся торжеством по сему случаю".
Паровое чудо на воде
Затем Николай Михайлович приводит впечатления очевидца события: "В пятницу, 2мая (14 мая по новому стилю. - Т.С.) в 6 часов вечера история цивилизации оренбургских степей завершилась последним чудом: по реке Уралу на глазах оренбуржцев двинулся первый пароход! Чудом оказалось для кочевника первое знакомство его с русским военным строем и русской артиллерией в XVIII веке; чудом казались для него успехи европейской промышленности и науки в последующее время; великим чудом сочли наши степняки открытие оренбургской железной дороги 31 декабря 1876 года (13 января 1877 года по новому стилю. - Т.С.). Гораздо большим конечно чудом покажется им теперь паровое движение по воде.
Даже русское население, коренные оренбуржцы сознают, что после открытия в крае чугунки это даст более сильное, более живое впечатление, какое только местная общественно-экономическая жизнь испытать здесь могла. Но дело не в эффектах торжества разума человеческого над силами природы. Легко понимает всякий, что открытие пароходства по девственным водам реки Урала вносит в экономическую жизнь края великий стимул, могущественный толчок для расширения сельскохозяйственной производительности, продукты которой отныне будут распределяться и передвигаться целесообразнее к несомненной пользе населения!"
"Для торжества открытия"
Далее цитируется сообщение "Оренбургского листка" за 1880 год: "Задумав основать пароходство, братья Ванюшины на первый раз пустили в дело лишь небольшой плоскодонный колесный буксирный пароход. К нему изготовлены баржи для грузов, тоже плоскодонные.
Для торжества открытия пароход причалил к каменному спуску или лестнице против дома генерал-губернатора (теперь институт повышения квалификации учителей. - Т.С.) и стал на якорь. Никаких предуведомлений, никаких повесток об этом господа Ванюшины не делали. Несмотря на то, к 5 часам вечера весь берег и все возвышенные места бульвара были покрыты народом в буквальном смысле слова.
Когда прибыл на пароход главный начальник края Н.А. Крыжановский, и кафедральный протоиерей Д. Озерецковский с хором архиерейских певчих начал молебное пение, головы ближайших групп публики обнажились, точь-в-точь как это бывает в преполовение. Торжественная тишина сбежавшегося народа показала, что на реке пред ним стояла не забава, а важная, великая в народной экономии сила.
После сего пароход, снявшись с якоря, двинулся вверх по реке, против необычайного сильного течения незадолго пред тем разлившейся и высоко поднявшейся вешней воды и, зайдя за угол рощи ввиду казачьего форштадта, воротился на прежнее место, где генерал-губернатор Крыжановский слез на берег, а пароход через 5 минут ушел с приглашенными лицами и стал на Банном озере, где было предложено угощение.
Во все время первого рейса народ бежал за пароходом по берегу, особенно молодежь, и нельзя не пожалеть, что вследствие неопубликования о дне торжества подрастающее поколение оренбуржцев лишено было плодотворного удовольствия видеть на Урале первый пароход.
Прислуга на пароходе вся русская - первым капитаном (он же машинист) призван действовать П.В. Владимирский и управляющим С.И.Чертков. Весь штат с матросами состоит из 10 человек".
"Опасения за вред рыболовству"
В заключение Н. Чернавский делится своими познаниями о развитии событий: "Пароход этот вскоре с грузом хлеба из Оренбурга направился в Илек и Уральск и даже будто бы согласно решению военного министра, основанного на отзыве генерал-губернатора, спускался вниз по Уралу до Гурьева... По другим версиям, более вероятным, пароход и в 1880 году далее г. Уральска не пошел. При этом предприниматели Ванюшины встретили на пути враждебное, злобное настроение от уральцев и наслушались таких угроз от казаков, которые в будущем обещались даже стрелять в пароход, что они с глубоким чувством горечи за потерю из рук широко задуманного дела вынуждены были продать пароход и баржи за бесценок.
Так плачевно закончилась первая попытка к проложению речного пути по Уралу. Не столько внешние препятствия - быстрота вешнего течения, летнее мелководье, засоренность русла, обмеление реки, каковые препятствия с годами увеличиваются, но скорее внутренние причины - опасения за вред рыболовству и известная косность уральцев сгубили полезное предприятие в самом его детском возрасте, не дав ему даже стать на ноги. Мы не упоминаем при этом о лёгких пароходиках для местных увеселительных прогулок, принадлежащих Рукавишникову и Юрову, пароходик которого снует по Уралу доселе".
Размышляя о перспективах пароходства на Урале, Н. Степняк в начале XX века констатировал: "Вопрос о сообщении Оренбурга с Яицким городком при посредстве Урала не новость, он существовал издавна. Еще незабвенный устроитель Оренбургского края И.И. Неплюев предугадывал возможность "сношения по Яику водой в торговых целях" и предлагал "апробовать способы". Но дело это по отсутствию предпринимателей долгие годы оставалось забытым".
Этот же автор обнародовал сведения о транспортном средстве торгового дома братьев Ванюшиных: "На первый раз пароход построен плоскодонный, винтовой, размером: 15 сажен длины, 16 футов ширины, глубиной хода в 2 фута и с рабочим механизмом в 25 паровых сил. Провозная плата пассажиров и грузов предполагалась ничтожная, в особенности для рабочего класса, а проезд детей уральцев, обучающихся в учебных заведениях, - бесплатный".
"Стар и мал вышли навстречу"
А что же преосвященный Владимир? Информируя читателей о его вторичном отъезде 15 мая 1902 года "для обозрения Епархии", корреспондент все того же "Оренбургского листка" писал: "Его преосвященство переправился через Урал на пароме и затем на лошадях он доедет до станицы Вязовской, где оставлен его пароходик для починки. Исправление парохода уже произведено, и преосвященный отправился на нем дальше вверх по Уралу до Орска".
Видимо, поездка удалась. Во всяком случае вскоре стало известно, что 3 июня 1902 года "Преосвященнейший Владимир изволил отбыть на собственном пароходе в Сакмарскую станицу. Вместе с Владыкой на пароходе отправился оренбургский губернатор и наказной атаман Оренбургского казачьего войска генерал-лейтенант Я.Ф. Барабаш. В числе сопровождающих лиц находились штаб-офицер для особых поручений при губернаторе и уездный исправник.
Путь вверх по Сакмаре в 67 верст был пройден в 8 часов с двухчасовой остановкой. Стар и мал вышли навстречу пароходу, причем почетные казаки встретили Владыку и губернатора хлебом-солью...
Торжественны были проводы из Сакмарска: на далеком расстоянии берег был усеян толпами народа. В обратный путь Владыка изволил отбыть на пароходе в сопровождении тех же лиц..."
Позднее преосвященный Владимир назван одним из тех, кто доказал возможность пароходства по Уралу.