Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Чикову можно было бы поставить "6"!"
Екатерина Шарапова
10 апреля зрители увидят спектакль "Не было ни гроша, да вдруг алтын" А. Островского. В главной роли Крутицкого на сцену выйдет заслуженный артист России Павел Георгиевич Чиков. В этот день ему исполняется 70 лет.
Более 40 лет он самозабвенно служит искусству театра, из них 38 сцене областного драматического. С великим почтением произносит он имена своих учителей - замечательных артистов МХАТа, профессоров школы-студии МХАТ СССР - В. Радомысленского, В. Станицина.
- Оренбургский филиал школы-студии МХАТ СССР стал для Вас первым театральным учебным заведением, но за плечами уже был опыт работы на профессиональной сцене. Какие роли оставили след в памяти, когда работали в других театрах?
- Все началось гораздо раньше - с драматического кружка под руководством артиста Куликовского. Два года, с 18 лет я у него занимался, даже Яичницу в гоголевской "Женитьбе" сыграл. Оттуда ушел служить в армию, где про театр не забывал. Даже спектакль поставил - "Сталинградская битва" Чепурина занял в смотре флотской самодеятельности второе место.
Вернулся, а кружком руководила уже Елизавета Николаевна Правдухина, с ее легкой руки я и оказался на профессиональной сцене Бугурусланского драматического театра им. Н. Гоголя. Любимые роли до Оренбурга были на сцене Смоленского театра - Платонов в "Океане" Штейна и Алексей Лохматый в спектакле "В лесах" по Мельникову-Печерскому.
- Что помогало в создании таких сложных образов, ведь театрального образования у Вас тогда не было?
- Да, образования не было, но кое-что было. Очень интересно было работать над ролью Лохматого. Ведь он приходит в город в лаптях, а потом становится монополистом, владельцем пароходной компании. Долго у меня не шла работа над этой ролью. Ну ничего не получалось, особенно во второй части, когда он капиталистом стал. И вот к нам в театр приезжает известный специалист по сценическому движению из Ленинграда Иван Эдмундович Кох. Взглянул на меня в костюме и вдруг щелкнул по цилиндру, который тут же оказался у меня на затылке. Все стало ясно! Ведь мой Алексей хоть миллионером стал, а этикета не знал, как был хамом, так и остался. Режиссер О.Б. Смирнов на репетиции не мог на меня нарадоваться, все удивлялся: что случилось? Любил я и роль Мурзавецкого в "Волках и овцах". На 100-летие Островского мы этот спектакль в Москве, на сцене Малого театра играли.
- Всегда радовались назначению на роль?
- Конечно. Многие я сам выбирал. Например, в нашем дипломном спектакле "В день свадьбы" В. Розова все роли разошлись. На меня ничего не выпадало. Роль Салова, отца Нюрки, должен был играть актер нашего театра Соловьев. Я эту роль у Ю.С. Иоффе выпросил. После показа дипломного спектакля профессор Афанасьев сказал: "Если бы Чикову можно было поставить 6, я бы поставил. Но такой оценки нет, потому ставлю 5 с плюсом!" Или роль Дервиша в спектакле "В ночь лунного затмения" М. Карима. Режиссером была Ирина Федоровна Щеглова. Роль эта меня потрясла, а играть должен был Николай Лежнев. Я попросил разрешения попробовать. Играли мы с ним потом в очередь. За эту роль я получил премию Министерства культуры - аж 4ОО рублей.
- Симеонов-Пищик в чеховском "Вишневом саде" - одна из ярких, нетрадиционно решенных ролей. Московского критика И. Вергасову поразила ваша "пронзительная интонация о Дашеньке, монолог об англичанах, полный отчаянной надежды и веры в несбыточное, с трогательным и напряженно-вопрошающим взглядом откуда-то из детства". Как складывалась работа над этой ролью?
- С Чеховым я столкнулся впервые. Не случилось сыграть в "Дяде Ване" Астрова, о котором мечтал, теперь уж и не сыграю. За "Вишневый сад" схватился с радостью!
Борисова (режиссера спектакля) понимал очень хорошо. Держать на руках собаку Шарлотты это я придумал, а режиссер оставил. Внешне он такой большой по фактуре, а по внутреннему содержанию - беззащитный. Я ведь где-то и себя играл. В ту пору мы зарплату не получали по три месяца, задержки были. А Симеонов-Пищик - нищий, все время взаймы просит. На этой почве с ума и сошел. Отдать деньги не может, вот и режет бумажки на кусочки - всем должен.
- А с кем из великих артистов доводилось встречаться в работе?
- В Смоленске играл в одном спектакле с Василием Васильевичем Меркурьевым, в спектакле "Правда хорошо, а счастье лучше". Он был Сила Ерофеевич, а я Платон Зыбкин. Позже, уже в Оренбургском театре, мы встретились с Меркурьевым во время его гастролей в спектакле "Чти отца своего". А когда наш театр был на гастролях в Ленинграде в 1966 году, он пригласил меня к себе, в Александринку, и мы сидели в его гримерке, которая прежде была гримуборной великой актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской. Самые теплые воспоминания остались у меня от встреч с этим замечательным артистом, простым и сердечным человеком. Доводилось играть в одном спектакле и с Евгением Евстигнеевым в нашем спектакле "Серебряная свадьба" (на снимке). Скупой на похвалы, он оценил мою работу, сказав: "Твой председатель колхоза не хуже, чем у нашего Невинного".
- Вас знают как яркого характерного актера. За плечами сотни сыгранных ролей. Одно из последних достижений - роль Крутицкого в пьесе Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын". Она была оценена в 2000 году как "Лучшая актерская работа года". Какие характеры играть сложней - положительные или отрицательные?
- Кому как. Актеру ведь важно - что играть. Вот Крутицкий, отрицательнее его - быть не может, а я люблю его. Без утерянных денег он не мыслит жизни, с ума сходит от скаредности своей. Жизнь рухнула - и это трагично. Зритель пусть делает свои выводы, а мне интересно это сыграть. Мне посчастливилось работать с замечательными режиссерами, которые помогали делать роли, прежде всего - М.А. Куликовский, Ю.С. Иоффе, Н.Ш. Тхакумашев, В.Д. Соколов, И.Б. Борисов и сейчас - Р.В. Исрафилов. Чем больше мой опыт, тем больше убеждаюсь в том, что только с режиссером артист может сделать роль.
Сегодня заслуженный артист России Павел Чиков возглавляет Оренбургское отделение литературного фонда В.М. Шукшина, активно пропагандируя творчество любимого писателя. Он с удовольствием идет на встречи и увлекательно их проводит, заставляя зрителей то смеяться до слез, то замирать от восторга и сочувствия, которое неизменно возникает к героям его театральных и нетеатральных рассказов. У него хватает энергии на активную общественную деятельность. Но главная любовь - театр, служению которому посвящена вся жизнь. Дай Бог, чтобы этот диалог продолжался как можно дольше!