Новости
В период зимнего этапа акции, который продлится до 1 марта 2025 года, запланировано проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев с несовершеннолетними в зимний период.
Напомним, на голосование представлено 25 объектов из разных регионов Приволжья, в их числе Музей истории Оренбурга. Об этом сообщает областное Правительство. В списке достопримечательности, которые имеют культурную и историческую значимость не только для местных жителей, но и для всей страны: известные памятники, музеи, театры, университеты, мосты. Предложенный перечень составлен на основании мнения экспертов Консультативного совета по банкнотам.
2 декабря, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» выполняют:
По информации коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис», сегодня, 29 ноября, выполняются следующие виды работ:
В настоящее время на праздничной локации смонтированы деревянные домики маркета еды, которые будут предлагать гостям угощения и напитки.
Рождество Христово
(до и после)
Петр Обыденков
Шестого января
24 декабря по старому стилю, или лучше сказать по Юлианскому календарю, празднуется навечерие Рождества Христова или Мочельник. Православный философ и священнослужитель Русской Православной Церкви Сергий Булгаков пишет об этом: "Среди русского народа существует обычай - на Рождественский сочельник поститься до позднего вечера, до появления звезды (в это время обычно заканчивается служба навечерие), когда приступают к рождественской вечери. В Великороссии эта вечеря согласно с уставом Святой Церкви обыкновенно носит скромный характер. Но в Малороссии на этой вечери принято обильно угощаться, и от этого обильного угощения сочельник в Малороссии обыкновенно называют богатой кутьею. Кроме кутьи (вареные в сахаре или в меду рисовые или другие зерна), необходимой принадлежностью этого угощения бывает "взвар" - то есть сушеные сливы, груши, вишни, яблоки, сваренные вместе в воде. Перед началом трапезы зажигается лампадка и восковые свечи, читаются молитвы, стол убирается сеном или соломой, и затем все семейство обильно принимается угощаться".
Все это носит символический характер. Взвар на Украине варится обычно по случаю рождения младенца, кутья - поминальное блюдо, то есть эти блюда напоминают о рождении и смерти Спасителя. Солома и сено напоминают о яслях, о вертепе, в котором он родился. После вечери крестники навещают своих крестных отцов и матерей, угощая их кутьей, пирогами, сами получают угощение, иногда и деньги.
Седьмого января
25 декабря по Юлианскому календарю. Празднуется Рождество Господа нашего Иисуса Христа (в 5508 год от сотворения мира в городе Вифлееме). Интересно примечание, данное в "Настольной книге священнослужителя, изданной в начале 20 столетия о Вифлееме: "Вифлеем - небольшое селение, в котором насчитывается 4500 жителей, и замечательно, что между ними нет ни одного еврея. Жители Вифлеема делают костяные и масличные четки, перламутровые кресты, образки, изображения Гроба Господня. Все это в большом количестве раскупается паломниками. Вблизи селения, над той пещерою, где родился Спаситель, высится храм на самом краю горы, с восточной стороны; здесь же монастырь Рождества Христова. Величественный храм построен царицей Еленой в виде креста, впоследствие этот храм был обновлен и достойно украшен императором Юстинианом". Главный Алтарь Вифлеемского храма основан над самым вертепом рождества Спасителя мира. С обеих сторон алтаря сходят по пятнадцати мраморным ступеням в подземную церковь, которая собственно и есть место рождения Спасителя. Помост вертепа Рождества обвешан богатыми лампадами, над которыми мраморная доска, утвержденная на колонках, служит престолом, где совершается литургия. Отступя несколько шагов от места рождения Спасителя, можно увидеть особую пещеру, куда входят по трем ступеням, там были ясли, где покоился Божественный младенец. Ясли эти унесены в Рим и поставлены там в одном храме; на месте их устроен в пещере католический престол. Против колыбельных яслей Спасителя устроен другой, тоже католический престол. На том месте, где Пресвятая Богородица с младенцем Иисусом принимала поклонение волхвов. Солнечный свет не проникает в вертеп и он освещается множеством серебряных и позлащенных лампад, принадлежащих разным христианским исповеданиям. Весь вертеп имеет до пяти сажен в длину и сажени полторы в ширину.
Вот после столь подробного описания пещеры, где произошло событие, празднование которого мы ожидаем; при пении кондака праздника можем представить себе, что такое вертеп.
Эти рождественские стихи, к слову, с которыми наши бабушки и дедушки ходили по родным, друзьям "славить", необходимо, пожалуй, привести. Возможно, Господь вразумит наших читателей запомнить прекрасные эти древние и драгоценные слова.
Тропарь
Рождество твое Христе Боже наш возсия мирови свет разума; в нем бо звездам служащие звездою учахуся - Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с Высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Кондак
Дева днесь пресущественного рождает и земля Неприступному вертеп приносит; ангелы с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог. Вертеп - пещера, пастыри - пастухи, волсвы - волхвы, мудрецы.
Вот, ежели вы в рождественское утро или любое другое в период святок пропоете эти стихи в доме людей, которых любите, то вам полагается невеликий, но сердечный подарок.
* * *
Восьмое января
Попразднство Рождества Христова, собор Пресвятой Богородицы. В этот день православные христиане собираются в храмах для благодарственного прославления Пресвятой Богородицы. В этот день поются такие стихи: "Иже прежде денницы от Отца без матери Родивыйся, на земле без Отца воплотися днесь из Тебе: тем же звезда благовествует волхвом, ангелы же с пастырьми поют несказанное рождество Твое Благодатная". Этот текст, пожалуй, следует перевести: "Родившийся прежде денницы (ангела, ставшего затем демоном) от Отца без Матери, ныне от Тебя воплощается на земле без Отца. О том и звезда волхвам благовествует, ангелы же с пастухами поют о несказанном рождестве Твоем, Благодатная. Интересно, что в этот день на Руси принято было угощать бабушек-повитух в память некой женщины, помогавшей якобы Богородице при родах. На юге России сельские женщины носили в церковь пироги, чтя этим Богородицу, как это вообще было принято по отношению к родильницам.
С 7 по 19 января
Двенадцать дней после Рождества Христова называются Святками, то есть святыми днями, потому что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Святки - праздник христианский, но к нему примешалось немало языческих обычаев от самых древних времен. Это и обычай рядиться, надевать "личины", "окруты", производить гадания на бобах, литьем олова и т.п., волхование птицами. Они существуют и в наши дни как "невинные святочные забавы". Однако они не так уж и невинны. Не одна молодая женщина получила тяжелую психическую травму, гадая в подполе или в черной бане перед зеркалом со свечами. Православная церковь относится к гаданиям совершенно определенно. 61-е правило VI Вселенского Собора гласит: "Предающиеся волшебникам или другим подобным; дабы узнать от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними, отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимьи. Той же епитимьи надлежит подвергати и тех, кои производят гадания о счастье, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов".
"Современные святочные гадания хотя и начинаются иногда шуткою, - говорит протоиерей С.Булгаков, - но оканчиваются почти всегда великим вредом для души.
14 января
Новый год. Немного истории. Римляне за сорок пять лет до Рождества Христова праздновали новолетие 1 января вместо 1 марта, как это было у них до этого. Этот день они проводили в бесчинных, шумных играх с переодеваниями, в пьяном веселье и распутстве. Христиане поэтому долго не отмечали ничем этот день, не чтили его как новолетие и в разных странах Новый год встречали в разные дни: 1 марта, 25 марта, 1 сентября, 23 сентября и 25 декабря. Французский король Карл IX, известный как устроитель варфоломеевской ночи, постановил начинать год с 1 января. У нас, в России, новолетие по-новому было впервые отпраздновано 1 января 17ОО года по указу Петра Великого.
Как сообщает "Настольная книга священнослужителя", название Январь дано этому месяцу римлянами в честь языческого бога Януса двуликого, изображавшегося с юным и старым лицом, в знак того, что он стоит на распутье времен. Одно лицо у Януса смотрит в будущее, другое созерцает год минувший. Славяне называют этот месяц Просинец, Сичень.
У древних римлян было поверье, что от того, как проведешь первый день года, зависит то, как пройдет весь год. Из желания проводить время как можно веселее граждане Рима и веселились столь усиленно первого января, что многие опивались и объедались до весьма тяжелых последствий, вплоть до кончины. Так что при всей любви нашей к этому замечательному празднику, уподобляться римлянам не стоит. Тем более что праздников у нас, начиная с конца декабря и кончая последними днями января, столько, что в пору не разгуливаться, а расчетливо беречь силы, чтобы их понемногу хватило на все. Ну а православным христианам сам Господь, Рождество которого празднуем, велел во всем соблюдать меру и с золотой середины не сходить.