Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Вы пришли в храм...
Продолжение. Начало в №№44, 45
В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших по общепринятому обычаю мы ставим свечу "на канун". Канун (канон) обычно располагается в средней части храма у северной (левой) стороны. Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных крещеных христиан может сделать причастными Божественного Света, Света вечной жизни в Царстве Небесном. Поэтому когда мы ставим свечу за упокой "на канун", надо Господу вознести за усопших, которых хотим помянуть, молитву: "Помяни, Господи, души(у) усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруй им Царствие Небесное и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память" (трижды). Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей и не поминают за упокой. Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой седмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременно молиться об усопших.
Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после их смерти. Иногда эти дни в народе называют: третины, девятины, четыредесятины или сорочины. Поминают усопших и в день кончины ежегодно.
В третий день, когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить на земле, где она хочет. Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила добрые, правые дела. В третий же день в подражание Воскресшему Спасителю душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту рая и его обители. Все это душа рассматривает шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя своего - Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.
В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Сил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему и причислил его к лику святых.
После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.
В сороковой день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей по делам ее место заключения на Своем честном суде. И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на суде Божием и чтобы Он, в сороковой день вознесшийся в небо, вознес в небесные обители и душу умершего. Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего воскресения, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат после всеобщего суда, души нераскаявшихся грешников - в мучительном состоянии.
Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать "новопреставленный (имя)", а после сорока дней и в дни памяти - "приснопамятный".
Можно заказать панихиду. Панихидой называется моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело умершего, и в храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном или нескольких усопших христианах, но в дни памяти усопшего - только за него. Чтобы заказать панихиду, надо обратиться за "свечной ящик" или к священнику. Можно отслужить и литию по усопшим. Лития (греч.) - "усиленное моление". Эта служба короче панихиды. Ее также совершает священник по просьбе родственников перед выносом тела из дома, при встрече тела в притворе храма, по возвращении родных в дом после погребения, на могиле и в храме. В храме лития совершается в судные дни Великого поста вместо панихиды. Как при литии, так и на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутьей. Кутья - это вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о воскресении умершего. Как зерно, которое для того чтобы дать плод, должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо пшеницы используют вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или украшают им кутью сверху, например, в виде Креста. Кутья и другие приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на могиле, либо дома прежде поминальной трапезы раздаются понемногу пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то сладким: кутьей, киселем, медом, блинами и т. д.
Православная Церковь совершает поминовение усопших православных (крещеных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения называются вселенскими панихидами, или Родительскими (суббота перед Масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св. Димитрия Солунского (8 ноября н. ст.). Поминовение воинов совершается в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. ст.).
И еще одно поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи - в понедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерением разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими, отсюда и название "Радоница", когда православные христиане спешат приветствовать радостным "Христос Воскресе!" усопших. Именно на Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже не следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников. Мы ведь приходим возвестить радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с покойным.