Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Состязание с совершенством
Наталья Свирина, искусствовед, член СХ России
"Шляпы долой, господа!.." - приветствовал в свое время Р.Шуман появление на музыкальном Олимпе ХIХ века молодого, талантливого, но тогда еще неизвестного польского композитора. Сегодня можно повторить эту фразу, но применительно к гораздо более близкому нам во времени и пространстве явлению - художнику, экспозиция живописных работ которого развернулась в Выставочном зале на Володарского, 13.
Экспозиция эта впечатляет живым дыханием и движением форм и предметов в пространстве, волнующей стихией многокрасочного мира, иллюзорностью пространственной жизни и одновременным растворением видимых форм в цвето-световом потоке... Комнаты, интерьеры, натюрморты, портреты детей, образы пленительной женственности, болезненная старость... - то художник ищет конкретности форм, их узнаваемости, то, пристально наблюдая, выражает в их преломлении свои цветовые переживания, вплотную подходит к возможности абстрактной организации пространства. В основе же каждой работы - точный и верный рисунок, служащий доказательством серьезной художественной подготовки автора.
Это первая большая персональная выставка живописца и графика Игоря Смекалова, ставшая свидетельством, несмотря на творческую молодость художника, его безусловного успеха и обретения оренбургской школой живописи достойного продолжателя своих лучших устремлений.
"С потолка" в искусстве ничего не бывает. "Искусство требует жертв" и помимо таланта художнику необходимы еще, как минимум, знания и опыт, дающие мастерство, способные синтезировать качество. И когда оно - качество - налицо, то можно даже не сомневаться в сложности и значительности профессиональных и духовных исканий автора, тернистости пройденного им пути - пути, длиною гораздо большего, чем представленный на выставке семилетний отрезок творчества художника.
Как-то давно, в 1984 году, Игорь Смекалов заканчивает Оренбургское художественное училище. После - решает посвятить себя графике. Его поиски в этом направлении приводят со временем к осознанию своего сокровенного и подсознательного стремления, которому суждено будет сделаться естеством его творчества - осознания желания живописи. Так сбывается первый исповедуемый им постулат: "Художника определяют его комплексы", дополненный позже, вслед за Г.Глахтеевым, вселившим в него первую веру в успех: "И их преодоление".
Став сознательным, обозначившись как задача, это стремление к живописи должно было еще обрести свою эманацию, адекватную желанию форму, наметить пути движения и определить свои ценности и приоритеты. Смекалов обращается к оренбургским учителям, разрабатывающим проблемы пластики, начинает постоянно работать с натуры. Он также очень много копирует шедевры европейской живописи, импровизирует на их темы, определяя для себя имена авторов, наиболее близких собственной индивидуальности, и все больше вникая в секреты мастерства художников-классиков. Этими наблюдениями подтверждаются ранее запомнившиеся слова художника А.М.Дубинчика: "Для художника не только то важно, что он делает, но и то, чего он не делает".
Параллельно формируется у Смекалова свое отношение к традиции и натуре. Оказывается, что он одинаково не может творчески существовать ни без того, ни без другого. В своей практике он приходит к совмещению работы с натуры с заранее избранным и продуманным подходом к ней, с памятью об образцах. "Если бы я сидел один, и ничего бы у меня за спиной не было - мне было бы невероятно тяжело", - говорит Игорь. И сам теперь постулирует: "Канон - это высшее достижение живописца, высшее искусство".
Возникают свои жанровые пристрастия. Поскольку художник "ничего не выдумывает", главный свой интерес он сосредоточивает на изучении окружающего мира, натуры. По отдельным, изъятым из контекста целого предметам Смекалов все больше предпочитает их слитное существование в привычном окружении, в среде, дающей им естественность и цветовое многообразие. Так появляются излюбленные жанры: интерьер, натюрморт в среде, фигура в среде, фигура на пленэре, пейзаж. "Мне интересно этим заниматься. Осознание этого было подобно озарению".
К этому краткому изложению пути, подобному только вершине айсберга, еще многое можно было бы, безусловно, добавить. Смекалов нацелен на серьезное изучение проблематики искусства, тяготеет к созданию живописных серий работ /"Комнаты", "Интерьеры", "Детские портреты", "Натюрморты" и др./, через них раскрывая и специфику жанра, и свое отношение к нему. Неслучайным представляется и то обстоятельство, что значительная часть работ автора, кроме пленэрных ташлинских и пасмуровских, написана им в одном месте - его мастерской, и нередко даже с одной точки /именно из них составлена экспозиция настоящей выставки/. Один интерьер, одно пространство, но в работах нет даже намека на однообразие. Наоборот, кажется, что перед нами десятки комнат, решенных в разных тонах, наполненных разными предметами и вещами, преображенных художником своим внутренним ощущением переживаемого момента. "Мне нравится, - говорит Игорь, - когда одна тема как-то трактуется, развивается. Мне интересно слушать вариации, они многому учат. Изменяющаяся тема рождает ощущение того, что произведение - это что-то живое и происходит сейчас у тебя на глазах, что чуть ли не само сочинение происходит на глазах".
Но вернемся к выставке. Она одномоментно собрала значительную часть работ Смекалова, став точкой пересечения творческих прозрений автора. Дойдя до понимания секретов живописности - того, что давно существует в традиции, но является личным достоянием немногих художников, - Смекалов ищет, находит и снова ищет: непокоренные еще шедевры вызывают его на состязание со своим совершенством.
Эта неуспокоенность автора нашла отражение в построении экспозиции выставки с ее разомкнутостью и сознательной незавершенностью, предполагающими продолжение пути...