Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
27 августа - День кино
"Оренбург дождался фильмы..."
Татьяна Судоргина, начальник отдела облгосархива
О том, как на оренбургской земле рождались художественные фильмы "Иван Бровкин на целине", "Русский бунт", нам могут рассказать многие местные жители. А вот о киносъемках, проходивших 75 лет назад, в канун Дня кино, поведают материалы с архивной полки.
"Оживленно проходят съемки"
Скрывшись за инициалом "А", сотрудник редакции губернской газеты "Смычка" в последние дни октября 1925 года спешил обнародовать новость: "Приехал в Оренбург из Москвы от Госкино кинорежиссер и оператор товарищ Лемберг, известный по многим своим работам в области кино. Последние его работы: научно-художественная картина "Аборт" и только что заснятая картина "Избушка на Байкале".
Сейчас уже развернулась подготовительная работа по засъемке кинокартины "Степные огни" по сценарию товарищей В.Булах, М.Баталова, Г.Короткова. Картина охватывает период 1904-1925 годов, всю революционную борьбу и быт рабочих главных мастерских ташкентской железной дороги, Оренбурга. Степные огни - огни мастерских, в которых ковались социал-демократические рабочие кружки, позднее выросшие в РКП(б). В картине - революция 1905 года, годы реакции, империалистическая война, февраль и октябрь 1917 года, упорная, тяжелая борьба с дутовцами, чехословаками... "
Один из авторов сценария, который постоянно помещал на страницах "Смычки" свои статьи по истории Оренбуржья, через месяц опубликовал репортаж "На съемке "Степных огней": "Работающей сейчас в Оренбурге экспедиции Госкино по засъемке кинофильмы "Степные огни" приходится сталкиваться с массой "трюков" комических, подчас и трагических.
Для одного из кадров фильма требовалась буржуйка, непманша. В театре помощник режиссера встретил гражданку, вполне подходящую под необходимый тип.
- Простите, не согласитесь ли Вы сыграть в кинофильме? Она соглашается, но ее сосед будучи весьма "под мухой" вдруг рассвирепел: "Вы что пристаете к женщине? Милиционер!" Желающих попасть в кинокартину немало. Некоторые "киноактеры" заявляют: "Я бывший офицер, смогу сыграть военного..." Приходит немало членов драматических кружков - "сняться в картину".
- Бесплатно ведь...
- Ну и хорошо. Правда, попадаются и "знающие себе цену":
- А какова у вас оплата, - спрашивает "барынька" вертлявая, подбеленная, подрумяненная.
- А бесплатно не сыграете?
- Нет.
В картине участвуют рабочие и за очень, очень редким исключением, только в самых необходимых случаях, приглашаются актеры. Один рабочий играет мастера.
- Ты не здорово бей, просит рабочий "мастера".
- Ну, брат, нет, бить буду как следует, разыграю по-настоящему...
А вот другой кадр. В толпе красногвардейцев находятся и два жандарма.
- С крестами, медалями, - замечает рабочий.
- Я-то уж забыл, как жандармы одевались, 8 лет прошло...
- Товарищи жандармы, на съемку, - кричит помрежиссера.
- Товарищи жандармы... Ха-ха... Какие же они сейчас нам товарищи, - смеются рабочие.
Еще кадр. В боях за мастерские рабочие красногвардейцы старались вовсю. В стороне, забравшись для большего удобства на крышу одного из цехов, курсанты национальной военной школы, принесшие винтовки, наблюдают за ходом боя. Оживленно проходят съемки".
"Грандиозные кулисы кино"
Современник событий в начале декабря 1925 года свидетельствовал: "Утром прошлого воскресенья тюремная площадь была превращена в грандиозные кулисы кино: заснимался расстрел толпы в 1906 году у Беловской тюрьмы. Нынешнее здание Беловской тюрьмы (сейчас профессионально-педагогический колледж напротив Центрального рынка. - Т.С.) давно уже превращено в торговый корпус, почему решено всю инсценировку провести на тюремной площади у здания бывших Михайловских казарм, которые своими размерами и мрачным видом очень напоминали тюрьму.
Толпа, человек примерно в тысячу, в ожидании инсценировки рассыпалась по площади, в центре которой на двух грузовых автомобилях установлены два аппарата для киносъемки.
- Эх, брат, да это сон наяву, - смеялся какой-то рабочий, - вишь городовые-то, как настоящие!
Действительно, стояло с полдюжины городовых. Нужно отдать справедливость режиссерской руке: это были типичные фигуры - охранители порядка и спокойствия старого времени.
Однако рекорд внимания к себе побила фигура появившегося полицеймейстера. Артист Атрадин, очевидно, тщательно поработал над тем, чтобы правдоподобней представить особу шефа оренбургских держиморд.
Смешение войск и охраны старого и нового времени производило на толпу собравшихся посмотреть это редкое зрелище потрясающее впечатление, которое еще заострялось возможностью воочию убедиться в прелестях прежнего режима.
Распорядители разъяснили толпе - этим бесплатным статистам - как нужно вести себя и что делать. Отряд казаков вытянулся около тюрьмы. Тут же стоял с кучкой городовых полицеймейстер. Толпа демонстрантов с криками возмущения довольно удачно пошла "на аппарат". Раздался сигнал режиссера: "Скажите, чтобы полицеймейстер засуетился!" Свисток. Толпа хлынула и остановилась у указанной черты. Минутная перебранка. Новый свисток. Толпа вновь хлынула, в ответ на что грянул залп казаков. Свалка, в которой смяты казаки. Отбой. Вновь все на местах.
- Товарищи, - говорит в рупор с коня один из распорядителей. - Еще раз повторяю. После залпа казаков толпа бежит: не может же вооруженных толпа смять.
Снова повторяется наступление и отступление толпы. На этот раз режиссеры добились своего. Момент этот составляет часть громадного фильмы "Степные огни", в которой можно будет увидеть работу всего оренбургского революционного выводка".
Вскоре выяснилось, что "красочное разнообразие одежд казаков, недостаточность толпы и, наконец, пасмурная погода - все это не дало возможности включить этот уже заснятый эпизод в фильму. Расстрел будет сниматься вновь, когда будет привезен из Москвы необходимый реквизит, обмундирование казаков, генералов..."
Тем временем снимали другие сцены - налет атамана Дутова на вокзал, отступление красногвардейцев: "Отряд рабочих депо ст. Оренбург, действительные участники тогдашних боев стоят в очереди за винтовками. Их "командир" настолько вошел в свою роль, что требует по пять патронов на человека - полагается же по два. Насилу успокоили.
Красногвардейцам объясняется, что они должны отступать и отстреливаться. Свисток - съемка началась. Рабочие отступают медленнее, нежели полагается, причем часть из них не желает "отступать" и отстреливается... Режиссер кричит, чтобы отступали, помощники нервничают..."
Накануне нового 1926 года киношники уехали в Москву, пообещав вернуться весной.
"Необходимо участие населения"
На страницах "Смычки" в апреле 1926 года появилась заметка:
"Все помнят, верно, разъезжавшие по городу автомобили, фаэтоны со странными пассажирами: наряду с остроконечным шлемом и серой шинелью красноармейца чернели шинели с красными жгутами - городовых и здесь же золотились плечи офицеров рядом с замусоленными пиджаками рабочих. Рысили взводы казаков с хорунжими, есаулами и рядом брели красноармейские отряды. И красноармейцы и белые, полицеймейстер дружно беседовали. Висли взрывы хохота:
- Мы вам вот пятый год в натуре проведем, захлестаем плетьми, - грозятся казаки.
- Ну, золотопогонники, держись, крышка вам будет, - кричат из отряда Красной гвардии белым.
Это были съемки "Степных огней". В прошлую зиму было снято много: масса павильонных снимков, зимней натуры, метели. Началась непогода. Окончание съемки отложено. Причиной послужила еще и выгодность летней натуры. Экспедиция Госкино прибыла в Оренбург и "с места в карьер" приступает к съемкам".
Корреспондент того же периодического издания В. Булах чуть позже извещал: "Внизу под обрывом у берега Урала располагается подъехавший казачий пикет. Толпы, липнущие к барьеру, заинтересовываются, все смотрят туда, где остановился казачий пикет и подъехала черная легковая машина.
- Гляньте, казаки с пиками... А вон и офицер...
- Что за казаки? Почему они вдруг на Урале?
- Это верно картину снимают "Степные огни". Толпа спешит поближе посмотреть съемку.
- Товарищи, не мешайте. В сторону встаньте, - долго бются члены киноэкспедиции, пока, наконец, публика не отходит в сторону. Устанавливается киноаппарат - шарахается лошадь, испугавшись странного, невиданного сверкающего предмета.
- Нне балуй, - кричит на нее "казак".
Начинается съемка. Крутится ручка аппарата и пикет казачий, и ряд видов Урала, плывущих ледяных глыб запечатлевается на пленку с тем, чтобы показать все это многим тысячам кинозрителей".
Другой местный житель при этом добавлял:
"Сейчас киноэкспедицией Госкино по съемке фильмы "Степные огни" производится съемка ряда сцен: 1 мая у Дворца труда в 10 часов утра будет заснят эпизод из 1905 года, когда либеральный губернатор Барабаш запретил казакам стрелять по митинговавшим оренбургским трудящимся. В этот же день по окончании первомайской демонстрации у здания нынешнего исправдома (близ Урала) будет заснят расстрел у Беловской тюрьмы (1906 год).
Все желающие видеть себя в кинофильме "Степные огни" приглашаются на эти съемки".
Оренбуржец М.Инсаров - Вакс в первые майские дни 1926 года констатировал: "Всем известно, что в г.Оренбурге заканчивается фильма "Степные огни". Большинство местных организаций оказывают широкое содействие экспедиции, но далеко не все.
Оренбургское население было неоднократно свидетелем работы и отчасти имеет представление о сложности процесса съемки. Например, для инсценировки событий 1905 и 1906 годов необходима была масса, которая находилась бы в распоряжении экспедиции хотя бы часа три. Однако прошел час и из трехтысячной толпы осталось несколько сот, причем вся масса была партизанским путем "взята" членами экспедиции из числа проходящих первомайских колонн. Конечно, всего заснять не удалось.
Каждый день пребывания экспедиции в Оренбурге стоит государству денег и неудивительно, что начальник экспедиции "бомбардирует" беспрерывно все организации. Для того чтобы в самое ближайшее время закончить съемку, недостаточно одних только распоряжений, необходимо самое горячее участие самого населения в массовых сценах. До тех пор, покуда все это не будет проведено в жизнь, население не увидит на экране "Степных огней"...
"Режиссер создает кадры"
Репортер газеты "Смычка", продолжая информировать читателей о ходе кинопроцесса, 75 лет назад писал: "На площадь около исправдома с утра тянулись люди, желающие засняться в "Степных огнях". Подкатывает грузовик.
- Гляди, городовые.
Публика бросается к автомобилю. И "городовые" и народ улыбаются, хохочут. Подкатывает еще машина, откуда высаживается "полицеймейстер". Толпа шарахается туда и глазеет на светло-серую шинель с серебряными погонами.
- Енерал-то, как настоящий, - шамкает старушка.
- Не, бабушка, это полицейский начальник, который народ расстреливал в 1906 году, - объясняет ей кто-то, видимо уже познакомившись с эпизодом из революционного прошлого Оренбурга.
На грузовике режиссер Лемберг устанавливает киноаппарат, суетятся члены экспедиции Госкино, идет подготовка к съемке оренбургской гапоновщины. После репетиции, длительных разъяснений кому, как и что делать, наконец, приступают к съемке. Казаки на конях выстраиваются. Они "защищают" тюрьму, где толпятся политзаключенные, в знак привета выбросившие из окна камеры красный флаг.
- Вы жертвою пали в борьбе роковой
В любви беззаветной к народу...
Толпа поет и движется к тюрьме просить заключенных прекратить голодовку. Испуганно бегают городовые. Суетится полицеймейстер Волженцев. Вдруг залп хлестнул. Толпа бежит. Тарахтят "холостые" выстрелы, падают "убитые", "раненые".
Затем журналист демонстрирует свои знания истории края: "Расстрел у Беловской тюрьмы вызвал такой огромный взрыв негодования, что похороны жертв этого расстрела вылились в демонстрацию, настолько большую, что тогдашний губернатор барон фон-Таубе не решился, побоялся ей препятствовать.
Вот и здесь в съемке после расстрела большая толпа двинулась с гробами и пением на кладбище. Режиссер выхватывает, выглядывает наиболее выгодные моменты - создает кадры.
На тротуарах глазеющие обмениваются впечатлениями:
- Как красиво...
- А народу-то, как дождя...
- Господи, неужели покойник? Кто помер?
- Никто, бабушка, в картину это снимают...
А в сторонке стоящие нэпман со своей расфуфыренной, намазанной, накрашенной подругой вздыхают о прошлом...
Сняв похороны, надгробные речи и в высшей степени интересных типажей нищих у кладбища, которые перебивкой в монтаже этого эпизода его много оживят.
Съемка закончилась и за грузовиком с жандармами, городовыми рассыпалась толпа... "
"Многие взбудоражены киноэкспедицией"
Губернская газета опубликовала тогда же объявление: "В воскресенье киносъемка. Приглашаются в 11 часов утра к зданию губисполкома в тех же костюмах, в каких снимались в тюрьме нижепоименованные товарищи: Челышев, Данилов, Могила, Закурдаев, Шишов, Постникова, Коростелева... Приглашаются также все желающие".
Уже в середине мая 1926 года все тот же В.Булах сообщал: "Все изумлялись при виде вдруг воскресших людей "доброго старого времени" - губернаторов, генералов в золотых эполетах, шитых цветистых мундирах, щеголеватых адъютантов, офицеров, казаков. А кто не видел врагов их - боевых, с глазами загорающимися от воспоминаний о героической борьбе старых партийцев, красногвардейцев?
Многие, многие были взбудоражены, расшевелены киноэкспедицией. Съемки отдельных моментов вскрывали нигде никем не записаннный ценнейший материал о борьбе, страданиях, лишениях, победах, о большом революционном прошлом оренбургских трудящихся.
Работы по съемке кинофильмы "Степные огни" заканчиваются 18 мая, киноэкспедиция уезжает в Москву. Теперь остается еще монтаж и эта картина в конце лета пойдет в Оренбурге".
Но лишь в День смеха 1927 года газета "Смычка" порадовала оренбуржцев: "Наконец, через год Оренбург дождался фильмы, в которой не один зритель найдет себя среди действующих лиц. Картина "Степные огни" прошла уже предварительный просмотр и с 1 апреля начнет демонстрироваться в кино "Палас" для широкой публики".
Афиша гласила: "Оренбург на экране. Кинофильма из революционной борьбы оренбургского пролетариата "Степные огни".
Почему-то фильм выходил на экране единственного из нескольких кинотеатров губернского центра и всего три дня по одному сеансу...