Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Моя родословная
Первый покоритель неба
Наша газета уже публиковала материал о большом разветвленном старинном роде Кудашевых, представители которых жили и живут в Оренбурге. И вот из Уфы пришло очередное послание: на этот раз доктор химических наук, профессор кафедры общей химии Башкирского государственного университета Рифкат Кудашев поделился с нами своими разысканиями об еще одном Кудашеве - Александре Сергеевиче, с чьим именем связана история отечественного воздухоплавания и самолетостроения. Эти пока еще довольно скупые сведения Рифкат Хусаинович долго и кропотливо собирал с помощью многих людей: своих коллег из Института химической физики Российской АН, друзей и знакомых, имеющих родственников и приятелей за рубежом, а затем и людей, также носящих фамилию Кудашевых, проживающих в Америке. Один из этих добровольных помощников, некто М.С. Дроздов, прислал ему ксерокопии с фотографий моделей самолетов конструкции А.С. Кудашева. Вот что ему удалось выяснить.
Укоренившаяся в нашем сознании мысль о том, что создателем первого в мире самолета, поднявшегося в воздух, является Александр Можайский, получивший в 1881 году привилегию на изобретенный им "воздухоплавательный снаряд", - мягко говоря не точна. В докладной записке Главного инженерного управления Военного министерства, составленной в октябре 1884 года, со ссылкой на частные источники говорится, что самолет Можайского взлететь не мог. На основании экспериментальных работ, проведенных учеными в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в конце 1970-х годов, был сделан однозначный вывод: для отрыва от земли такому самолету была необходима мощность втрое больше заявленной. По мнению же большинства специалистов, использование парового двигателя в летательном аппарате конструкции Можайского оказалось бесперспективным делом, заранее обрекающим эксперимент на неудачу.
А вот что сообщают литературные источники о другом человеке, первым испытавшем в России самолет: "По сообщению Киевского общества воздухоплавания, 5 июня 1910 года в Киеве на Серецком ипподроме состоялся первый в России полет аэроплана собственной конструкции. Построил биплан и летал на нем профессор А.С. Кудашев".
Биографические сведения о конструкторе и испытателе содержат лишь основные факты жизни и деятельности. Князь Александр Сергеевич Кудашев родился в Санкт-Петербурге 9 февраля (21 по новому стилю) 1872 года. Окончил в 1895 году Петербургский институт инженеров путей сообщения. Работал на строительстве железной дороги Тифлис-Карс (ныне Турция). В 1899-1901 и 1906-1911 годах преподавал в Киевском политехническом институте. Принимал участие в работе общества воздухоплавания. Ему принадлежит приоритет в создании первого самолета отечественной конструкции с бензиновым двигателем.
К началу 1910-х годов популярным типом самолета-моноплана был "Брелио-11", сконструированный во Франции. Он послужил прототипом ряда монопланов, изобретенных в других странах.
В России самолеты этого типа делали А.С. Кудашев и С.В. Гризодубов. Интересной особенностью самолета "Кудашев-4" (1911 г.) было применение двух взаимосвязанных комплектов крыльев - одного для скорости 60 км/час, другого - для скорости 80 км/час. Взлетный вес самолета "Кудашев-3", построенного во Франции, был равен 320 кг, мощность двигателя - 35 л.с. В России им было построено два самолета-биплана "Кудашев-1". По летно-техническим характеристикам монопланы и бипланы Кудашева были сопоставимы с "Блерио-11", "Фарман-4" (Франция), "Ньюпор-1" (Россия), "Бристоль П-1" (Англия).
После Киева князь Кудашев переехал в Санкт-Петербург, где в 1911-1914 годах работал на Русско-Балтийском заводе. В начале первой мировой войны эмигрировал во Францию, преподавал в Парижской высшей технической школе. Предположительно, у Александра Сергеевича был сын Сергей, погибший в 1918 году в России. От его брака с Марией Павловной родился сын Сергей, которого впоследствии усыновил Ромен Роллан. Год и место смерти Александра Сергеевича неизвестны...
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.