Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Все дети - успешные!"
Евгения Павлова
Детские годы во многом, а иные утверждают, что во всем, определяют жизнь человеческую. Но ребенок несамостоятелен, зависим. Значит, его судьба в руках взрослых. Ну, с родителями более или менее понятно. А вот школа с обязательным теперь психологом? Педагог - это ясно: он учит. А психолог? Психолог же - все остальное. И как же много этого остального! И как оно сложно... Разобраться в этом интереснее всего на примере психологической службы областного Центра детского и юношеского творчества, которому в этом году исполняется десять лет. Если иметь в виду штатное расписание, то "служба" - слишком громко сказано: ее несут Татьяна Ивановна Лукина и Анися Дамировна Биктеева. Правда, им помогают еще пять научных консультантов. Теперь назовем другие цифры. 11000 с лишком - это дети, для которых Центр дом родной. 700 - это число педагогов, работающих с ними, и в принципе каждый нуждается, как говорит, имея на то все основания, Татьяна Ивановна, в "психологическом сопровождении".
Татьяна Ивановна мечтает о тех временах, когда каждого новичка на пороге Центра первым будет встречать психолог. Как же иначе? Кто точнее выяснит: зачем пришел, чем хочет заниматься, каких результатов намерен достичь?
Не все однозначно и с родителями: важно знать, просто ли они решили пристроить чадо, оторвав от улицы, или движимы желанием развить его способности? Верно ли выбрано занятие или "пусть учится бальным танцам - я в детстве мечтала, да не получилось". Психолог должен не просто знать - чувствовать особенности каждого возраста, чтобы посоветовать ребенку. И уметь помочь педагогу стать не только профессионалом, но личностью. Именно это делает систему дополнительного образования детей почти что солнечной: педагог личностными качествами держит на своих орбитах десятки "планет"-учеников. Чтобы убедиться в этом, можно обратиться почти к любому коллективу Центра. Хотя бы к студии "От "А" до "Я", ведущей интегрированное обучение английскому языку. Таисия Ивановна Жиляева, которая ею руководит, работает по принципу сквозной программы. Берется, скажем, тема - "Весна", которую детишки станцуют, нарисуют и споют (надо сказать, студийцы в силу своего дошкольного возраста читать еще не умеют). Чем хорош этот прием? Он развивает: обучение проблемное, дети отвечают на поставленные учителем вопросы. Да к тому же дает возможность каждому проявить себя, достичь успеха в том или ином виде деятельности. Это необходимо малышу: он начинает чувствовать себя всемогущим, а жизнь ощущать как радость. Не это ли сверхзадача в работе с детьми?
Но и Таисия Ивановна не обошлась без помощи психологической службы. Ей хотелось знать, что происходит с каждым ее питомцем в каждый момент урока-игры, чтобы целенаправленно идти к намеченному результату. Вместе с Татьяной Ивановной Лукиной разработали целую программу изучения компонентов постижения чужого языка - от чувства слова до видов памяти: зрительной, слуховой, образной, моторной. Включили в работу родителей, чтобы интерес детей к языку находил пищу и дома. Мамы и папы, бабушки и дедушки готовили дидактический материал, костюмы для спектакля на английском языке и даже некоторые роли в нем. Надо заметить, из этой практики родилась теория: работу, написанную Т.И. Жиляевой для защиты высшей педагогической категории, специалисты охарактеризовали как хороший научный труд.
Александр Мельников, руководитель танцевально-спортивного клуба "Радуга" - еще один "прихожанин" психологической службы. На первый взгляд, проблем - ну, просто никаких! Сам танцует, занимая в конкурсах призовые места, ребята его любят и также становятся первыми в соревновании. Но однажды Саша почувствовал проблему, весьма специфическую, - проблему пар, уже межличностную. Стали разбираться вместе: что с детьми? Репетирует хорошо, а в ответственный момент сникает. Или склонен успех приписывать себе, а в срыве винить партнера. У одних - сомнения в своих возможностях, у других - завышеннная самооценка. И снова в работу включаются психологи со своими методиками диагностирования. Но диагноз - только начало. Затем следуют доверительные (и конфиденциальные!) беседы с мальчишками и девчонками, психологические тренинги, в которых участвуют родители, - и это для последних становится бесценной школой. В результате они начинают глубоко понимать своих детей, находить средства тушить домашние конфликты. Взрослые получают компас, чтобы проплыть между "Сциллой и Харибдой" семейного воспитания - излишней суровостью и тем, что называется "запестовать".
Такое, психологически грамотное взаимодействие родителей и детей, дорогого стоит. Если его нет, проблемы подросткового и юношеского возраста становятся трудноразрешимыми. Вот пример. Сейчас Татьяна Ивановна Лукина работает с девятнадцатилетней девушкой, выпускницей медицинского училища. Начинающая медсестра страдает от неуверенности в себе. "Ничего не знаю, ничего не умею!" - вот постоянный рефрен ее рассказов о собственных неудачах. В долгих собеседованиях Татьяна Ивановна дошла до истоков этой беды. Оказывается, в семье ждали мальчика и родившаяся девочка с первых дней оказалась без вины виноватой. Упреки, придирки сделали свое дело: налицо комплекс неполноценности. Изжить его можно, но сложно.
Познакомившись с этой историей, еще больше начинаешь ценить лозунг, под которым работает психологическая служба Центра: "Все дети должны быть успешными!", его гуманную и оптимистическую суть.