Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Сальери оказался ни при чем...
Как люди творят? Как они создают вторую, не существовавшую до этого реальность в поэзии, живописи, музыке? Да и вся жизнь человеческая - в какой-то мере творчество... Пусть изредка, но все мы, простые смертные, задумываемся над этим. Для недавнего гостя нашего города процесс творчества - предмет глубокого и многолетнего научного интереса. Познакомьтесь: Николай Николаевич Николаенко, доктор медицинских наук. В Институте эволюционной физиологии и биохимии имени И.М. Сеченова Российской академии наук заведует лабораторией функциональной асимметрии мозга человека. Он - профессор института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга. У нас Николай Николаевич прочел несколько лекций студентам Оренбургского филиала этого университета и провел практические занятия. В 2001-ом году в Санкт-Петербурге увидела свет его книга "Творчество и мозг". Предназначенная специалистам, она трудна для восприятия непосвященных, поэтому мы попросили Николая Николаевича сопровождать нас в путешествии по страницам его монографии.
- Николай Николаевич, какой момент можно назвать самым первым в творческом акте?
- Восприятие. Оно, говорил Рудольф Арнхейм, поистине творческая способность мгновенного схватывания действительности, способность образная, проницательная, изобретательная и прекрасная... Любое восприятие есть также и мышление, любое рассуждение есть в то же время интуиция, любое наблюдение - также и творчество.
- Таким образом, мы все творим, только не знаем, как это у нас получается?
- Если свести к простейшему, то будет так: правое и левое полушария мозга владеют разными моделями мира. Живость, чувственность образов связаны с деятельностью правого полушария, а условность изображений, их схематичность, чертежный подход - с деятельностью левого. Творческий процесс, таким образом, обсусловлен своеобразным двуязычием: постоянным напряженным диалогом познавательных способностей правого и левого полушарий. Возможность этого акта обусловлена неустойчивым зыбким равновесием двух систем мозга и порожденных ими двух типов мышления - образного и понятийного. Перевес левого полушария приводит к тому, что творческий потенциал человека подавляется логикой, словом, стереотипами. Напротив, при большей активности правого творческие способности - в частности, в искусстве - могут усилиться. И здесь возникает проблема соотношения слова (понятия) и образа, например, в рисунке.
- Но это уже проблема искусствоведческая?
- Конечно. Однако начало ее лежит в сфере изучения мозга. Интересно выяснить, с помощью каких его структур человек отбирает, творчески перерабатывает зрительную - остановимся на ней - информацию и хранит в памяти разные модели окружающего пространства. Итак, творческий импульс в виде неосознаваемых зрительных образов задается правым полушарием, а последующие осмысление и оформление связано с межполушарным взаимодействием.
- Без сомнения, эти процессы особенно выразительны у гениев...
- Да, рассматривая жизнь одаренных талантом людей (нередко отягощенную поражениями мозга или расстройствами психики), невольно приходишь к мысли о том, что у великих Мастеров межполушарные отношения не фиксированы жестко, а имеют относительно высокую подвижность и раскрепощенность. Оригинальность их мышления обусловлена и независимостью от социальных штампов, речевых и мыслительных стереотипов. Способность таланта оперировать смутными зрительными образами позволяет предположить, что его сила - это уменение мыслить целостными непосредственными "правополушарными" образами.
- Это можно ощутить, имея дело с "итогом" - художественным произведением. Но болезнь?.. В Вашей книге меня поразила еще неслышанная, уверена, многими версия о причине смерти Моцарта.
- Знакомясь с документированными медицинскими наблюдениями, легче поверить в некоторые не строго доказанные истории. Эту версию выдвинул американский исследователь Майлз Дрейк, невролог из университетского госпиталя в Колумбусе. В записях врачей, пользовавших Моцарта, Дрейк нашел упоминание об "отложениях в мозгу" своего пациента. Используя новейшие методы исследования, Дрейк пришел к выводу, что Моцарт получил травму: после удара обо что-то твердое он пережил кровоизлияние в мозг и гематома (сгусток крови), названная врачами той поры "отложениями", стала давить на левое полушарие. Моцарт не только выжил, но именно в это время написал свою величайшую оперу "Волшебная флейта". Однако его родные сообщают в письмах того периода, что Вольфганг не в состоянии сам одеться: правая рука не повинуется ему. Стоило Моцарту заболеть, врачи прописали излюбленное в XVIII веке средство - кровопускание. Внезапное падение артериального давления, вызванное им, могло стать причиной инсульта: разница в давлении внутри гематомы и вокруг нее приводит к разрыву сосудов. И "Реквием" остался неоконченным...
- Николай Николаевич, мы беседуем с Вами в необычной для оренбуржцев гостиной "Быть или не быть?" Как Вы оцениваете это начинание ее организаторов и консультантов психотерапевта Сергея Константиновича Филиппова и психиатра Ария Авраамовича Сировского?
- Она необычна не только для оренбуржцев. Такой экспозиции, как "Среда обитания", приближенной к частному жилищу, я не встречал нигде. Хотя... Идея витает в воздухе: отдаленно подобное довелось видеть в Нью-Йорке, в Метрополитен-музее. Думаю, эффект ее значителен. Ведь окружение и помогает, и мешает людям жить. Это богатая возможностями психо-терапевтическая среда поможет человеку избавиться от комплексов, достичь равновесия внутри себя, мира с окружающими. Экспозиция отражает глубинные переживания, связанные с личными проблемами. Она ненавязчиво предлагает пути социально-психологической адаптации, в частности, через увлечения, развитие творческого начала в человеке...
-... на основе зыбкого равновесия правого и левого полушарий мозга, как мы теперь понимаем! Спасибо. Надеемся, что это не последняя Ваша встреча с читателями "Вечернего Оренбурга".
Интервью взяла Евгения Павлова.