Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Слово для русского народа - Бог"
Владислав Бахревский - известный русский писатель, родился в 1936 году в Воронеже. В 1958 году закончил Орехово-Зуевский педагогический институт. Работал в редакции районной газеты "Путь к коммунизму" Сакмарского района Оренбургской области, в журнале "Пионер", в "Литературной газете", проходчиком на строительстве Нурекской ГЭС. Автор около восьмидесяти книг прозы, среди которых художественное исследование ключевого для России XVII века романы "Василий Шуйский", "Смута", "Свадьбы", "Тишайший", "Никон", "Аввакум", "Стостотерпци", "Долгий путь к себе" (о воссоединении России и Украины) "Столп", роман о XII веке "Ярополк Ярославович". Книги для юношества: "Дюжина", "Кипрей-Полыхань", "Аллергия", "Голубые луга", "Футбол", "Земляника". Книги для детей: сказки "Дядюшка Шорох и Шурасавы", "Солдат Орешек", "Жемчужина Окатная", "Почему Луна улыбается", "Повелитель пампы".
Повести "Атей", "Спасители амазонок", "Златоборье", книга стихов "Лошадиная поляна".
Готовится к печати роман "Святейший патриарх Тихон".
Исторические повести "Хождение встречь солнцу", "Сполошный колокол", "Клад атамана" (Разбойник Кудеяр), "Шахир" - о туркменском поэте Махтумкули. "Страна тринадцатого месяца" - о борьбе Эфиопии за независимость. Много сделал для детской литературы Туркмении. Перевел несколько книг туркменских сказок, тафалорских, уйгурских, саларских.
Член редколлегии журналов "Брега Тавриды", "Исторической газеты". Лауреат Всероссийских литературных премий "Боян", "Капитанская дочка".
Живет в поселке Селятино под Москвой.
* * *
- Оренбург и Оренбургская область - что они такое в судьбе писательской? В последние четыре десятилетия Вы неоднократно приезжали в наш край. Иногда - на месяцы. В последние годы ваши приезды участились. Цель добровольных командировок и пригласительных?
- Оренбург - в моем писательстве сама судьба. Я закончил Орехово-Зуевский пединститут, студентом ездил на Алтай убирать хлеб. Меня тянули к себе степи, просторы, хотелось знать свою страну, хотелось служить народу. Так нас воспитывали.
И оказался я в Сакмаре. Педагогической работы не нашлось, меня взяли литсотрудником сельхозотдела в газету "Путь к коммунизму". В Сакмаре я еще раз переписал повесть "Мальчик с Веселого", свою студенческую работу. Все это было в 58-м году, а в 60-м в Детгизе в Москве повесть вышла в сборнике "Первое знакомство" и сразу отдельной книгой. Началась моя писательская дорога.
В 59 году я побывал на строительстве города Гая. Города еще не существовало, был дом Комсомольского штаба, руководил штабом Виктор Поляничко. Я написал очерк "Гай, улица Пионерская", об оренбуржцах, выпускниках школы, которые уехали строить Гай. Выходит, был первым журналистом, написавшим и о Гае, и о Поляничко.
Через год в Москве вышла моя вторая книга, очерковая, "Гай, улица Пионерская". Этот очерк открыл мне двери журнала "Пионер". Можно сказать, с улицы меня приняли в сотрудники центрального детского журнала страны.
Но еще раньше, во время работы в Сакмаре, я испытал счастье, знакомое всем начинающим литераторам: мое стихотворение напечатали в "Комсомольском племени" - в областной газете, а Елена Матвеевна Лыскова пригласила меня в литобъединение, которым руководил Михаил Трутнев. Однажды мое стихотворение похвалил Возняк.
В Оренбуржье я начал работу над первым своим историческим романом "Свадьбы". Это было в Спасском. Михаил Мефодьевич Чумаков пригласил меня на лето на свою Барскую гору. В доме Эверсмана я и написал немалую часть "Свадеб". Приехал в Спасское семейством, хотелось, чтоб и дети мои, и супруга стали оренбуржцами. О Спасском написал цикл миниатюр "Оренбургская степь". Это было в 1972 году. А в 1996-ом оренбуржцы присудили мне свою замечательную литературную премию "Капитанская дочка".
Нынешний приезд особый. По приглашению областного Комитета культуры и писательской организации я приехал собирать материалы для романа о Перовском, об Оренбуржье середины XIX века, когда здесь побывали Пушкин, Жуковский, а великий труженик Даль был соратником блистательного губернатора.
Для писателя самое важное в работе - много знать и много видеть. Благодаря заботе Николая Федоровича Корсунова и директора Дома литераторов Веры Михайловны Равиной уже удалось побывать в Сакмаре, в Ташле, в Саракташе, на кочевках Перовского. Предстоят еще несколько выездов.
Любовь оренбуржцев к городу, к истории своей земли ощущаю по той внимательности, которой окружен. Своими учеными изысканиями щедро делятся Галина Павловна Матвиевская, Алла Георгиевна Прокофьева, краевед и старый мой друг Михаил Мефодьевич Чумаков.
- Какой видится современная провинция из Москвы, существуют ли сейчас понятия провинции географической, культурной, литературной?
- В Советское время литературная провинция была продуктом партийной политики. Все лучшее - стольной Москве. В Москве - самый высокий уровень жизни. В Москве - слава, в Москве иной уровень свободы. В Москве газеты и книги издавались миллионными тиражами, в Москве - Центральное телевидение, Центральное радио.
Далеко не самые талантливые писатели, но уж наверняка самые пробивные, всеми правдами и неправдами стремились получить в паспорте отметку о московской прописке.
Московские писатели, как и московские читатели, были своего рода советским дворянством.
Мне несколько раз предлагали должности и соответственно московскую квартиру, но я хотел быть писателем, почитая писательскую работу за высшее служение.
И - прочь от соблазнов, от бесконечных командировок, от вояжей по заграницам, переселился в провинциальный Крым.
Но обратимся к современности. Искусственно насаждавшаяся в эпоху Ельцина децентрализация принесла много вреда литературе, но сделала одно доброе дело. Одно, да большое. Мы научились ценить себя, свой дом.
На самом-то деле в России литературной провинции никогда не было и не может быть - слово для русского народа - Бог, талантов у нас без счету.
- Каким видите литературный процесс Оренбуржья? Кстати, Вы сам участник этого процесса, довольно часто публикуетесь в нашей газете, участвовали в работе выездного секретариата Союза писателей России, а вот есть еще альманах "Гостиный двор", местные издательства, ваше в них участие возможное?
- Посмотрите на птенцов Геннадия Федоровича Хомутова - это ведь не гнездо, не птичник - это крылатые стаи светлых дарований. Пушкин и Аксаков благословляют поэтическое Оренбуржье. Куда выше!
А оренбургские мастера слова? Не во всяком европейском государстве есть столько первостепенных поэтов и прозаиков, сколько их в области. Модернизм пожрал искусство и литературу Запада. Дай нам Бог, устоять перед этой заразой. Ведь что такое модернизм? Это искусство хаоса. Искусство без образа, иначе говоря - без-о-бразие. Вернемся к провинции. Нынче в Москве тиражи книг такие же, как в Оренбурге, или, скажем, в районных городах Торопце, Орехово-Зуеве, Саракташе, в селе Большое Мурашкино. Московские писатели стали местечковыми, как и оренбуржцы, рязанцы, псковичи... Это плохо. Все самое драгоценное, создаваемое писателями нашего времени, - должно быть достоянием всего народа, страны.
Выходит, боятся русского слова, русского писателя. И нам нужно проявить настойчивость и упорство в борьбе с искоренителями русского духа, русского сердца.
Крым - похож на сердце. Когда я жил в Евпатории, мечтал о создании Детской республики. Крым - отобрали у России, но крымчане, принимавшие у себя весь Советский Союз, тянутся к нам. Присутствие на страницах "Брегов Тавриды" творчества разных областей России - хранит в себе костерок, пусть уголек, нашего единства, веры в завтрашний день, когда мы все очнемся от дурмана, околдовавшего нас.
- Читатели знают Вас и как известного детского писателя, поэта, сказочника, исторического романиста, писателя-популяризатора, выходили ваши книги и в серии "ЖЗЛ" издательства "Молодая гвардия" о Мамонтове и Васнецове, например. Но Вы еще и воспитатель молодежи, и литературной молодежи, в частности, собиратель литературных сил. Нам известна Ваша деятельность на посту журнала "Брега Тавриды" в качестве соредактора. Этот литературный альманах появился после распада СССР, выходит в Крыму и объединяет литературные силы трех братских славянских народов - русского, украинского, белорусского, не заказан туда путь литераторам и нашего края. Они там часто довольно публикуются. По возможности коснитесь и этой работы...
- И о детской литературе. Великая советская детская литература уничтожена - литература народов СССР. Но искореняется и русская детская литература. Самую читающую страну превращают в страну грамотной элиты, для которой удобнее говорить на иврите и на английском языке, и неграмотной массы народа... Я обращаюсь к оренбуржцам. Надо завалить правительство и администрацию Президента требованиями обратить самое серьезное внимание на восстановление детской и юношеской литературы. Задача эта стратегическая. На фантази, на детективах, хохмах и комиксах воспитывать будущие поколения - преступно.
В Москве мы такую работу начали, но нужна поддержка всей страны.
- В последние годы по-новому высветились некоторые исторические личности, в частности, в наше время много пишут о бывшем генерал-губернаторе В.А.Перовском, издаются о нем книги, как и что думаете Вы об этом выдающемся деятеле и могут ли современные правители края извлекать уроки Перовского, обучаться стратегической мудрости у Перовского, брать уроки государственности у Перовского?
- Генерал Перовский - сын своего времени. Он был мудр, дальновиден и в то же время жесток.
Написать книгу о Перовском - еще раз задуматься над судьбой России, о нашей судьбе, о нашем будущем.
Доктор Даль был глазник, он умел снимать бельма. Задача писателя, сокровенная, снимать бельма с глаз современников.
Вот почему так страшно приниматься за эту огромную работу. Ответственность велика.